Мы всегда и с большим удовольствием рассказываем об итогах Wildlife Photographer of the Year. Этот международный фотоконкурс, учрежденный британским Музеем Естествознания, проводился уже в 56-й раз и как всегда собрал самые кадры дикой природы и природы вообще. Это невероятно сложный жанр, как в части технической оснащенности фотографов, так и обладания ими глубоких знаний в области биологии и естествознания, чтобы предугадывать развитие снимаемых сюжетов. Конечно же, еще очень важный момент, а иногда и главный, – везение, хотя часто бывает сложно назвать везением кадр, которого автор терпеливо ждал часы, дни, а иногда и месяцы.
Конкурс действительно глобальный – в этом году он собрал почти 50 000 работ от профессионалов и любителей со всего мира. Имена победителей назвали в прямом эфире из Музея Естествознания, где экспонируются работы победителей и финалистов, а вот церемония оглашения имен победителей впервые прошла полностью виртуально, что, к сожалению, становится в последнее время нормой.
Отрадно, что победителем Wildlife Photographer of the Year’2020 стал российский фотограф Сергей Горшков, известный мастер съемки природы и диких животный, организатор различных фототуров по этой тематике и неоднократный победитель самых престижных мировых конкурсов. С чем мы Сергея от всей души поздавляем!
© Сергей Горшков (Россия) «Объятия».
Победитель Wildlife Photographer of the Year’2020
Nikon Z7 +50mm f/1.8 + система фотоловушек Cognisys | 1/200 с, f/6.3, ISO 250
На создание итогового кадра-победителя
ушли не часы, а лучшая часть года. Чтобы запечатлеть этот тотемный символ Сибири
– тигра, Сергей Горшков решил поставить фотоловушки. В поисках места для её
установки, он обыскал лес в поисках следов пребывания этих животных,
сосредоточив внимание на деревьях вдоль обычных маршрутов тигров, где они могли
оставить «сообщения» – запах, волосы, мочу, царапины. Первая фотоловушка была
установлена в январе 2019 года, но этот снимок великолепной тигрицы был
сделан только в ноябре.
В прошлом веке сибирские тигры практически истреблены охотниками, и хотя его
популяции по-прежнему угрожают браконьерство и вырубка лесов, начатые меры по
охране этих кошек, хочется надеяться, спасают ситуацию.
© Liina Heikkinen (Финляндия) «Лисица с гусем». Young Wildlife Photographer of the Year’2020.
Nikon D4 + Nikkor 28-300mm f/3.5-5.6 | 1/125 с, f/5.6, ISO 1600
Фотография Лиины – подтверждение того, сколько терпения требуется, чтобы запечатлеть поведение животного. Во время летнего отпуска девушка, которой тогда было 13 лет, услышала о большой семье лисиц, живущей в пригороде города на острове Лехтисаари. Там есть большие лесные массивы, а поскольку жители дружелюбны к лисам, последние не опасаются людей. Это позволило Лиине целый день наблюдать за семьей из двух взрослых лис и шести их лисят. Лёжа лежа всего в нескольких метрах от дома, Лиина запечатлела эту сцену, когда один из детенышей поймал и затащил белого гуся в расщелину, чтобы съесть его добычу, подальше от братьев и сестер.
© Jose Ruiz Jiménez (Испания) «Большие
хохлатые поганки на восходе».
Победитель в категории "Поведение: птицы" Wildlife Photographer of the Year’2020.
Nikon D4S + 600 мм f/4 + телеконвертер 1,4x + плавающее укрытие | 1/800 с, f/6,3, ISO 500
Это еще один кадр, демонстрирующий невероятное терпение фотографа дикой природы. Хосе поймал его, проведя несколько часов по грудь в воде в лагуне на западе Испании. Снимок сделан рано утром камерой, установленной на специальную плавающую платформу, и спрятанную вместе головой фотографа под небольшой замаскированной палаткой. Фотография демонстрирует характерное поведение птиц семейства хохлатых поганок: молодые птенцы живут на спинах своих родителей в течение нескольких недель после того, как вылупятся. Мягкий свет и приглушенные блики воды чудесно подчеркнули прекрасный момент.
© Алексей Бадяев (Россия/США) «Смотрю, как ты
смотришь».
Победитель в категории "Urban Wildlife" Wildlife Photographer of the
Year’2020.
Canon EOS 5D Mark IV + 17mm f/4 + вспышка Canon 430EX + дист. спуск | 1/40 с, f/22, ISO 1600
Иногда,
если вам повезёт, снимок, удостоенный наград, можно сделать буквально у вашего
окна. Так случилось и с Алексеем Бадяевым, работающим сейчас в США, который
обнаружил, что пара кордильерских мухоловок решила поселиться рядом с
исследовательским постом. Самка построила гнездо из мха, травы и другого
растительного материала и выстелила перьями.
Оба родителя кормили птенцов, вылетая, чтобы схватить насекомых в воздухе или собрать
их с листьев. Чтобы не беспокоить птиц, Алексей установил камеру за большим
куском коры на старой ели, направил вспышку, чтобы осветить сцену, и управлял процессом
съёмки из кабины. Этот снимок был сделан, когда самка сделала паузу, чтобы
проверить четырех птенцов.
© Songda Cai (Китай) «Золотой момент».
Победитель в категории «Подводный мир» Wildlife Photographer of the Year’2020.
Nikon D850 + 60mm
f/2,8 + бокс Seacam + стробоскопы Seaflash 150D
+ фонари Scubalamp | 1/200 с, f/20, ISO 500
Этот невероятный снимок был сделан во время ночного погружения китайским фотографом на Филиппинах. Сонгда Кай никогда не знает, с чем он может столкнуться во время таких погружений, поскольку под покровом ночи различные личинки и зоопланктон мигрируют из глубин, чтобы питаться фитопланктоном, обитающим на поверхности, а вслед за ними приходят другие хищники. Здесь фотографу удалось мастерски запечатлеть крошечную параларву, попавшую в его световой луч. Длина животного составляет всего ~6 см, а светоотражающие пигменты его кожи создают этот мерцающий эффект.
© Kirsten Luce (США) «Шоу-бизнес».
Победитель в категории «Дикая природа, фотожурналистика» (одно изображение) Wildlife Photographer of the Year’2020.
Canon EOS 5D IV + 70-200mm f/2.8 | 1/500 с, f / 4, ISO 2000
Фотокорреспондент
Кирстен Люс, уже несколько лет рассказывающая о жестоком обращении с животными,
сделала этот пронзительный кадр. Несмотря на то, что она сталкивалась с
множеством подобных драматичных историй, автор говорит, что это один из самых
символических и шокирующих снимков из того, что она снимала, потому что на нем
изображен могучий белый медведь – арктическая икона дикой природы. Снято, увы,
в русском гастролирующем цирке в Казани.
Посетители цирка, скорее всего, не знают, как страдает белый медведь, в том
числе и потому, что большую часть времени между выступлениями он проводит в
тесной транспортной клетке. Эта медведица – одна из четырех самок-медвежат, пойманных
на Земле Франца Иосифа. Уже 18 лет они все выступают и являются ценным
достоянием этого цирка на льду, единственного цирка, в котором есть белые
медведи-артисты.
© Ripan Biswas (Индия)
«Последний укус».
Победитель в категории «Портфолио» Wildlife Photographer of the Year’2020.
Nikon D5200 + Tamron 90mm f/2.8 + кольцевая вспышка Vitrox | 1/160 с, f/8, ISO
160
Есть
что-то особенное в изображениях, на которых запечатлены столь маленькие объекты,
их поведение и это сделано со вкусом.
На этой фотографии мы видим двух свирепых хищников-насекомых, которые
встречаются вместе нечасто. Гигантский речной тигровый жук преследует добычу на
земле, в то время как муравьи-ткачи обитают в основном на деревьях. Чтобы
сделать этот снимок, Рипан лежал на песке под полуденным солнцем и был максимально
приближен к насекомым. Была использована вспышка, чтобы осветить нижнюю часть
жука и уравновесить резкий солнечный свет. В результате получился этот
драматический снимок на уровне глаз. Отметим также, что для съёмки была
использована всего лишь старенькая зеркалка начального уровня с дешевой китайской вспышкой.
© Paul Hilton (Великобритания/Австралия) «Закулисный бизнес».
Победитель в категории «Дикая природа, фотожурналистика» (фотоистория) Wildlife Photographer of the Year’2020.
Canon EOS-1Ds II + 16-35mm | 16 мм, 1/10 с, f/3.2, ISO 1600
На
нем изображена свинохвостая макака, привязанная к деревянной клетке на птичьем
рынке Бали в Индонезии. Поскольку леса, их естественная среда обитания,
вырубаются, макаки все чаще совершают набеги на сельскохозяйственные культуры и
в конечном итоге становятся животными-вредителями. Их ловят, продают в качестве
домашних животных, в зоопарки, а также для биомедицинских исследований.
Чтобы сделать этот снимок, автору пришлось убедить торговца, что он собирается
купить обезьяну, поэтому ему позволили её сфотографировать в задней комнате.
Макаки могут открыто продаваться на подобных рынках, причем на законных
основаниях, но там же можно найти, пусть не в открытую, запрещенных к продаже животные,
таких как, например, детеныши орангутангов.
© Jaime Culebras (Испания) «Жизнь в балансе».
Победитель в категории «Поведение: земноводные и пресмыкающиеся» Wildlife Photographer of the Year’2020
Стеклянная лягушка грызет паука в предгорьях Анд у экватора. Как охотники на беспозвоночных, стеклянные лягушки играют ключевую роль в поддержании баланса экосистемы. Эта разновидность встречается только в этой небольшой области. В ту ночь фотографу пришлось четыре часа идти под проливным дождем через лес, чтобы добраться до обитания этих лягушек в заповеднике Мандуриаку. Лягушки не попадались, а ливень становился сильнее. Обернувшись, он обрадовался, увидев маленькую лягушку, висящую на ветке, ее глаза сверкали как мозаика. Мало того, она еще и ела. Под серенаду лягушачьего хора под проливным дождем, держа в одной руке зонтик и вспышку, в другой – фотоаппарат, автору удалось запечатлеть первую фотографию этого редкого вида за едой.
© Mogens Trolle (Дания) «Поза».
Победитель в категории «Портреты животных» Wildlife Photographer of the Year’2020
Снято в заповеднике обезьян Лабук-Бей на Борнео. Молодой самец обезьяны-носача слегка наклоняет голову и закрывает глаза. Неожиданные бледно-голубые веки дополняют теперь ее безукоризненно уложенные каштановые волосы. Он позирует несколько секунд, как в медитации. Могенс фотографирует приматов по всему миру в течение пяти лет. У некоторых видов обезьян контрастные веки играют особую роль в социальной коммуникации. Самый характерный элемент этого молодого самца, сидящего в стороне от своей группы сородичей – конечно, его нос. По мере взросление он будет сигнализировать о статусе своего хозяина (у самок нос намного меньше), а также о его настроении и использоваться в качестве резонатора при криках. «Этот портрет, – говорит Могенс, – с таким миролюбивым выражением совершенно непохож на все, что я когда-либо видел с другими обезьянами».
© Shanyuan Li (Китай) «Когда мать говорит
– бежать!».
Победитель в категории «Поведение: млекопитающие» Wildlife Photographer of the Year’2020
Эта редкая фотография семейства кошек манулов, сделанная в отдаленных степях Цинхай-Тибетского плато на северо-западе Китая является результатом шести лет высокогорной работы. Этих маленькие кошки обычно одиночки, их очень трудно найти, а активны они в основном на рассвете и в сумерках. Благодаря долгосрочным наблюдениям, Шаньюань знал, что лучший шанс сфотографировать их при дневном свете будет в августе-сентябре, когда котятам будет несколько месяцев, и матери становились более спокойными за них. Фотограф проследовал за семьей, когда та спустилась на высоту примерно 3800 м в поисках своей любимой пищи – зайцев-толаев и сурков, и установил свое укрытие на холме перед их логовом. Часы терпения были вознаграждены, когда все три котенка вышли поиграть.
© Frank Deschandol (Франция) «Повесть о двух осах».
Победитель в категории «Поведение: беспозвоночные» Wildlife Photographer of the Year’2020
Это замечательное попадание в кадр сразу краснополосой песчаной осы (слева) и осы-блестянки, собирающейся проникнуть в чужие гнезда ос, является результатом тщательной подготовки. Самки ос-блестянок имеют всего 6 мм в длину, они паразитирует в гнездах других видов ос, как кукушки откладывая там свои яйца, чтобы их личинки могли жить за чужой счет в чужых гнездах. Гораздо более крупная краснополосая песчаная оса откладывает яйца в свою собственную норку и кормит своих личинок гусеницами. Первоначальная цель Фрэнка состояла в том, чтобы сфотографировать бликующую осу-блестянку, её цветастость, созданную преломлением света на ее кутикуле. На песчаном берегу недалеко от своего дома в Нормандии, на севере Франции, он обнаружил крошечные норы ос-копателей, подходящие для деятельности ос-кукушек. Фотограф установил самодельное, довольно непростое оборудование, с использованием инфракрасного луча, при прерывании которого летящей осой, запускается автоспуск сверхбыстрой системы затвора. Несмотря на чрезвычайно малую глубину резкости и крошечные объекты съёмки, автору удалось гармонично поймать в кадр не только блестянку, но и песчаную осу.
© Luciano Gaudenzio (Италия) «Огненная река Этны».
Победитель в категории «Земля. Окружающая среда» Wildlife Photographer of the Year’2020
Из большого котлована на южном склоне Этны лава течет в огромный лавовый туннель, вновь поднимаясь ниже по склону, как раскаленная докрасна река, чуть завуалированная вулканическими газами. Чтобы стать свидетелями этой сцены, Лучиано и его коллеги несколько часов шли по северной стороне вулкана, через вонючие испарения и по хаотичным скальным образованиям, покрытым пеплом. Стена тепла четко давала понять границу доступности. Лучано описывает представшее перед ним зрелище как гипнотическое, причем жерло напоминало "открытую рану на шершавой морщинистой коже огромного динозавра". Это было в 2017 году. Фотографу больше всего хотел запечатлеть драматизм лавовой реки, разлитой до горизонта. Единственный способ сделать это – подождать "синего часа" после захода солнца, когда контрастные тени накроют сторону вулкана, и при длительной выдержке можно будет снять светящийся поток против голубого газового тумана.
© Alberto Fantoni (Италия) «Подарок Элеоноры».
Победитель в категории «Восходящая звезда» (портфолио) Wildlife Photographer of the Year 2020
На отвесных скалах Сардинского острова самец сокола Элеоноры приносит добычу своей самке. Добычей стал, вероятно, жаворонок, пойманный в воздухе во время миграционного перелета над Средиземным морем. Эти среднего размера соколы предпочитают гнездиться на скалах небольших островов вдоль побережья Средиземного моря в конце лета, чтобы совпасть с массовой осенней миграцией мелких птиц в Африку. Альберто наблюдал за этой парой, откуда мог фотографировать взрослых особей в их гнездовье на вершине скалы. И хотя само гнездо было вне поля зрения, обе птицы очень удачно и даже романтично попали в кадр.
© Gabriel Eisenband (Колумбия) «Неожиданность».
Победитель в категории «Растения и грибы» Wildlife Photographer of the Year 2020
Это была снято на Ритакува, самой высокой вершине Восточных Кордильер. Оставив свою палатку в долине, он поднялся для съёмки снежной вершины против заката. Но его внимание привлекли именно цветы на переднем плане. Известное как арника белая, растение относится к семейству ромашек, и найти эту разновидность можно только в Колумбии. Оно произрастает в высокогорной и богатой травами среде обитания в Андах, приспособлено к экстремальным холодам с листьями, плотно покрытыми белым пухом. По мере того как заканчивался волшебный час заката, синий свет заливал сцену эфирным голубым светом, в то время как серебристо-серые листья становились подчеркнуто голубыми, а цветы сияли ярко-желтым цветом. Было тихо и безветренно, что позволило Габриэлю использовать длинную выдержку, чтобы запечатлеть облака, без какого-либо размытия движения между растениями. Хотя свет уже гас, казалось, что становится светлее, поскольку желтые цветы начали доминировать над сценой, ведя глаза к горе за ними.
Wildlife Photographer of the Year 2021
Если вас воодушевили представленные работы, и вам есть, что показать, то уже открыт приём работ для участия в очередном, уже 57-м по счету, Wildlife Photographer of the Year 2021.
Обновленный список категорий Wildlife Photographer of the Year 2021
- Животные в среде обитания
- Портреты животных
- Поведение: земноводные и рептилии
- Поведение: птицы
- Поведение: беспозвоночные
- Поведение: млекопитающие
- Растения и грибы
- Подводный мир
- Дикая природа в городах
- Художественная красота в природе
- Океаны
- Водно-болотные угодья
- Фотожурналистика
- Фотожурналистика (фотоистория)
- Восходящая звезда (портфолио) (возраст от 18 до 26 лет)
- Портфолио (возраст 27 лет и старше) .
К сожалению, участие в
конкурсе платное: по правилам организаторов каждый участник должен сделать
вступительный взнос – 30 фунтов стерлингов. После чего можно будет представить
до 25-ти своих работ.
Отметим, что российских участников Wildlife Photographer of the Year традиционно довольно много, как среди финалистов, так и среди победителей,
организаторы даже разместили правила участия на русском языке, что бывает довольно нечасто.
Работы будут приниматься до 10 декабря 2020 года.
Сайт фотоконкурса Wildlife Photographer of the Year.
Итоги Wildlife Photographer of the Year
2019
Итоги Wildlife Photographer of the Year
2018
Итоги Wildlife Photographer of the Year
2017