Ежегодно, начиная с 1965 года, подводятся итоги фотоконкурса Wildlife Photographer of the Year и определяются лучшие фотографы-натуралисты. Цель организаторов – посредством фотографии привлечь внимание к проблемам сохранения дикой природы и животного мира.
В этом году для участия в конкурсе было представлено почти 40 тысяч работ от фотографов всех возрастов и уровня из 93 стран. Международная группа экспертов жюри анонимно оценивала каждую работу не только с точки креативности и оригинальности, но и уникальности с точки зрения сложностей той или иной съемки. Из огромного количество присланных снимков были выбраны 100 работ финалистов, которые будут представлены с 14 октября 2022 года на итоговой выставке 58-го конкурса Wildlife Photographer of the Year в лондонском Музее Естествознания.
"100 фотографий, сделанных одними из лучших фотографов со всего мира, побуждают к любопытству, общению и удивлению. Эти вдохновляющие снимки передают влияние человека на мир природы так, как не передать словами, – от срочности сокращения биоразнообразия до вдохновляющего восстановления охраняемых видов". – Doug Gurr, директор Музея Естествознания.
"Меня поразило не только необычное сочетание сюжетов в коллекции этого года – обширная панорама мира природы, но и эмоциональная сила многих снимков". – Roz Kidman Cox, председатель жюри.
Гран-при и, соответственно, титул ‘Wildlife Photographer
of the Year
2022’ получила Karine Aigner из США, представившая работу «Большой
переполох»:
© Karine Aigner (США) «Большой переполох».
Абсолютный победитель Wildlife Photographer of the Year
2022 и победитель в категории «Поведение: беспозвоночные»
Жюри оценило невероятное везение и отличную реакцию фотографа. Карин, используя макрообъектив, запечатлела бурную сцену спаривания кактусовых пчел над горячим песком. Пчелиная самка, вылетевшая из гнезда, была мгновенно облеплена сексуально озабоченными самцами, борющимися за право продолжения рода. Образовался живой и шевелящийся "брачный шар".
На сегодня пчелы всего мира находятся под угрозой из-за потери среды обитания, использования пестицидов, плохой экологии и изменения климата.
Отметим, что эта работа получила летом и Гран-при в конкурсе ‘BigPicture 2022: Natural World’.
Место съемки:
Южный Техас, США.
Оборудование: Sony α7R III + Laowa 24mm f14 2x для макро,
вспышка Profoto + триггер | 1/1000 с, ISO 6400.
Гран-при в молодежной номинации присудили Katanyou Wuttichaitanakorn из Таиланда за довольно необычный
крупноплановый снимок так называемого китового уса:
© Katanyou Wuttichaitanakorn (Таиланд) «Красота китового уса».
Абсолютный победитель Young Wildlife Photographer of the Year
2022 и победитель в категории «15–17 лет»
Катаню Вуттичайтанакорн был заинтригован контрастными цветами и текстурами кита Брайда, всплывшего рядом.
Туристический катер, на котором был юный автор, выключил двигатель, когда рядом появился кит. Катанью пришлось зафиксировать руки, чтобы запечатлеть эту композицию крупным планом из качающейся на волнах лодки.
У китов Брайда внутри верхней челюсти растет до 370 пар пластин китового уса, которые используются для фильтрации планктона из океана.
Место съемки:
Верхняя часть Сиамского залива, Таиланд.
Оборудование: Canon EOS 90D +
объектив Sigma 150–600mm f5–6.3 | 1/6400 с, f6,3 (-1 e/v), ISO 640.
Победители взрослых категорий
Категория «Животные в естественной среде обитания»
© Daniel Mideros (Эквадор) «Грациозная стойка очкового медведя».
Победитель в категории «Животные в естественной среде обитания» | Wildlife
Photographer of the Year’2022
Даниэль Мидерос представил пронзительный портрет исчезающей среды обитания и ее обитателя.
Дэниель установил фотоловушки вдоль пути на высокогорные плато, одна из которых и зафиксировала проход редкого очкового медведя. Число этих животных, обитающих от Венесуэлы до Боливии, сильно сократились в результате сокращения среды их обитания. Это проблема всего мира: люди продолжают строить и заниматься сельским хозяйством, все больше сужая пространство для дикой природы.
Место съемки: Пеньяс
Бланкас, Кито, Эквадор.
Оборудование: Canon 7D Mark II + объектив 18–55mm f3.5, 2 вспышки Nikon SB-28, система камер-ловушек Camtraptions | 1/160 сек, f14, ISO 400.
Категория «Портреты животных»
© José Juan Hernández Martinez (Испания)
«Самая красота».
Победитель в категории «Портреты животных» | Wildlife Photographer of the Year’2022
Хосе Мартинес стал свидетелем головокружительного ухаживания канарской хубары.
Хосе прибыл к месту брачных церемоний птиц ночью. При свете луны занял выгодную позицию для съёмки и поймал в кадр этот профиль птицы, когда она недолго отдыхала от своей бешеной игры.
Самцы канарской хубары ежегодно возвращается на одно и то же место, где устраивают впечатляющие брачные танцы. Распушив перья на шее и откинув голову назад, они принимают участие в этом бешеном процессе, а после отдыха в течение несколько секунд, снова продолжают.
Место съемки:
Ла-Олива, Фуэртевентура, Испания.
Оборудование:
Nikon D3S + объектив Sigma 150–600mm f5–6,3, штатив Manfrotto + головка Benro |
600 мм, 1/1000 с, f6,3, ISO 800.
Категория «Поведение: птицы»
© Nick Kanakis (США) «Слушающая птица».
Победитель в категории «Поведение: птицы» | Wildlife Photographer of the Year’2022
Ник Канакис заглянул в тайную жизнь крапивников.
Ник заметил молодого серогрудого крапивника в поисках пищи. Зная, что если к нему приблизиться, он улетит, фотограф нашел чистый участок опавших листьев и стал ждать. И действительно, маленькая птичка запрыгнула в кадр, прижалась ухом к земле, прислушиваясь к мелким насекомым.
Этот метод обнаружения добычи используется и другими птицами, в том числе евразийским дроздом. Серогрудые лесные крапивники – птицы, которых часто можно услышать, но редко увидеть. Слышны их громкие мелодичные трели и хриплые крики, а сами они прячутся в подлеске.
Место съемки: Национальный парк Татама, Рисаральда,
Колумбия.
Оборудование: Nikon D850 + 500mm f5.6
| 1/160 c, f5.6, ISO 5000.
Категория «Поведение: млекопитающие»
© Anand Nambiar (Индия)
«Великая погоня на скалах».
Победитель в категории «Поведение: млекопитающие» | Wildlife Photographer of the Year’2022
Ананд Намбияр поймал необычный ракурс охоты снежного барса на гималайских козлов.
С выгодной точки съемки через ущелье Ананд наблюдал, как снежный барс маневрирует рядом со стадом. И он был идеально адаптирован к окружающей среде в отличие от фотографа, который долго тренировался, готовясь к восхождению на высокогорье и низким температурам.
Снежные барсы живут в одних из самых суровых мест обитания. На сегодня они классифицируются как исчезающие. Угрозами для них являются изменение климата, добыча полезных ископаемых и охота как на снежных барсов, так и на их добычу.
Место съемки: заповедник
дикой природы Киббер, штат Химачал-Прадеш, Индия.
Оборудование: Nikon
D500 + объектив 200–500 мм f5.6 | 500 мм, 1/1600 с, f18, ISO 400/
Категория «Поведение: амфибии и млекопитающие»
© Fernando Constantino Martínez Belmar (Мексика) «Похититель летучих мышей».
Победитель в категории «Поведение: амфибии и млекопитающие» | Wildlife Photographer of the
Year’2022
Фернандо Белмар ждал в темноте, пока юкатанский крысиный полоз схватит летучую мышь.
Используя красный свет, к которому и летучие мыши, и змеи менее чувствительны, Фернандо следил за этой полозом, охотящимся из трещины. У него было всего несколько секунд для съемки, пока змея не спрячется со своей добычей обратно в расщелину.
Каждый вечер в пещере тысячи летучих мышей уходят на ночную кормежку. Тогда же появляются голодные змеи, свисающие сверху, ждущие удобного момента, чтобы схватить добычу в воздухе.
Место съемки: Кинтана-Роо,
Мексика.
Оборудование: Nikon D800 + объектив 105 мм f2.8, вспышка Nikon SB-700, красный фонарь | 1/200 c, f9, ISO 125.
Категория «Искусство природы»
© Junji Takasago (Япония) «Небесные фламинго».
Победитель в категории «Искусство природы» | Wildlife Photographer of the Year’2022
Несмотря на горную болезнь, Джунджи подкрался к прихорашивающейся группе чилийских фламинго, чтобы запечатлеть эту сказочную хореографичную сцену с отраженными в воде облаками.
Салар-де-Уюни высоко в Андах – крупнейший в мире солончак. Но он также является и одним из крупнейших литиевых рудников Боливии, что угрожает будущему этих фламинго.
Место съемки:
Салар-де-Уюни, провинция Даниэль Кампос, Боливия.
Оборудование: Nikon Z 7 + объектив 80–400 мм f4–5,6 | 400 мм,
1/3200 с, f10 (+0.7 e/v), ISO 800.
Категория «Океаны: большая картина»
© Richard Robinson
(Новая Зеландия) «Новая жизнь кита».
Победитель в категории «Океаны: большая картина» | Wildlife Photographer of
the Year’2022
Ричард Робинсон запечатлел уникальный момент совокупления китов.
Ричард использовал камеру, опущенную в воду, и постепенно приближался к китам. Доведя свою камеру в темной воде максимально близко к животным, он с облегчением увидел, что изображение очень четкое, а момент соития виден отлично.
Готовясь к спариванию, самка южного кита переворачивается на спину. Популяция этих китов в Новой Зеландии, известных как тохора (на языке маори), почти полностью исчезла в 1800-х годах, поэтому каждый новый китенок – новая надежда.
Место съемки: Оклендские острова, Новая Зеландия.
Оборудование: Canon EOS 5DS R + 8–15mm f4, аквабокс | 15mm,
1/640 с, f4, ISO 1600.
Категория «Растения и грибы»
© Agorastos Papatsanis (Греция) «Волшебные сморчки».
Победитель в категории «Растения и грибы» | Wildlife Photographer of the Year’2022
Агорастос Папацанис создал сказочную сцену в лесах горы Олимп.
Автор хотел создать волшебную сцену. Он подождал, пока лучи солнца пробьются сквозь деревья и осветят воду на заднем плане, и затем использовал широкоугольный объектив и вспышки, чтобы выделить лабиринты шляпок сморчков.
Эти грибы считаются гастрономическим деликатесом во многих частях мира. Их трудно выращивать искусственно, но в некоторых лесах они растут естественным образом.
Место съемки:
гора Олимп, Пиерия, Греция.
Оборудование: Nikon D810 + объектив Laowa 15mm f4 +
поляризационный фильтр, 2 вспышки Godox V1-N, триггер Godox XP Pro-N, штатив Leofoto | 0,8 с, f20, ISO 200
Категория «Под водой»
© Tony Wu
(США/Япония) «Съёмка звезды».
Победитель в категории «Под водой» | Wildlife Photographer of the Year’2022
Тони Ву наблюдал за волнующим репродуктивным танцем гигантской морской звезды.
«Танцующая» поза нерестящихся морских звезд, способствует оплодотворению икры течением.
Место съемки: залив Кинко,
префектура Кагосима, Япония.
Оборудование: Nikon D850 + объектив 105 мм f2.8, аквабокс Nauticam, вспышка Backscatter Mini Flash 1 + стробоскопы Inon S2000 + Z240, компактный штатив RGBlue | 1/250 с, f18, ISO 320.
Категория «Городская дикая природа»
© Дмитрий Кох (Россия) «Дом медведей».
Победитель в категории «Городская дикая природа» | Wildlife Photographer of the
Year’2022
Наш соотечественник стал победителем в этой категории со своей серией кадров, сделанных на заброшенной метеостанции на маленьком острове Колючин на Чукотке
Во время путешествия на яхте, укрываясь от шторма, Дмитрий заметил белых медведей, бродящих среди построек давно опустевшего поселка. Чтобы сделать эту уникальную серию снимков, которая вызывает в воображении сцены постапокалиптического будущего, автор использовал беспилотник с низким уровнем шума.
Отметим, что эта серия кадров принесла в этом году победу Дмитрию сразу в нескольких конкурсах, в том числе в Drone Photo Awards’2022.
Место съемки:
остров Колючин, Чукотка, Россия.
Оборудование: DJI Mavic 2 Pro + Hasselblad L1D-20c +
объектив 28 мм f2.8 | 1/160 с, f2,8, ISO 640
Категория «Водно-болотные угодья: большая картина»
© Daniel Núñez (Гватемала) «Умирающее озеро».
Победитель в категории «Водно-болотные угодья: большая картина» | Wildlife
Photographer of the Year’2022
Даниэль Нуньес использовал дрон, чтобы запечатлеть контраст между лесом и водорослями на озере Аматитлан.
Автор сделал эту фотографию, чтобы рассказать о влиянии загрязнения на озеро Аматитлан, которое ежегодно принимает около 75 000 тонн отходов из города Гватемала. «Это был солнечный день с идеальными условиями для съёмки, — говорит он, — но это грустный и шокирующий факт».
Цианобактерии процветают в присутствии загрязняющих веществ, таких как сточные воды и сельскохозяйственные удобрения, стимулирующих цветение водорослей.
Место съемки:
озеро Аматитлан, Вилла Каналес, Гватемала.
Оборудование: DJI Mavic Mini 2 + объектив 24 мм f2.8 | 1/60 с, f2.8,
ISO 100.
Категория «Фотожурналистика»
© Brent Stirton (ЮАР) «Уход Ндакаси».
Победитель в категории «Фотожурналистика» | Wildlife Photographer of the Year’2022
Брент Стиртон рассказал о последней главе жизни всеми любимой горной гориллы.
Фотограф в свое время снял спасение Ндакаси в двухмесячном возрасте после того, как ее семью жестоко убили браконьеры. А на этом снимке уже момент её смерти на руках своего спасителя и 13-летнего опекуна, рейнджера Андре Баумы.
В результате неустанных усилий по сохранению, направленных на ежедневную защиту отдельных горилл, численность горных горилл за последние 40 лет увеличилась в четыре раза и превысила 1000 особей.
Место съемки:
нацпарк Вирунга, Республика Конго.
Оборудование: Canon EOS R5 + объектив 24–70 мм 2.8 | 1/160 с, f2,8, ISO 3200
Категория «Фотожурналистика, серия»
© Karine Aigner (США) «Кубинская связь».
Победитель в категории «Фотожурналистика, серия» | Wildlife Photographer of
the Year’2022
Почему птица поет в клетке?
Карин Айгнер исследует отношения между кубинской культурой и певчими птицами, а также будущее глубоко укоренившейся традиции.
На протяжении сотен лет кубинцы ловили и содержали певчих птиц, устраивали конкурсы птичьего пения. В течение бурного периода экономических санкций и политических беспорядков эти маленькие красивые птицы обеспечивали общение, развлечение и дружеское соперничество внутри сообщества.
Кубинские снегири высоко ценятся за их сладкий голос и дерзкий характер. А клетки вешают вдоль дороги, чтобы они привыкали к шуму и суматохе.
Место съемки:
Куба.
Оборудование: Sony α6500 + объектив 16–70 мм f4 |16 мм, 1/4000 с, f5,6, ISO
800
Категория «Восходящая звезда, портфолио»
© Mateusz Piesiak (Польша) «Театр птиц».
Победитель в категории «Восходящая звезда, портфолио» | Wildlife
Photographer of the Year’2022
Поместив свою камеру с дистанционным управлением на грязь в тростниковой заросли, Матеуш воспользовался возможностью запечатлеть момент, когда пролетавший сапсан заставил нескольких чернозобиков взлететь.
Матеуш фокусируется на местных птицах, исследуя и
подготавливая образы, которые были у него в голове «дни, месяцы или даже годы»,
прежде чем ему, наконец, удаётся их воплотить.
«Даже небольшой пруд или парк в центре города может оказаться очень хорошим
местом для съемки дикой природы».
Место съемки:
Польша.
Оборудование: Canon EOS R + объектив 14–35 мм f4 | 14 мм,
1/1000, f10 (+0.7 e/v), ISO 500
Категория «Портфолио»
© Laurent Ballesta (Франция) «Под антарктическим льдом».
Победитель в категории «Портфолио» | Wildlife Photographer of the Year’2022
«Пирамида жизни»
Живые башни морских беспозвоночных на морском дне у Земли Адели, на глубине 32 метра подо льдом у Восточной Антарктиды. Здесь, в центре, древовидная губка скрыта живыми организмами, от гигантских ленточных червей до морских звезд.
Лоран Бальеста совершает свои погружения при температуре ниже нуля, открывая разнообразие жизни подо льдами. Его экспедиция в Антарктиду для изучения ее огромного подводного биоразнообразия потребовала двух лет планирования, команды опытных дайверов и специально разработанного снаряжения.
Место съемки: Адели Лэнд, Антарктида.
Оборудование: Nikon D810 + объектив 13 мм f2.8, аквабокс Seacam,
2 вспышки Seacam | 1/13
с, f16, ISO 800.
Победители молодежных категорий
Категория «10 лет и младше»
© Ekaterina Bee (Италия) «Батл».
Победитель в категории «10 лет и младше» | Wildlife Photographer of the Year’2022
Екатерина наблюдала за тем, как два альпийских козерога дерутся за первенство.
Во время весенней поездки с семьей в горы Екатерина заметила эту драку. Два горных козла столкнулись рогами и продолжали обмениваться ударами, стоя на задних лапах, как боксеры на ринге.
К началу 1800-х годов, после столетий охоты, в горах на итальянско-французской границе выжило менее 100 альпийских козлов. Успешные меры по сохранению привели к тому, что на сегодня их популяция насчитывает более 50 000.
Место съемки:
Пьян делла Мусса, Пьемонт, Италия.
Оборудование: Nikon D5600 + объектив 18–55 мм f3,5–5,6 | 1/320 с, f9, ISO 100
Категория «11–14 лет»
© Ismael Domínguez Gutiérrez (Испания) «Из тумана».
Победитель в категории «11–14 лет» | Wildlife Photographer of the Year’2022
Исмаэль Гутьеррес представил эту монохромную сцену, в которой скопа сидит на мертвом дереве, ожидая, пока рассеется туман.
Когда Исмаэль добрался до заболоченной местности, то был разочарован, что видимость не превышала нескольких метров, и у него не было никакой надежды увидеть уток-поганок, которых он хотел сфотографировать. Зато, когда туман начал рассеиваться, открылась возможность для этой поразительной композиции.
Скопа – зимний гость в Андалусии. Здешние многочисленные водоемы предлагают этим хищникам мелководье с открытой водой, более прозрачной, чем во многих реках и озерах.
Место съемки:
Кадис, Испания.
Оборудование: Canon EOS 7DII
+ объектив Tamron
100–400mm f4.5–6.3,
штатив | 1/8000 с, f6,3,
ISO 80.
Несколько работ из числа финалистов
© Samuel Sloss «Случай с осьминогом».
Высокая оценка жюри Wildlife
Photographer of the Year’2022
© Srikanth Mannepuri «Всего один день улова».
Высокая оценка жюри Wildlife
Photographer of the Year’2022
©
Jose Fragozo «Исчезающий жираф».
Высокая оценка жюри Wildlife
Photographer of the Year’2022
© Brandon Güell «Вечеринка древесных лягушек у бассейна».
Высокая оценка жюри Wildlife
Photographer of the Year’2022
©
Suzi Eszterhas «Дилемма ленивца».
Высокая оценка жюри Wildlife
Photographer of the Year’2022
©
Richard Robinson «Правильный взгляд».
Высокая оценка жюри Wildlife
Photographer of the Year’2022
© Tiina Törmänen «Подводная страна чудес»
Высокая оценка жюри Wildlife
Photographer of the Year’2022
Другие работы победителей Wildlife Photographer of the Year’2022 смотрите на официальном сайте.
***
Итоги Wildlife Photographer of the
Year’2021
Итоги Wildlife Photographer of the
Year’2020
Итоги Wildlife Photographer of the
Year’2019
Итоги Wildlife Photographer of the
Year’2018