Эрик Вольфингер: восхитительное искусство фуд-фотографии




Эрик Вольфингер: восхитительное искусство фуд-фотографии

Eric Wolfinger (Эрик Вольфингер) хотел быть шеф-поваром, но стал фотографом-самоучкой. За последние 15 лет он снимал еду для 25 кулинарных книг, для редакционных и коммерческих заказчиков, а также путешествовал по миру, занимаясь фуд-фотографией.

Первая кулинарная книга Вольфингера о хлебе сразу принесла ему номинацию на премию Джеймса Бирда (James Beard Award) за лучшую фотографию, однако желанную награду он получил десять лет спустя. В 2017 году New York Times назвала его Энни Лейбовиц в области фуд-фото.

«Тревел-фотографией я стал заниматься гораздо раньше, – рассказывает Эрик, – но с 2008 года решил, что теперь я фуд-фотограф».

«После колледжа я хотел стать кулинарным писателем и мне нужно было научиться хорошо готовить. Я год проработал в ресторанах, а затем оказался во всемирно известной пекарне Tartine в Сан-Франциско, в которой поступил учеником к владельцу.

На тот момент это был лучший хлеб, который я когда-либо пробовал, и, в конце концов, он пригласил меня поработать с ним над его книгой о хлебе, в которой мы собирались открыть миру, как печь хлеб, что до тех пор был секретом. 

Это была слишком хорошая возможность, чтобы ее упустить. Я подумал – есть шанс сделать карьеру, зарабатывая на жизнь фотографированием еды».

Премия Джеймса Бирда за фотографию

Фотография из Tartine Bread, которая стала одной из трех финалистов премии Джеймса Бирда 2010 года:


© Eric Wolfinger

В 2020 году Вольфингер вновь был номинирован за съемку мастер-класса по ручному приготовлению пасты, но на этот раз уже получил премию Джеймса Бирда за свою фотографию.

«Я работал, вероятно, с одним из самых известных шеф-поваров пасты в Америке [шеф-повар Эван Функе из Лос-Анджелеса, рекомендованный Мишленом], целью которого было сохранить умирающее искусство ручного приготовления пасты: замешивание и раскатывание теста вручную с помощью шеста длиной пять с половиной футов (mattarello), – говорит фотограф. – Лист раскатанной пасты называется сфолья, а мужчина, который раскатывает пасту, – сфоглино».


© Eric Wolfinger

«Прежде чем сделал первый снимок, я сам научился вручную делать макароны. Это обучающая книга. Она существует не для того, чтобы тешить эго автора или показывать миру красивые снимки, это и рабочая лошадка, которая прославляет красоту, присущую ремеслу и мастерам своего дела.


© Eric Wolfinger

Я не думал о стиле фотографии, кроме того, что хотел для каждого снимка выбрать правильный ракурс, который бы одновременно и учил, и был красив».


© Eric Wolfinger

«Сделайте так, чтобы у вас был свет, о котором вы мечтали»

Когда Вольфингер начинал работу в Tartine Bakery, он понятия не имел, что однажды ему суждено стать фотографом.


© Eric Wolfinger

«Прежде чем я начал задумываться о том, чтобы зарабатывать на жизнь фотографией, один фотограф пришел снимать в пекарню, – говорит Вольфингер. – Я наблюдал за его работой и вроде как бы помогал ему, расчищая место для его съемок».


© Eric Wolfinger

«Я действительно не понимал, что происходит. Он снимал на средний формат, это была огромная камера, и у него было много источников света. Я спросил его: "Какой совет вы можете посоветовать для начинающего фотографа? ". Он сказал: "Сделайте такой свет, какой вы хотели бы иметь», но я же тогда еще и не знал, какой свет хотел бы иметь"».


© Eric Wolfinger

Позже фотограф, занимающийся хлебом, оказался в пиццерии и запечатлел красивый огонь, полыхающий в духовке, но для работающих рядом пиццайоло не было хорошего освещения. Он хотел, чтобы рядом с ним было окно, из которого солнце светило бы в этом направлении.

«И, вот, – говорит фотограф. – Я могу создать такой свет [с помощью вспышек и софтбоксов]».

Теперь Эрик понял, что имел в виду фотограф, когда сказал: «Сделайте свет таким, какой хотели бы иметь».


© Eric Wolfinger

Когда в 2009 году шеф-пекарь попросил Вольфингера поснимать для хлебной книги в качестве своего первого профессионального задания, ему потребовалось пару лет, чтобы закончить проект, поскольку он сам обучался фотографии по ходу дела. В пекарне было окно, солнечный свет отражался от здания через дорогу и проникал на кухню в виде мягкого света из окна, который он использовал для своих снимков.  


© Eric Wolfinger

«Это был тот свет, который мне понравился, – говорит Эрик. – А затем я выполнил еще один заказ в небольшом коттедже, где было всего лишь крошечное окно, и свет, проникающий через него, был холодным и мягким, что придавало фотографии совершенно иное настроение, чем то, которое было в Tartine. И я подумал: "Ого, это совершенно другое качество света"».


© Eric Wolfinger

«Источник света и обстановка рассказывают свою историю. В начале своей карьеры я снимал при естественном свете и довольствовался любым освещением, которое мог найти».


© Eric Wolfinger

«По мере роста в своей карьере, у меня появлялись потребности снимать в местах, где не было окон. Я начал создавать освещение, о котором мечтал, потому что бывал в местах, где у меня вообще не было света. В начале своей карьеры я снимал для кулинарной книги в казино, и, если вы не знаете, один из секретов казино заключается в том, что в них нет окон. А значит, мне нужно было научиться использовать искусственное освещение».


© Eric Wolfinger

«Теперь у меня есть наборы Profoto B1X и Profoto B10, а также маленькая встроенная вспышка –  Profoto A1. Последняя – это как небольшое аварийное освещение, если мне нужен пятый источник или небольшая подсветка здесь или там.


© Eric Wolfinger

Я также использую кучу различных модификаторов Profoto, больших и маленьких, но никогда больше 4×4 футов».

Вольфингер, клиентами которого являются шеф-повара с несколькими звездами Мишлен, порекомендовал бы начинающим фуд-фотографам использовать освещение из окон – не на открытом воздухе, на солнце, и не верхний от лампы накаливания (или любой другой) свет. Если нет окон или на улице темно, он советует не использовать вспышку, отражающую от потолка, а использовать для этого стену.


© Eric Wolfinger



© Eric Wolfinger

«Выключите весь верхний свет, если можете, [в противном случае] у вас получится просто искаженный беспорядок. Направьте вспышку камеры на стену рядом с вами, и это будет похоже на освещение из окна. А с использованием потолка никогда не будет выглядеть хорошо».

«Фотографируя еду под окном на потолке я никогда и был доволен такими снимками, и если вы отражаете свет от потолка, то, по сути, вы создаете это самое потолочное окно. Но вам нужна форма, вам нужна тень, вам нужно что-то, что помогло бы определить предмет. Если бы я повесил софтбокс на штангу прямо над едой, возможно, это сработало бы для эффекта наполнения, но это никогда не было моим методом.

«Я использую снут, использую свою маленькую встроенную вспышку для съемки, чтобы получить зеркальные блики в кадре. Всегда важно, о чем говорит мне то, что я снимаю? Что я пытаюсь здесь показать?»


© Eric Wolfinger

 «Параллельно с фото, я снимаю много видео, используя для этого светодиодное освещение».


© Eric Wolfinger

«Так получилось, что я люблю работать без штатива. Мне нравится быть свободным. Я на высоте, когда импровизирую и разбираюсь в этом, но что мне нравится в strobe, так это то, что всегда можно сделать четкий снимок с рук».

Блюдо должно говорить «Съешь меня!»

«Каждое блюдо, будь то уличный тако, или модный торт Захер [австрийский шоколадный торт], или блюдо из трехзвездочного мишленовского ресторана, имеет свою индивидуальность, привлекательность и историю, – говорит фотограф. – Что должна делать идеальная фотография еды, так это передавать суть и предназначение её».


© Eric Wolfinger

«Фотография тако должна просто кричать вам: "Съешь меня!". В этом суть. Венский торт Захер также должен кричать "Съешь меня!", но это изысканная еда, подаваемая в изысканной обстановке отеля, и я хочу и  должен передать обстановку на этой фотографии. Отличная фотография еды должна не просто выглядеть аппетитно, но и передает ощущение индивидуальности и места.


© Eric Wolfinger

«В какой-то степени это можно сравнить с портретом человека. Отличный портрет – это больше, чем просто хороший свет на чьем-то лице. Если вы постигнете суть человека, вам удастся создать великолепный культовый портрет».

Относитесь к еде как к портрету

Если кондитер на свадьбе просит свадебного фотографа снять торт стоимостью 2000 долларов для его сайта, чтобы получить наилучшее изображение, Вольфингер советует фотографу думать о торте как о человеке.


© Eric Wolfinger

«Относитесь к этому торту так, как будто это невеста, – говорит фуд-фотограф. – Сделайте так, чтобы этот торт выглядел элегантно и красиво. Сделайте с этим тортом буквально то же самое, что вы делаете для невесты».


© Eric Wolfinger

«Что создает классический и лестный портрет? Мягкий свет в три четверти с одной стороны, верно? Снимайте и торт также.

«Относитесь к этим съемкам как к портрету, будь то простой тако или дорогой стейк. Думайте об этом не как о куске еды на тарелке, а как о человеке с историей и атмосферой. Как бы вы сняли это, если бы это был человек?

Реальное против имитации

Фотографы, занимающиеся едой, используют различные приемы, такие как замена молока клеем при съемке хлопьев, чтобы оно не впитывалось, нанесение глицерина на морепродукты для придания им сочности, нанесение лака на рис для придания ему блеска или крем для бритья вместо взбитых сливок.


Фотограф Эрик Вулфингер в ресторане Addison Сан-Диего, Калифорния, 10 февраля 2023 года.
(Hayne Palmour IV /  Для San Diego Union-Tribune)

«Это очень старая и совершенно другая школа фуд-фотографии», – говорит Вулфингер. 


© Eric Wolfinger

Эрик говорит, что в индустрии к таким уловкам прибегают, только если у клиента есть определенные требования к представлению своих блюд. Кроме того, во время съемок бывает сложно отобразить какие-то моменты, например, если бы вы не сделали достаточно темными следы от гриля на стейке.

«Я думаю, что в целом мир движется к натуральному стилю фуд-фотографии, в котором мы хотим, чтобы еда выглядела настоящей и вкусной. Раньше вы снимали полароидом, но чтобы убедиться в правильности композиции и освещения, нужно было подождать, пока фотографии проявятся. С помощью цифры вы можете снять стейк, пока он еще теплый, тотчас отсмотреть кадр, скорректировать свет и ракурс и добиться ощущения всей сути настоящей еды.


© Eric Wolfinger

«Я снимал мороженое для McDonald's, настоящее мороженое (некоторые используют для его имитации картофельное пюре), и больше всего клиента взволновало то, что, когда все думали, что съемка закончена, произошло небольшое таяние, а я начал снимать тающее мороженое.

Я начал делать разные манипуляции с тающим мороженым, благодаря чему оно выглядело не идеально, но так аппетитно, что вызывало сейчас же его съесть. То есть можно и нужно балансировать на грани восхитительного и гротескного».

«Я могу извлечь из блюда то, чего никто не планировал. В этом и заключается удовольствие, и, возможно, секретный соус придания еде того, чего никто не ожидал».

«Люди надеются, что я помогу им достичь оценки, когда мы говорим: "Боже мой, это выглядит так аппетитно"».

«Я только что завершил съемку с шеф-поваром, удостоенным трех звезд Мишлен. Люди платят сотни долларов за еду этого парня. Он тратит массу времени на то, чтобы каждая тарелка выглядела идеально, и одним из его комментариев было: "Вау, я никогда не думал, что наша еда выглядит настолько вкусно"».



© Eric Wolfinger

«Это один из способов сказать, что отличному фуд-фотографу под силу сделать так, чтобы блюдо выглядело лучше для кого угодно, даже для человека, который его много раз готовил и представлял. Вы можете показать им еду в другом свете, что заставит их остановиться и сказать: "Это выглядит лучше, чем в реальной жизни". Именно поэтому я занимаюсь этим бизнесом».


© Eric Wolfinger

Фотосессии для кулинарных книг

«Мы стараемся снимать не менее восьми рецептов в день для кулинарной книги, – говорит фотограф. – Обычно фотографируем от 50 до 80 рецептов, снимая их в течение 5-8 дней, так что получается семь-десять дней по 10 часов в день».


© Eric Wolfinger

«Я очень редко выбираю молочно-белую тарелку. Более приятен нейтральный тон от светлого к темному. Тарелка должна иметь текстуру и быть визуально интереснее. На ней должна быть текстура глазури, возможно, самой глины или керамики. Все эти соображения способствуют окончательному ощущению и эффекту фотографии».


© Eric Wolfinger

Фотографии с мобильного телефона в ресторанах

Вольфингер говорит, что существует этикет фотографирования вашей еды в ресторане.


© Eric Wolfinger

«Сделай это быстро, убери [смартфон] и съешь, – советует он. – Шеф-повар приготовил что-то для вас с намерением, чтобы вы это съели, а не фотографировали. Да, съёмка еды увлекает, но только делайте это быстро».


© Eric Wolfinger

«Вы идете в ресторан не для того, чтобы создавать свое портфолио в качестве фуд-фотографа; вы идете туда, чтобы вкусно поесть. Если вы хотите снимать для своего портфолио, подойдите к шеф-повару и предложите сделать фотографии для его Instagram’а на следующий день.

Необычные кулинарные опыты

«Я ел кое-что дикое, – говорит Вольфингер. – Это было в Таиланде, в семейном доме в качестве почетных гостей. Они приготовили лапшу, и одним из блюд был салат из муравьиных яиц и с живыми муравьями. 


© Eric Wolfinger

Я должен был сделать так, чтобы это выглядело как еда, но также должен был и съесть это, ведь я был там гостем».

«В Оахаке, Мексика, я ел кесадильи из крикета. Я обожаю сумасшедшие, экзотические блюда, но круче, если ты находишься в месте, где люди действительно это едят в обыденной жизни».


© Eric Wolfinger

«Вопрос "Зачем я это делаю?" у меня возник, когда я работал на съемочной площадке, и мы пытались вписать фрукты и овощи в дизайн упаковки. Это было что-то вроде: "Давайте переместим горошину сюда. О нет, мы должны переместить горошину таким образом. А затем мы должны положить киви сюд. О, мы должны переместить киви туда. Я занимался этим три недели подряд и думал: "Я не могу этим заниматься. Мне это не интересно"».


© Eric Wolfinger

«Салат из муравьиных яиц был интересен, потому что он был пропитан культурой и традициями, и мы были в интересном месте с историей. А вот раскладывание фруктов и овощей по 50 разным упаковкам было слишком душераздирающим занятием. Речь шла не о еде, а о продуктах как реквизите».


© Eric Wolfinger

Камеры, объективы и съемка с компьютером

Когда Вольфингер в 2006 году отправился в Латинскую Америку, чтобы вести блог о еде, его первой камерой была Canon Rebel XT (EOS 350D).


© Eric Wolfinger

«В старших классах я посещал курсы черно-белого кино, а во время учебы в колледже путешествовал каждое лето. Я жил в Мексике, в Коста-Рике, на Таити, в Германии и в Испании. В те времена я всегда снимал на пленку. Всегда на цветную, всегда негативную, а Kodak 400 была моей любимой».


© Eric Wolfinger

«Как только вышел Sony a7R III, я подумал: "Вот оно. Мне не нужна другая камера", а потом я ее выбросил. Я приобрел Sony a7R IV… Я снова подумал: "Отличная камера, она мне нравится"».


© Eric Wolfinger

«Мне нравится автофокусировка на Sony a7R IV. Если я фотографирую пиццу, я сосредотачиваюсь на вогнутой чашечке из пепперони и небольшом количестве жира внутри, чтобы убедиться, что он блестит и выглядит аппетитно. И именно туда я перемещаю центральную фокусирующую область,  там, где я конкретно хочу.


© Eric Wolfinger

«Я использую объектив Sony FE 90mm F2.8 Macro G OSS, серии объективов Zeiss 85mm F1.8 Batis для Sony E и Sony FE 50mm F1.8. Мне нравится легкая оптика».


© Eric Wolfinger

«Съемка в связке с компьютером – это благословение и проклятие. Когда вы показываете клиенту фотографии на дисплее своей камеры, он не может увидеть многого, поэтому ему приходится доверять вам. Но когда вы выставляете блюдо/продукты при хорошем освещении и вносите несколько корректив с помощью кривых, то можете заинтересовать людей тем, что делаете, показывая это на большом мониторе».

«Я считаю, что съемка таким образом – скорее помощь, чем помеха. Странно слышать это от парня, который любит быть полностью свободным. Но я имею в виду, что не хочу быть привязанным к штативу, но я не против быть привязанным к компьютеру».

«Я формирую свою собственную световую картинку. Часто редактирую общий вид в Lightroom, но для серьезной ретуши и глубокой модификации передаю на аутсорсинг. Если мне нужно сделать что-то масштабное или существенно изменить фотографию, делаю это на аутсорсинге».

Взгляд в будущее

«Еда – это мое истинное направление. Вот откуда я черпаю свою энергию, и фотография по-прежнему помогает мне выразить свою любовь к этому и зарабатывать на жизнь.


© Eric Wolfinger

«Я думаю, что буду снимать всю оставшуюся жизнь, – говорит Вулфингер, чья мантра  "Снимайте чувства, а не только материал". – Я всегда буду в этой теме. Я люблю это. Всякий раз, когда я думаю, что видел уже всё, появляется новый проект, который снова удивляет меня чем-то новым или захватывающим, о чем я не знал или не имел представления».


© Eric Wolfinger

«Съемка еды означала для меня, в том числе и свободное погружение с женщинами-дайверами в Южной Корее для сбора морепродуктов, походы в Альпы с производителями сыра, обучение их ремеслу и многое другое. Еда затрагивает очень много интересных людей и мест».

Вы можете увидеть больше работ Эрика Вольфингера на его сайте и Instagram.

* * *

Все фотографии публикуются с разрешения Эрика Вольфингера. 

Эта статья Phil Mistry была опубликована на сайте PetaPixel.