Оскар Рейландер. Отец художественной фотографии




Оскар Рейландер. Отец художественной фотографии

Оскар Густав Рейландер / Oscar Gustave Rejlander (1813–1875) родился в Швеции, учился живописи в Италии, работал портретистом, копиистом, занимался литографией. В 1840 году поселился в Великобритании. Как и многие в 50-х годах заинтересовался фотографией. В 1853 году он, приехав на поезде в Лондон из Вулвергемптона, где жил в то время, обращается известному в то время фотографу Николасу Хеннеману и просит его быстро, в течение дня научить фотографии, чтобы успеть на обратный вечерний поезд. Так, как не без юмора написал сам Рейландер, он изучил основы фотопроцессов того времени.
Оскара Рейландера впоследствии назвали “отцом художественной фотографии” за то, что придумал и реализовал на практике идею объединения нескольких негативов в единое изображение. Этой технологией Рейландер поделился с другими фотографами того времени и она получила путевку в творческую фотографическую жизнь. Он был настоящим исследователем фотопроцессов и постоянным участником дискуссий по этой теме.

По работам Рейландера можно понять, каких целей пыталась достичь фотография в XIX веке. По его мнению, фотография позволяла достигать тех же целей в искусстве, что и живопись, но значительно быстрее. И камера – такой же инструмент как кисть или карандаш, главное же, чтобы художник мог красиво и элегантно выразить то, что он хочет показать. Только талант художника-фотографа может сделать его работу настоящим произведением искусства. Оскар Рейландер считал фотографию настоящим искусством, а требования к фотографу должны быть такие же, как к хорошему живописцу.


Так же как и старые мастера, которые, прежде чем приступать к написанию больших картин с множеством персонажей, сначала прорисовывают в эскизах всех участников будущего полотна, так и Рейландер тщательно и методично отрабатывает фотоснимки отдельных персонажей, чтобы потом объединить их в одну общую фотографию. Причем как и эскизы известных живописцев становились произведениями искусства, так и фотоэскизы Рейландера со временем становились самостоятельными шедеврами.

Он самым тщательнейшим образом подходил к подготовке моделей к съемке. В том числе и одежде, подкрашивая её, добиваясь нужного рисунка складок ткани с помощью увлажнения.

 

Самая известная работа автора – свидетельство его подходов к фотографии – аллегория «Два пути жизни», сделанная в 1957 году.


Главные герои этой аллегорической работы – учитель и два ученика, выбравшие разные пути: один идет к наукам и ремеслу, другой – к плотским наслаждениям и неправедной жизни. При реализации этой работы как раз использована технология, придуманная Рейландером - композиция составлена из 32-х (!!!) негативов. Отпечаток получился очень большим для того времени -  79х41 см, на его создание ушло 1,5 месяца напряженной работы автора и было задействовано аж 20 моделей.

«Два пути жизни» была показана на выставке в Манчестере. Но, как ни странно, критики отнеслись к работе по-разному. Многие посчитали её излишне уподобляющейся живописи и даже непристойной, поскольку отношение к обнажённой натуре в фотографии было совсем не такое же, как в живописи. К тому же поговаривали, что в качестве автор использовал проституток в качестве дешевых моделей. Тем не менее, общее мнение критиков о работе мастера было положительное. Автора поддержала сама королева Виктория, купив за 10 гиней копию снимка для принца Альберта.

Такая оглядка на живописные каноны была присуща многим фотомастерам того времени, поскольку ещё не было выработано подходов, соответствующих этой новой технологии визуальной фиксации объектов.

Больше таких композиционно сложных фотографий Рейландер не делал. А его жанровые фотографии были крайне популярны. Тут мастеру удалось реализовать возможности фотографии. Среди его работ – сцены жизни представителей различных классов общества. Причем, его работы отражали как бытовые проблемы, так и социальные. Но, в силу технологических особенностей процесса фотосъемки того времени, происходило это следующим образом: Рейландер наблюдал за какими-то событиями вокруг, после чего приглашал этих подлинных героев будущих снимков к себе в студию, создавал максимально подлинную обстановку и заставлял героев замереть на некоторое время, чтобы зафиксировать происходящее на негатив.   

Одна из самых известных работ мастера - «Бедный Джо». История её создания такова: Рейландер заметил в Лондоне колоритного оборванца, а уже дома, в Вулвергемптоне,  нашел мальчика, одел его в лохмотья и сфотографировал.

Сюжет другой известной фотографии «Сохраняйте достоинство» был подсмотрен во время детской игры, когда дети с зонтами, сделанными из палок, ходили и повторяли: «Сохраняйте достоинство», видимо передразнивая каких-то взрослых. Рейландер пригласил детей в студию и предложил повторить свою игру.

В возрасте 49 лет, в 1862 г, Рейландер женился на одной из своих моделей, Мери Булл, которая была на 24 года моложе его.

После знакомства в 1871 году с Чарльзом Дарвином Оскар Рейландер сделал серию фотоиллюстраций к труду исследователя, посвященного выражению эмоций человека и животных. Например, работа «Огорчение» демонстрирует описание физическое состояние ребенка, описанное Дарвиным: нахмуренные, вследствиии сокращение мышц вокруг глаз, и опущенные уголки рта – сопутствующие элементы этого состояния. И, как отметил Рейландер, сразу после окончания процесса съемки ребенок расплакался по-настоящему.  

В 1874 году Рейландер серьезно заболел и умер в 1875 году. Несмотря на общественное и профессиональное признание, после смерти мастера возникло несколько имущественных претензий и Фотографическому обществу в Эдинбурге пришлось собрать деньги на похороны для помощи его вдове и создания Фонда памяти Рейландера.

Идеи и методы Оскара Рейландера были подхвачены и усовершенствованы другими фотографами и это, в какой-то степени, подтверждает его титул отца художественной фотографии.

Автор статьи: Платон Васильев

Oscar Rejlander, сдвоенный автопортрет. 1865Oscar Rejlander ″Обнаженная со спины″. 1857Oscar Rejlander ″Плохое настроение″. 1855Oscar Rejlander ″Портрет мальчика и девочки в колониальном костюме″. Около 1860 г.Oscar Rejlander ″Сон бакалавра. Около 1860 гOscar Rejlander ″Тяжелые времена″. 1860Oscar Rejlander ″Я плачу″. 1855Oscar Rejlander ″Задумчивая молодая девушка″. Ок. 1860 гOscar Rejlander ″Два пути жизни″. 1957 гOscar Rejlander ″Бедный Джо″. 1863Oscar Rejlander. 1863Oscar Rejlander. Иллюстрации к работе Дарвина, посвященной человеческим эмоциям. Фотографии, в т.ч. и с участием Рейландера в качестве модели. 1871 «