Стэнли Кубрик - как режиссер он известен во всем мире, но едва ли кого-то знает его как фотографа. В Вене сейчас открылась фотовыставка его работ для журнала Look.
![]() |
Стэнли Кубрик, Рокки Грациано – Портрет, 1947 Museum of the City of New York, © SK Film Archives |
Стэнли Кубрик (1928-1999) считается культовым режиссёром 20-го века. Его прекрасно поставленные кинематографические шедевры, в том числе: "Космическая одиссея", "Заводной апельсин", "Сияние" или "С широко закрытыми глазами", кажутся вечными и существенно повлияли на наше представление о фильмах. Снимки С.Кубрика - малоизвестная и давняя глава в карьере Кубрика в качестве фотографа: с середины 1940-х годов по заказу журнала Look было создано более 300 фоторепортажей, которые позволили Кубрику детально заняться изучением структуры, атмосферы и хронометража, тем самым развить собственную методику визуального повествования и образности.
![]() |
Стэнли Кубрик, Чистильщик сапог – Микки с голубями, 1947 Museum of the City of New York, © SK Film Archives |
![]() |
Стэнли Кубрик, серия Цирк – Воздушные гимнасты балансируют, 1948 Museum of the City of New York, © SK Film Archives |
Все начинается с того, что Кубрик, в качестве 16-летнего фотографа-любителя, в апреле 1945 делает снимок, на котором запечатлен пожилой продавец газет в киоске. Он подавленно смотрит на продаваемые газеты, в которых заголовки "Рузвельт скончался!" и "Ф.Д.Р. скончался!“ объявляют о смерти президента США.
Кубрик представляет многочисленным нью-йоркским газетам свой снимок, который показывает народную печаль и страх перед будущим и который, на первый взгляд, ничем иным кроме моментального снимка не кажется, хотя на самом деле является результатом интенсивной " режиссерской работой" c продавцом газет.
Журнал Look покупает у Кубрика снимок по высокой цене и через несколько недель публикует его. Когда в 1946 году Кубрик покидает среднюю школу, он идет работать штатным фотографом в Look и с этого момента получает от него многочисленные и разнообразные заказы. В центре внимания фотоэссе Кубрика в основном, как и впоследствии в его фильмах, необыкновенная, часто одинокая человеческая судьба. Кубрик наблюдает за маленьким чистильщиком сапог на улицах Нью-Йорка, проводит день рядом с боксером Рокки Грациано, посещает Бетси фон Фюрстенберг, начинающую молодую актрису, или фотографирует закулисную жизнь гигантского цирка. Фотографии Кубрика являются также отражением американского мегаполиса: в то время как Европа находится в руинах, в конце 1940-х Нью-Йорк становится "новой столицей мира". Тема городского зрелища присутствует везде, индивидуальные истории объединяются в одно большое (городское) повествование.
Журналы, такие как Look или LIFE, еще начиная с конца 1930-х годов пробуждают в американском обществе настоящий голод к новым фотографиям и рассказам. В то время как LIFE интересуется “Американским веком”, Look принимается за предыстории, часто связанные с Нью-Йорком. За четыре с половиной года по заказу Look Кубрик сделал 27000 фотографий, из которых почти 1000 были опубликованы. Годы ученичества в Look позволили Кубрику показать свою страсть к производству визуальных историй и постепенно совершенствоваться. В редакции он узнает о том, как творческие процессы работают в команде, что является довольно значительным опытом для его дальнейшей работы в качестве режиссера. Решение покинуть сферу фотографий и в 1951 году снять свой первый документальный фильм “День схватки”, предназначенный для боксера Уолтера Картье, которого он также сфотографировал для Look, в ретроспективе кажется логичным.
![]() |
Стэнли Кубрик, серия Шоугерл – Кубрик фотографирует Розмари Уильямс, 1949 Museum of the City of New York, © SK Film Archives |
Благодаря фотографиям Стэнли Кубрика можно лучше понять его фильмы. Они, в некотором смысле, образуют ядро ошеломляющей и пронизывающей эстетики его фильмов.
![]() |
Стэнли Кубрик, серия Уличные заметки – Женщина гуляет по улице, 1946 Museum of the City of New York, © SK Film Archives |