В мае 2016 года мне довелось побывать в Северной Корее. Группу из России собирали долго, в конечном итоге набрали меня одного и "присоседили" к разношерстной группе туристов из многих стран мира.
Фотографировать в Северной Корее нельзя. Звучит странно, но, к сожалению, это так. Корейцы чем-то напоминают первобытных людей, считающих, что фотография уносит их жизненную силу. Профессиональному фотографу требуется специальная аккредитация. Официально фотозапрет распространяется лишь съёмку военных, военных объектов, мостов, зданий инфраструктуры. Но в реальности снимать нельзя почти ничего. Нельзя фотографировать из окон автобуса, нельзя направлять камеру на людей, нельзя снимать детей без согласия их родителей и т. д. Кое-что удаётся снять в Пхеньяне и то далеко не всё и не всегда. В других городах о фотосъёмке можно просто забыть, лучше даже не доставать камеру, а убрать её куда подальше… от греха.
Разумеется, вы нигде не можете бродить в одиночестве, с вами обязательно должен быть сопровождающий гид. Какое-то время у него будет хватать терпения объяснять корейцам, что вы турист, а не шпион, но, в конце концов, раздражённый гид сам предложит вам прекратить фотосъёмку. Особенно мучительно запрет фотографировать воспринимается, когда есть, что снимать. В канун майских праздников Пхеньян кипел жизнью. Тут и там сооружались невиданных размеров декорации, колонны одинаково одетых жителей репетировали марши, звучала музыка. Но категорическое «нет!» не подразумевало никаких вольностей.
Известны случаи, когда фотоаппараты отнимали или приводили в негодность, попросту говоря, разбивая. Один раз наш экскурсовод просил не снимать местных, работающих в поле, объяснив это тем, что они «слишком чувствительны». Другой раз, прогуливаясь по центру Пхеньяна, я ненароком снял местного жителя, после чего гид вынуждена была вернуться и довольно долго что-то обсуждала с «пострадавшим». Вернувшись к группе, она объяснила, что «местный был в ярости».
При входе в любое помещение вы обязательно увидите двоих вождей, меняется лишь антураж. Сами лики строго регламентированы иконографией. Вожди смотрят в одну сторону и одинаково улыбаются. Гид обязательно предупредит вас о том, что снимать вождей можно только в полный рост. Показываю своему гиду широкоугольный объектив, чтобы снять фрагмент, нужно подойти практически вплотную. Но инструкция от гида обязательно последует и на следующих объектах. Таков регламент.
В памятке туристу сказано: «Не покидайте отель ни в одном городе ни при каких обстоятельствах. В лучшем случае вас доставят назад в отель в полицейской машине». Про худший случай ничего не упомянуто. Один раз увидев бронзовых вождей в лучах заходящего солнца я не выдержал, побежал их запечатлеть с фотоаппаратом. В городе было темно, лучи софитов освещали лишь фигуры вождей. Пара кадров, и я уже чувствую на себе пристальное внимание прохожих. Под утро – неловкое объяснение с гидом.
При этом всё, что предусмотрено показухой, снимать можно. Тут и показательные колхозы (после распада СССР в стране начался голод, но страна пытается с этим справиться), и дети-музыканты в показательном детском садике при показательном колхозе. А вот и сам колхозник, ставший героем многих фотосюжетов:
Туристу в Северной Корее стоит быть начеку. Совсем недавно американского студента упекли за решётку на долгие годы лишь за то, что он пытался открепить агитационный плакат. Многолетняя политика изоляционизма привела к тому, что корейское общество очень интравертно, и всё стороннее воспринимается как агрессивное. Тема шпионов, столь активно раздуваемая местными СМИ, привела к тотальной подозрительности. Человек с фотоаппаратом — не кто иной, как «агент империализма», который либо хочет «выведать национальные секреты», либо намерен «дискредитировать Корею перед лицом мирового сообщества».
Поездка в Северную Корею, чем-то
напоминает путешествие во времени. Вызывает как нотку ностальгии, так и океан
грусти. Жаль, что это сложно передать фотоснимками.
___________________________________________________________________________________________________________
Василий Шишкин — известный петербургский дизайнер, путешественник, фотограф. Побывав в 50 странах, он всюду встречает свой сюжет, в центре которого всегда человек. Снимает на камеру Canon 5D Mark III, с объективами Canon 16-35, и Canon 50 f/1.4.
Полный текст статьи и фоторепортаж на сайте Василия Шишкина.