Денис Есаков. Архитектурная фотосъемка проекта «Пятый фасад» с использованием дрона




Денис Есаков. Архитектурная фотосъемка проекта «Пятый фасад» с использованием дрона

В моей ленте в Инстаграм стали появляться снимки с воздуха от моего знакомого Димы Василенко @phono_phono. Он собрал дрон своими руками и стал снимать с воздуха. 

Это наложилось в моем сознании на архитектурные макеты из книги С. Хан-Магомедова «Архитектура советского авангарда». Авангардные постройки в плане  порой были очень сложные и символические. Я предложил Диме поснимать советские здания, и ему идея понравилась. Собирались мы долго, в мае обсуждали технические вопросы – как высоко сможем подняться, как выбирать точку съемки, на что снимать, чтобы была качественная и резкая картинка, а это существенный вопрос для съемки с воздуха, поскольку зафиксировать камеру невозможно.  И только в конце августа мы выехали на первую съемку... долго собирались, в том числе, из-за летних путешествий.

Денис Есаков и Дима Василенко. Автопортрет сверху :)

Основной вопрос с камерой – ее вес. Чем тяжелее камера, тем меньше время проведенное в воздухе, и тем меньшую высоту может набрать дрон. Нам нужна была очень легкая тушка и очень легкий объектив с возможностью стабилизации изображения и высокой резкостью по всему кадру, поэтому мы остановились на Sony Alpha NEX-7 и объективе Sony 10-18mm f/4 с автофокусом и стабилизацией — суммарный вес около 550 г. А с земли я снимал на Canon 40D и тилт-шифт объектив Canon TS-E 17mm f/4L.

 

У нас было своеобразное мобильное конструкторское фотобюро. Порой Дима пересобирал дрон перед съемкой, т.к. были технические неполадки — приходилось действовать очень оперативно, ведь свет уходил, солнце пряталось за горизонт. Дима постоянно экспериментировал с дроном – менял количество винтов, положение батарей, датчиков и пр. На съемках постоянно были форс-мажоры: то пропадает сигнал от спутников и дрон становится неуправляемым, то пропадает видеосигнал и картинка становится непредсказуемой. Когда поднимаешься высоко, то воздушные потоки настолько сильны, что дрон начинает сносить в сторону, и заряд батареи тратится еще быстрее из-за борьбы с ветром. Максимальная высота, на которую мы поднимались – 650 м — когда снимали здание Институт Биохимии на ул. Миклухо-Маклая. Оно протяженностью около 410 метров.

Институт биоорганической химии на улице Миклухо-Маклая © Денис Есаков и Дмитрий Василенко

С идеями по съемке зданий нам сильно помог Юра Болотов (глав. ред. The Village). Он подобрал список советских модернистских и современных зданий с интересными решениями с точки зрения архитектуры. Я этот список расширил и, в том числе, добавил авангардные постройки. Была даже идея снять трилогию: авангард, совмод, современные здания — пока же удалось снять лишь треть из этого списка, десять модернистских построек.

Снимали их мы долгих три осенних месяца — нам нужно было солнце, а осень выдалась дождливой. Каждый из нас, я, Дима, просыпались до рассвета и смотрели на небо – ждали солнца. Если был свет, мы созванивались и выезжали на съемку. На некоторые объекты приходилось выезжать по нескольку раз. Основное техническое ограничение здесь — это заряд аккумуляторов, его хватало на один взлет.  У нас было два комплекта батарей и уже к финалу съемок Дима нашел зарядку, с помощью которой можно было за час зарядить один комплект батарей от аккумулятора автомобиля.  Если мы выбирали неудачную точку взлета, то надо было возвращаться к этой постройке в следующий раз.  Я не снимал на пленку и не знаком с ограничением в 36 кадров, когда надо хорошо думать, на что тратить ее. А этот процесс с дроном был по ограничениям очень схож. Надо было очень хорошо проработать точку съемки, т.к. повторная съемка существенно затягивала ход проекта.  

Идея триптиха пришла уже по ходу съемок. Сначала мы хотели снимать здание строго в плане. А когда тестировали дрон и камеру на здании Центросоюза (по проекту Ле Корбюзье), то поняли, что обязательно должен быть еще кадр сверху и сбоку, чтобы видно было часть крыши и фасад, чтобы получилась модель здания. 

 
Здание Центросюза © Денис Есаков и Дмитрий Василенко

Третий ракурс напросился сам собой. У нас, таким образом, есть ракурс строго  сверху – то есть, здание в плане, как на чертеже; ракурс сверху с фасадом — «модель» здания и вид с земли, то, как постройку воспринимает прохожий. Мне кажется, так получился более полный фоторассказ о здании. 

Фотопроект «Пятый фасад» (автор Денис Есаков)

Образцовый перспективный жилой район Чертаново-Северное © Денис Есаков и Дмитрий Василенко
 
Палеонтологический институт и Палеонтологический музей им. Ю.А. Орлова в Теплом Стане © Денис Есаков
 
Комплекс Академии наук на Ленинских горах © Денис Есаков и Дмитрий Василенко
 
Универсальный спортивный зал «Дружба» в Лужниках © Денис Есаков и Дмитрий Василенко
 
Жилой комплекс «Лебедь» на Ленинградском шоссе © Денис Есаков и Дмитрий Василенко
 
Дворец пионеров на Ленинских горах © Денис Есаков и Дмитрий Василенко
 
Станция техобслуживания автомобилей «Жигули» на Варшавском шоссе © Денис Есаков и Дмитрий Василенко
 
Главный вычислительный центр Госплана СССР на проспекте Академика Сахарова © Денис Есаков и Дмитрий Василенко
 
Музей В.И. Ленина в Горках Ленинских © Денис Есаков и Дмитрий Василенко

Денис Есаков