Александр Беленький: поколение Z выбирает Nikon Z?




Александр Беленький: поколение Z выбирает Nikon  Z?

Такая история. Меня, как преподавателя фотографии, часто спрашивают, какую камеру купить. Но поскольку фирм производителей фотокамер – с десяток, а моделей – сотни, то ответ на этот вопрос не так прост.

Для увлеченного фотографа-любителя, как и для профи, фотокамера – инструмент, к которому привыкаешь. Инструмент, который тщательно изучаешь, с которым работаешь, который удобно лежит в руках и помогает делать хорошие и даже отличные фото. Этот инструмент должен быть продолжением тебя, твоих рук-пальцев-глаз-мыслей. Не помню кто, пошутил, что фотокамера это "вынесенный мозг". Фотокамера, к которой привык, позволяет снимать, находя нужную кнопочку автоматически, не задумываясь. Можно на ощупь, тактильно сменить настройки, пресеты. Удобная фотокамера позволяет получать удовольствие не только от результата, который, как вы знаете, не всегда радует, но и от процесса съёмки.

В общем, вопрос какую камеру купить – о-очень сложный. Мы – репортёры – всегда снимали на зеркальные камеры со сменной оптикой. Видишь кадр через объектив, срабатывает быстро, скорострельность высокая, оптика классная и т.п. Но одновременно с плюсами есть и минусы: тяжёлая камера, ещё объективы, вспышки, аксессуары разные. Как набьёшь фоторюкзак – килограммов эдак 12-15 потянет. А если съёмка долгая или в командировку?

В последние несколько лет пошла мода на беззеркалки, которые меньше, легче, такие же скорострельные и качество выдают не хуже зеркалок. Разумеется, в пределах поставленной репортерской задачи. У меня тоже есть две такие камеры – Fujifilm. Одна любительская АЕ-1, и я беру её в поездки на велосипедах, лыжах и т.п. Вторая более продвинутая ХТ-2, её можно назвать полупрофессиональной. Отличные камеры и картинку дают чудесную. Одно плохо, я как профи всегда «сидел» на NIKON и привык к никоновской логике управления инструментом. Переучивался долго, не всегда успешно, до сих пор интерфейс Fujifilm меня бесит нелогичностью и непонятностью формулировок названий многочисленных настроек (привет переводчикам – русификаторам!).


Nikon Z 6 + Nikkor Z 24-70mm f/4 S

Недавно мне дали на тест беззеркалку Nikon Z 6 и я снимал ей две недели. Когда взял в руки, покрутил, то реакция была как в юности с барышнями: впервые увидел, пообщался, и она тебе понравилась с первого взгляда. Объясняю.

Во-первых, я понял, что мне как юзеру Nikon не надо переучиваться управлять камерой, все кнопочки и колёсики на своих привычных местах, меню настроек выстроено так же, как и у старших зеркальных братьев. Есть некоторые различия, но в них можно разобраться без труда.

Во-вторых, у камеры полнокадровый сенсор 24 мп, что пока ещё редкость для беззеркалок. Картинку выдаёт по качеству идентичную большим зеркалкам.

В-третьих, в комплекте с камерой Z6 прилагается адаптер, с которым можно спокойно пользоваться старой никоновской оптикой. Значит, финансовая дыра в карманах оказывается не такой широкой, потому что могу использовать всё, что нажито (оптика) непосильным фоторепортёрским трудом.

В-четвертых, она маленькая! Не такая, конечно, как кропнутые Olympus, но значительно меньше моих привычных зеркальных мастодонтов.

Познакомившись с камерой поближе, понял, что в настройках много возможностей и удобств. Ну, всё по порядку.

  • Заявленная чувствительность матрицы – до ISO 51200, что мне вряд ли пригодится. Все производители, как правило, завышают параметры, надеясь побить конкурентов. Но я, снимая, ставил ISO 6400 и 12800 и результаты были лучше, чем на моих зеркалках: меньше шумов, легче привести в порядок в редакторе. Применять заявленные высокие числа ISO не было нужды, практически везде хватало до 6400.    


24 мм, 1/200, f/5, ISO 6400 | Nikon Z 6 + Nikkor Z 24-70mm f/4 S


29 мм, 1/400 c, f/4.5, ISO 6400Nikon Z 6 + Nikkor Z 24-70mm f/4 S


58 мм, 1/200 c, f/4.0ISO 6400Nikon Z 6 + Nikkor Z 24-70mm f/4 S

  • Точек фокусировки больше, чем в моих зеркалках и есть возможность настроить автофокус для совершенно разных спортивных мероприятий. Вот, например, лыжника снимал навскидку в темноте – и попал:  


1/13 c, f/4, 70 мм, ISO 3200 | Nikon Z 6 + Nikkor Z 24-70mm f/4 S


1/40 c, f/4, 24 мм, ISO 3200Nikon Z 6 + Nikkor Z 24-70mm f/4 S

  • Динамический диапазон матрицы отличный, при большом контрасте можно вытащить все детали и в светах и в тенях:

70 мм, 1/60 c, f/11, ISO 400 | Nikon Z 6 + Nikkor Z 24-70mm f/4 S

27 мм, 1/30 c, f/11, ISO 1600 | Nikon Z 6 + Nikkor Z 24-70mm f/4 S

  • Скорострельность, заявленную в 12 к/сек проверить тоже не удалось, не было спорта (да я и не профессиональный тестировщик камер), но по ощущению – молотит гораздо быстрее, чем я привык.
  • Есть встроенный внутрикамерный стабилизатор, и я его проверил, снимая на 1/2 , 1 и 3 сек с рук. Результат, как говорят, налицо, а разница на картинках.  


Выдержка: 1 сек., снято со стабилизацией, 55 мм, f/20,  | Nikon Z 6 + Nikkor Z 24-70mm f/4 S


Выдержка: 1 сек., cнято со стабилизацией, 27,5 мм, f/20 | Nikon Z 6 + Nikkor Z 24-70mm f/4 S


Выдержка: 3 сек., cнято без стабилизации, 25 мм, f/5.6, ISO 800 | Nikon Z 6 + Nikkor Z 24-70mm f/4 S


Выдержка: 3 сек., снято со стабилизацией, 25 мм, f/5.6, ISO 800 | Nikon Z 6 + Nikkor Z 24-70mm f/4 S

  • Адаптер для старых объективов работает адекватно и всё привычно, включая автофокусировку.
  • Баланс белого, ББ, или как шутил мой коллега: «Проверим баланс Беленького». Как репортёр, я обычно не парюсь с ББ и в 90% случаев ставлю автомат. У Z6 здесь всё работает отлично, попадаю в цвет и даже при «разбалансе натуры», при смешанном свете хороший результат. К тому же ещё есть 12 готовых пресетов.
  • Просмотровый экран можно отклонять, что очень удобно для съёмок с вытянутых рук или с уровня земли, пола. 
  • Единственное неудобство – новые недешёвые карты памяти XQD. Но с другой стороны, прогресс не стоит на месте, карты быстрые и, говорят, очень надёжные.


1/25 c, 70 мм, f/11, ISO 200 | Nikon Z 6 + Nikkor Z 24-70mm f/4 S

Итак, подержав в руках камеру, попробовав её в разных режимах и на разных чувствительностях, настройках, привыкнув к её небольшой и изящной форме, готов сделать заявление. Я не только влюбился, я б даже женился.

***

Несколько фоторепортажей, снятых на Nikon Z 6.

С выставки фотографа Александра Филиппова в  Музее электротранспорта (СПб):


70
мм, 1/60, f/4, ISO 4000 | Nikon Z 6 + Nikkor Z 24-70mm f/4 S


 28,5
мм, 1/320, f/4, ISO 4000 | Nikon Z 6 + Nikkor Z 24-70mm f/4 S


24
мм, 1/100, f/6.3, ISO 4000 | Nikon Z 6 + Nikkor Z 24-70mm f/4 S


44
мм, 1/160, f/7.1, ISO 4000 | Nikon Z 6 + Nikkor Z 24-70mm f/4 S


60
мм, 1/125, f/7.1, ISO 4000 | Nikon Z 6 + Nikkor Z 24-70mm f/4 S


64
мм, 1/60, f/5, ISO 1600 | Nikon Z 6 + Nikkor Z 24-70mm f/4 S


36
мм, 1/160, f/5, ISO 4000 | Nikon Z 6 + Nikkor Z 24-70mm f/4 S

Снято с использованием встроенных творческих фильтров, включая кросс-процесс, сепию, ч/б, повышенный контраст и др.:


36
мм, 1/160, f/5, ISO 4000 | Nikon Z 6 + Nikkor Z 24-70mm f/4 S


36
мм, 1/160, f/5, ISO 4000 | Nikon Z 6 + Nikkor Z 24-70mm f/4 S


36
мм, 1/160, f/5, ISO 4000 | Nikon Z 6 + Nikkor Z 24-70mm f/4 S


36
мм, 1/160, f/5, ISO 4000 | Nikon Z 6 + Nikkor Z 24-70mm f/4 S


36
мм, 1/200, f/5, ISO 4000 | Nikon Z 6 + Nikkor Z 24-70mm f/4 S


27,5 мм, 1/125, f/5 ISO 4000,  | Nikon Z 6 + Nikkor Z 24-70mm f/4 S

Снималось в Финляндии с разной чувствительностью, с  ISO 50 (уменьшалось специально, для получения длинных выдержек),с  обычным (ISO 400) и вплоть до ISO  4000 при сумерках. Качество различается незначительно:


41 мм, 1/80,
f/4, ISO 3200 | Nikon Z 6 + Nikkor Z 24-70mm f/4 S 


70
мм, 1/10, f/4, ISO 3200 | Nikon Z 6 + Nikkor Z 24-70mm f/4 S


70
мм, 1/60, f/11, ISO 400 | Nikon Z 6 + Nikkor Z 24-70mm f/4 S


57
мм, 0,4 сек., f/22 | Nikon Z 6 + Nikkor Z 24-70mm f/4 S


24
мм, 1 с, f/20 | Nikon Z 6 + Nikkor Z 24-70mm f/4 S

Юмористическое чествование и встреча "Петербургских гномов" (артистов, художников, актеров театра "Комик-Трест"). Репортаж снимался на ISO-6400 при открытой диафрагме f4 - f5,6


60
мм, 1/125, f/5, ISO 6400 | Nikon Z 6 + Nikkor Z 24-70mm f/4 S


24
мм, 1/160, f/4, ISO 6400 | Nikon Z 6 + Nikkor Z 24-70mm f/4 S


36
мм, 1/100, f/4,5, ISO 6400 | Nikon Z 6 + Nikkor Z 24-70mm f/4 S


24
мм, 1/160, f/4, ISO 6400 | Nikon Z 6 + Nikkor Z 24-70mm f/4 S

***

Александр Беленький
– известный фотограф, преподаватель факультета  Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ и Фотофакультета им. Гальперина.
Автор книг и иллюстраций для путеводителей по Риму, Кипру, работал на картине Сокурова "Русский Ковчег". Участник множества персональных и коллективных выставок.
Работал в газете "The St.Petersburg Times", "Смена", ИД "КоммерсантЪ". Сотрудничал с журналами "Огонек", "Newsweek", печатался в "Sunday Times", "Boston Globe", "New York Times". В настоящее время работает со многими финскими изданиями.