Ricoh GR III? Дайте две!




Ricoh GR III? Дайте две!

Вероятно, все выдающееся на нашей планете имеет некие ограничения на свое появление. Вершины встречаются крайне редко, вершины таланта и его проявления в гениальных произведениях искусства чрезвычайно редки. Однако у самых выдающихся вещей есть нечто общее. В большинстве своем, они неброски и просты, так как созданы по законам Простоты в том понимании, которого придерживаются в Массачусетском Технологическом институте (MIT), где изучают это явление в дизайне и технологиях. Основной закон Простоты, считают в MIT, заключается в том, чтобы убрать очевидное и добавить необходимое. То есть применительно к фото, это выходит далеко за рамки удаления кнопок и сокращения интерфейсов, лишь для того, чтобы уместиться в наших ладонях.
Что, по сути, и было сделано создателями выдающихся камер Ricoh GR. Особенно ярко этот закон продемонстрирован в последней модели Ricoh GR III.


© Alexander Nasonov / RICOH GR III, 1/2000 sec, f/5.6, ISO 400

Говорит создатель камер GR Томохиро НогучиМистер GR:
"Я подумал, что следует улучшить базовую производительность, улучшить качество изображения и создать новое поколение GR. По сути, построить новую камеру.
Впервые в истории GR мы построили все заново: и объектив, и матрицу, и процессор, чтобы обеспечить наилучшее качество изображения и работоспособность.
Я стремился к простоте использования, чтобы фотограф мог сосредоточиться на оригинальной авторской съемке.
Что хорошо и что плохо в цифровых камерах — это то, что они имеют функции, которые вы не будете использовать до конца своей жизни". GR четко заявляет, что "хочу, чтобы вы использовали GR вот таким образом», и я также подумал, что мы должны создать функциональность, соответствующую этому заявлению"".

Новая GR III унаследовала почти все необходимые функции и обрела новые, став более многофункциональной. При этом некоторые очевидные вещи исчезли.
Поскольку нельзя игнорировать смартфоны и камеры других компаний, лидеров в сенсорном интерфейсе, а также тех, кто привык к ним, здесь появился простой для понимания интерфейс сенсорного экрана. Однако если его отключить, то можно полностью управлять камерой через кнопки, диск управления, селектор режимов и рычажок ADJ.

Визуальные эффекты, воспроизводимые при съёмке в JPG немногочисленны и продуманно подобраны. Можно выполнять их тонкую настройку.

Говорят, что меню всех фотокамер уже достигло предела сложности. Хотя сама иерархия меню в GR III не уменьшилась, зато улучшилась его организация, а также реализована легкая читаемость символов. Как заявляет Ricoh, эта концепция будет повторена и в других моделях Ricoh Imaging, включая камеры Pentax, а GR 3 выступает сегодня в качестве пилотного проекта.

Для тех, кто знаком с GR, основы остаются прежними, но сначала они могут казаться немного свежими. Если меню новой Ricoh GR III будет даже на японском, то в нем и тогда можно будет достаточно легко разобраться благодаря понятным пиктограммам.


© Alexander Nasonov / RICOH GR III, 1/500 sec, f/8.0, ISO 400. Вспышка Pentax AF-360FGZ

Вспышка исчезла, так как в Ricoh посчитали, что мало кто ею пользовался. Хотя на самом деле, её использовали многие и вспышка на GR была одна из лучших в сегменте, а также давала камере одно из уникальных видений мира. Кроме того, есть ряд мировых фотографов, чей стиль как раз подразумевал использование незаметной вспышки GR. Официальная позиция Ricoh была озвучена следующим образом: "Вспышку убрали, чтобы уменьшить габариты камеры. Она не нужна, так как новая матрица в сочетании с трехосевым стабилизатором — SR (Shake Reduction) и новым мощным процессором позволяют снимать практически в темноте".

Все это немного странно!

К счастью, внешние вспышки Pentax замечательно работают в P-TTL режиме с новой GR3. Мне удалось опробовать GR 3 со вспышкой Pentax AF-360FGZ. Она, конечно, великовата для этой камеры, но при необходимости можно работать даже с ней. Центральный межлинзовый затвор позволяет без потерь синхронизировать накамерную вспышку на любой выдержке, включая 1/4000 с, если диафрагма f/5.6 и меньше, а если же выставлена f/2.8, то синхронизация работает до 1/2000 с.


© Alexander Nasonov / RICOH GR III, 1/80 sec, f/7.1, ISO 500. Вспышка Pentax AF-360FGZ

Думаю, что прекрасно иметь возможность удалять пыль с датчика с помощью встроенной функции Dust Removal.

Так как разрешение камеры достаточно велико — 24 млн. пикселей, а АА-фильтр отсутствует, то поставлен подключаемый симулятор АА фильтра — антимуар.

Количество компонентов оптической системы было уменьшено на один. Это сделало объектив легче и добавило преимущества в скорости автофокусировки. Также это упростило реализацию нового макрорежима.

По уверениям разработчиков, это лучший объектив в истории GR. Точно можно сказать, что самый быстрый, благодаря сверхбыстрому мотору фокусировки.

Когда в 2013 году был выпущен GR с большим сенсором APS-C, то самое короткое расстояние съемки перед объективом составляло 10 см. Это несравнимо с предыдущим GR Digital IV, который благодаря меньшей матрице работал в макрорежиме с 1 см. Поэтому в GR3 появился так называемый «супер-макрорежим» в диапазоне от 6 до 12 см.


© Alexander Nasonov / RICOH GR III, 1/100 sec, f/9.0, ISO 1600. Внутрикамерный кроп экв. 50 мм

Режим видео назначен кнопке сбоку слева. При воспроизведении изображения эта кнопка используется с целью активации функции связи для передачи данных.

Можно легко подключить камеру к внешнему устройству и эффективно передавать изображения. И поскольку Ricoh обещает приложение для смартфонов будет значительно обновлено (до конца апреля 2019 г.), передача изображений на смартфон будет гораздо проще. А чтобы фотографии были всегда под рукой, реализована опция фоновой автоматической передачи снятых кадров в фотогалерею смартфона и щадящий аккумулятор как смартфона, так и камеры режим BLE (Bluetooth Low Energy). Получается разделение функций двух компактных устройств на те, что они делают лучше всего. Снимаешь камерой, созданной для фотоперфекционизма, просматриваешь фотографии и пересылаешь их с помощью смартфона.

Установка режима съёмки предельно проста. Автоматический режим сейчас отсутствует, и, на мой взгляд, прекрасно, что зеленый значок исчез.

Впервые я увидел GR на выставке "Санкт-Петербургская фотоярмарка" в 2005 году, когда известный московский фотограф Юрий Желудев, вынув камеру из кармана, протянул ее мне со словами: "Смотри, что у меня есть! Вот какая: в ней ничего нет, но есть всё, что нужно!"

Тогда это была магия. Произошел некий переход сознания как способа избавиться от пугающей сложности технологий и разочарований, связанных с информационной перегрузкой, которые реально мешают творческому фотографу и лишь затрудняют погружение в сцену.


© Alexander Nasonov / RICOH GR III, 1/250 sec, f/2.8, ISO 1600

Появление фотокамер RICOH GR, сначала пленочных в 1996, а затем в 2005 и цифровых с небольшими матрицами и уже в 2013 – GR с большой матрицей APS-C, обозначило в фотографическом творчестве новую территорию. Одним из первых на нее ступил выдающийся японский фотограф Daido Moriyama, мгновенно сделав легендой тогда еще первый пленочный RICOH GR.

- Фотографии, сделанные камерами GR, особенные? Это ясно сразу?

Daido молча демонстрирует свои работы, ничего не объясняет и, кажется, не ждет аплодисментов. Его точные и сильные образы выходят за пределы языка, они намного сильнее слов. Его стремление к подлинности, передаваемой с большим значением и эмоциональной силой, поражает. Daido точно знает, что одни понимают, другие – нет.

Ricoh GR становится культовой камерой, незаменимой для тех, кто предпочитает спонтанную неотшлифованную фотографию. Высокое качество оптики при этом оставляет возможности для выразительности другого плана, которая связана со стремлением к особой достоверности, к особой подлинности и, если необходимо, подчеркиванием изысканности и изящности сцены, разворачиваемой перед фотографом.


© Alexander Nasonov / RICOH GR III, 1/1250 sec, f/4.5, ISO 800

Корпус из магниевого сплава. Легкость, прочность. Уверенный хват, мгновенный отклик. Эта камера несет в себе скрытое превосходство. Превосходство в положительной коннотации, как расширение возможностей фотографа.
Камера создана, чтобы раствориться в глазах, руках и сердце фотографа.


© Andrey Khludeev / RICOH GR II, 1/30 sec, f/2.8, ISO 1600

Говорит Андрей Хлудеев, фотограф, оператор-постановщик:
"Камера (Ricoh GR 2) всегда со мной. Когда я работаю над фильмом, камера спокойно лежит в переднем кармане джинсов, т.к. очень компактная и крепкая. На съёмках всегда народ, шум, напряжение, из-за чего  руку лишний раз не высунешь, но с GR это не проблема: камеру никто не замечает.

Изображения получаются очень кинемотографичными, как сейчас модно говорить:cinematic look. Вообще, ощущения от съёмки на GR очень близки к ощущениям от съёмки пленочным аппаратом. Видно, что камеру делали фотографы и для фотографов. Картинки GR узнаваемы, камера как бы подчеркивает собственный стиль фотографа, становится твоим продолжением.

Да, конечно, превращение в GRist’a происходит. Это превращение происходит как бы в два этапа: сначала человек видит камеру и чьи-то картинки, и это первый этап — этап восторга и удивления. Затем он начинает снимать сам и становится GRist’ом, что неизбежно. Камера интегрируется в тебя, становится твоей частью.  Она как бы растворяется в процессе съёмки и не перетягивает ни капли внимания на себя ни у фотографа, ни у героев съёмок. Она часть реальности.

Я бы сказал, что она как отличный музыкальный инструмент имеет свой неповторимый характер и в то же время позволяет выразить себя в полной мере.

Это и философская камера, позволяющая открывать и осмысливать окружающую реальность, и ты начинаешь видеть по-другому, мир становится другим. Для меня съёмка камерой GR —это, cвоего рода, ментальные практики. Конечно, я снимаю и телефоном, но это совершенно разные вещи. Никакой конкуренции между GR и телефоном, даже мысленной, не возникает. Габариты камеры идеальны. Роскошная камера. Учтено все. Тройку — Ricoh GR III, конечно, тоже хочу. Очень интересны стабилизатор изображения и скорость автофокуса. Сперва немного пугали измененные кнопки, но отзывы по управлению крайне положительные. А вот вспышку, вернее её отсутствие, откровенно жалко, хотя всегда можно прикрутить внешнюю".


© Andrey Khludeev / RICOH GR II, 1/30 sec, f/2.8, ISO 6400

Подчеркну, что говорить только о последней камере GR неверно, так как GR — это концепция в развитии.
Великолепное качество изображения и мгновенный отклик, как средство реагирования на намерение фотографа, присущий далеко не всем камерам.
Качество изображения, которое сделало GR культовой классикой, не только сохранилось в RICOH GR3, но стало лучше в соответствии со словами разработчиков компании Ricoh, а потенциал визуализации RICOH GR3 является лучшим, из когда-либо созданных.
Можно купить и GR2. Это будет безупречным  кристальным выбором для понимающего фотографа. Вес – около 250 граммов, размер – сигаретная пачка.
Даже тактильные ощущения от камеры сообщают тонкие эмоции уверенности и отбрасывают опыт использования других устройств.


© Alexander Nasonov / RICOH GR III, 1/125 sec, f/2.8, ISO 3200

Говорит Юлия Багрова, дизайнер, арт-директор:
"Так это цифровая или пленочная камера, как у Kodak’a — новая пленочная Super 8 кинокамера с электронным видоискателем?
Мне нравится масса и ностальгическая милота.
GR — это камера для человека, осознающего свою творческую исключительность.
Внутренний Пушкин ликует.
Фотограф должен в идеале  мечтать о том, чтобы его не замечали, чтобы он был Человеком-Невидимкой, чтобы никто его не гнал, чтобы чьи-то глаза смотрели сквозь него каким-то особенным взглядом, а фотограф может все заметить, все увидеть.
А второе. Это камера не для озабоченных своим внешним видом (я смотрюсь с этой камерой?). Эта камера для тех, кто наслаждается своим внутренним миром, своим внутренним Пушкиным, наслаждается внутренним превосходством. Он занят своим делом и достигает желаемого".


© Alexander Nasonov / RICOH GR III, 1/2500 sec, f/4.0, ISO 1600

Как и любая другая компания Ricoh стремится к лояльности своих клиентов, опираясь при этом не на красивые лозунги и фантики, а на реальный опыт использования.

Именно реальный опыт использования расширяет круг приверженцев фотокамер GR от Ricoh, ясно понимающих, что GR это особый изобразительный метод в фотоискусстве. Постепенно все  фотографы приходят к очевидному выводу, что пленочная фотография и фотография цифровая являются разными изобразительными видами фотоискусства.

Так вот съёмка камерой GR — это особый способ, особый метод, особый вид фотографического творчества,  и неважно снимаете ли вы пленочной GR или самой современной цифровой GR3.



© Alexander Nasonov / RICOH GR III, 0.5 sec, f/7.1, ISO 40

Говорит Евгений Боярский, фотограф, эксперт по фототехнике:
"Через мои руки проходит много камер и всё постепенно становится скучным, а когда я столкнулся с GR, понял, что эта камера с изюмом! Классно то, что наследуются важные вещи из предыдущих моделей, даже из пленочных.
Превосходный размер сигаретной пачки и магниевый корпус.
Отпугивает ли цена? Подумайте сами. Это стоимость не самого дорогого объектива. А камера эта особенная, которой, конечно, можно снять и портрет, но это не будет строго академический портрет.
Для себя решил брать GR 3 и еще одну GR 2. Просто пусть будет!
От GR я получаю некие вдохновляющие вибрации, эта камера сделана с любовью. И эти вибрации во всем, они определенно отражаются и на конечных снимках.
Возможность управления одной рукой. Возможность снимать с рук на длинных выдержках, штатив не нужен.
Очень ценю камеры на телефонах, но не пользуюсь.
Нравится ли мне, как снимает GR? Безумно нравится.
Очень люблю макро на GR 2, а на GR 3 этот режим еще лучше и интереснее.
Часто снимаю в “слепом” режиме: отключаю дисплей и индикатор кнопки питания, ничего нигде не светится, не моргает, все отключено.
Снимаю в режиме Snap-focus и всё всегда отлично, крайне редко бывало, что я где-то что-то обрезал.
Очень рад, что в GR 3 появился USB-разъём type-C.  Только из-за этого её можно купить!"


© Alexander Nasonov / RICOH GR III, 1/50 sec, f/4.0, ISO 6400

Отдельно хотел бы остановиться на режиме съёмки со Snap Focus (фиксированным фокусом), о котором говорил Евгений Боярский.
Это съёмка из разряда “достал–снял”, когда процесс длится столько же, сколько произносятся эти два слова. В этот момент понимаешь, что камера прорастает в тебя, настолько она удобна и комфортна.

Съёмка с фиксированным фокусом активизируется при выборе Snap Focus и установке на диске селектора режима приоритета диафрагмы (Av), либо установке ручного режима (M). Поворачивая диск фронтального селектора, одновременно поджимая кнопку макрорежима на диске настроек, выбираем дистанцию съёмки. Слева на экране появляется шкала расстояний, где зеленым выделен диапазон расстояний, на которых все будет в фокусе при выбранной диафрагме. Этим же способом можно устанавливать и гиперфокальные расстояния. Таким образом, мы можем без полунажатия кнопки спуска затвора делать мгновенные снимки, не ожидая пока сработает автофокус.

Но если вдруг необходимо быстро перефокусироваться и выйти из заданного диапазона расстояний, то мы просто касаемся нужной точки на экране, и уже через полунажатие снимаем. С Ricoh GR и его snap-фокусом фотограф обретает силу и власть над тем самым решающим моментом, которого он постоянно ищет в своем вечном стремлении создать Картину, по сути снять Киновыразительно, захватывающе и т. д. И всегда видно: получилось Кино или нет.

Если отбросить утилитарную функцию фотографии, то перед фотографом остаются вопросы:
— Зачем мы снимаем?
— Бессловесные поэтические абстракции?
— Самовыражение через сканирование реальности?
— Духовное освоение мира?
— Снимаем, чтобы что?
— Где она эта суть?

И каждый фотограф самостоятельно решает, в чем для него заключается сущность фотографии. Помогает ли камера в этом поиске? Определенно да, особенно, если это выдающаяся фотокамера.


© Alexander Nasonov / RICOH GR III, 1/125 sec, f/2.8, ISO 1600. Внутрикамерный кроп экв. 35 мм

В заключение хотел бы добавить, что концепцию GR проще понять, если рассматривать все компоненты, их параметры и возможности в совокупности и неделимости, как некий синтез взаимодействия. Если рассматривать GR, как качественно новое явление, не сводимое к простой арифметической сумме составляющих его компонентов.

© Александр Насонов

Визуальные эффекты внутрикамерной обработки jpg-файлов:

© Alexander Nasonov / RICOH GR III, 1/60 sec, f/9.0, ISO 100


Еще фотографии
, сделанные на Ricoh GR III, можно посмотреть на специальной страничке на Flickr.

Идея компании Adobe Systems унифицировать RAW-формат для всех производителей фототехники постепенно находит свое воплощение в том числе в камерах Ricoh GR, что крайне удобно, так как DNG поддерживается абсолютно всеми графическими редакторами, вне зависимости от их новизны.
Ссылка на архив с изображениями DNG+JPG, сделанными на Ricoh GR 3 (262 Мб), скачать.

Видеообзор Ricoh GR III "Компактная камера в кармане" Ильи Хапричкова с тестовыми фотографиями, смотреть.

Через несколько дней после публикации этого обзора стало известно, что Ricoh выпустила новую прошивку v 1.10 для камеры Ricoh GR III, её можно скачать на официальном сайте Ricoh.