Canon EOS R5 и R6 – в чём разница?




Canon EOS R5 и R6 – в чём разница?

Недавно, 9 июля 2020 года, компания Canon анонсировала две новые беззеркальные полнокадровые фотокамеры с байонетом RF – Canon EOS R5 и EOS R6. Обе являются флагманскими моделями беззеркальной линейки компании. Можно сказать, что EOS R5 и R6 являются логичным развитием зеркальных камер EOS 5D и EOS 6D, и неверным будет утверждение, что старшая модель предназначена для профессионалов, младшая – для фотолюбителей. Обе камеры предлагают такой перечень технологичных новинок, о котором пару лет назад можно было только мечтать, и сегодня эти камеры станут основным рабочим инструментом для многих фотографов.

Canon EOS R5 и R6 технологически очень сильны. Но какую же модель выбрать? DPReview подготовил сравнительный обзор основных характеристик этих двух камер, перевод которого мы предлагаем вашему вниманию.

Матрица

Одно из самых существенных отличий между двумя камерами – разрешение матрицы.

В EOS R5 установлена новая матрица разрешением 45 Мп, таким образом, камера предлагает более чем достаточное разрешение для всех, кроме разве что самых сложных задач, где используется матрица среднего формата.

EOS R6 построена на матрице 20 Мп, и, по слухам, это такой же датчик, который установлен и в зеркалке EOS 1D X III, или весьма на него похожий. Эту матрицу Canon решила использовать в камере R6, чтобы позволить её обеспечить такую же скорость серийной съемки, как и в R5. Разрешение матрицы 20 Мп вполне достаточно для самого широкого спектра фотографий, однако при производстве наружной рекламы или в других случаях, когда действительно необходимо высочайшее разрешение снимков, R5 будет выигрывать.

И та, и другая камеры оснащены сглаживающими фильтрами, которые помогают бороться с муаром. Сегодня многие производители отказываются от них, так как число пикселей растет, и потребность в этих фильтрах уменьшается. Однако в компании Canon по-прежнему считают, что фильтры перед матрицей необходимы, так как современные объективы RF обеспечивают достаточную чёткость изображения, а риск получить муар, например, при свадебной фотографии, без использования фильтра всё ещё высок.

Стабилизация изображений IBIS

Обе камеры оснащены одинаковой системой матричной стабилизации изображения IBIS (In Body Image Stabilization), которая позволяет компенсировать до 8 стопов экспозиции,  в зависимости от используемого объектива. Это принципиальный момент, несмотря на существенную разницу в цене, Canon установила эту систему и в ту, и в другую камеру.

Это 5-осевая система на основе сдвига матрицы, она способна работать в паре со стабилизацией, установленной внутрь объективов RF, эти две технологии постоянно взаимодействуют друг с другом, увеличивая таким образом эффективность всей системы.

На сегодняшний момент пока неясно, насколько эффективно IBIS будет работать с объективами EF, во многих из которых также имеют оптическую систему стабилизации.

Скорость непрерывной съёмки

Скорость непрерывной фотосъёмки также одинакова для EOS R5 и R6. Обе камеры могут снимать со скоростью 12 к/с с помощью механического затвора или 20 к/с – в режиме электронного. 

Однако различие есть в количестве снимков в серии. Камера EOS R5 в режиме 20 к/с записывает не менее 84 файлов RAW + Large / Fine JPEG на карту CFexpress, а если снимать в JPEG, это число увеличивается до 170 кадров. В режиме 12 к/с можно снять 90 RAW + Large / Fine снимков в формате HEIF, 160 RAW + JPEGS или 180 RAW файлов. Переход на уменьшенный формат C-RAW ожидаемо увеличивает большинство этих показателей примерно на 50%. Изображения в формате HEIF и JPEG примерно одинаковы, независимо от того, используется ли карта CFexpress или SD UHS-II, однако при съёмке в режиме RAW выигрывает более быстрый формат карты CFexpress.

Камера EOS R6 с быстрой SD картой UHS-II способна снять в серии 140 файлов RAW + Large / Fine HEIF. Если перейти к формату RAW + JPEG, камера сделает 160 снимков в серии или 240 для RAW. Переход на C-RAW увеличит эти числа более чем вдвое, а при съёмке только C-RAW, HEIF или JPEG можно получить более 1000 снимков в серии. Останется только по приходу домой выбрать из этих серий один или два нужных снимка.

Экранчик и видоискатель

Если скорость съёмки и стабилизация IBIS для Canon принципиальны, то с экранами и видоискателями у камер разница принципиальная, и она не в пользу R6. Логично, что нужно было каким-то образом получить более низкую цену, и экранам не повезло, а вместе с ними и пользователям.

EOS R5 имеет новейший OLED-электронный видоискатель (EVF) с 5,76 млн. точками, а разрешение основного экрана составляет 2,1 млн. точек. 

EOS R6 получила электронный видоискатель 3,68 млн. точек и основной экран немного меньшего размера (3 дюйма) разрешением 1,68 млн. точек.

Тем не менее, оба электронных видоискателя обеспечивают увеличение 0,76x и 23-миллиметровую точку зрения, к тому же оба могут работать на частоте 120 Гц для более реалистичной съёмки.

Правильнее будет сказать, что в модели EOS R5 выдающийся видоискатель, а в EOS R6 он хороший, на уровне моделей конкурентов, например, сопоставимый с видоискателем у Nikon Z6, а у Sony A7 III, например, его разрешение даже менее высокое.

Съёмка видео

Разрешение и возможности съёмки видео – одни из самых больших различий. Сенсор EOS R5 предназначен для съемки 8K-видео с разрешением до 30p, он также предоставляет возможность внутренней записи необработанного видео, что означает 8K, без необходимости подвыборки или обрезки. Он также может снимать 4K/120p с полной ширины сенсора, но при этом используются не все доступные пиксели, поэтому он будет менее детальным.

EOS R6 снимает 4K со скоростью до 60p. Камера использует соотношение 16:9 по сравнению с DCI-захватом во всю ширину, это означает, что имеет место небольшой кроп (кроп 1,07-кратное увеличение). Видео можно снимать, используя все впечатляющие возможности стабилизации.

Обе камеры имеют разъёмы для наушников и микрофона и предлагают индикаторы фокус-пикинга и зебры. Как и R5, R6 может записывать видео C-Log или HDR PQ в виде 10-битных файлов H.265 4:2:2 и позволяет просматривать их.

EOS R5 предлагает полный спектр режимов видеоэкспозиции, включая приоритет выдержки, приоритет диафрагмы и пользовательский режим, в то время как EOS R6 снимает только в программном или полностью ручном режиме. Тем не менее, R6 в ручном режиме позволяет использовать Auto ISO и регулировать диафрагму с шагом 1/8 EV, так что можно получить либо приличную степень контроля, либо автоматизацию, если это необходимо.

Помимо различий в разрешении и захвата RAW, компания Canon решила, что более широкое соотношение сторон DCI и кодирование в формате All-I будут доступны только в камере EOS R5.

Корпус

Камеры на первый взгляд весьма похожи, однако при ближайшем рассмотрении различий очень много. Первое, и самое существенное, – R5 имеет маленький дисплей на верхней грани, в то время как R6 такого экранчика не получила, и в этом месте расположено колесо переключения режимов экспозиции. На передней панели R5 имеется полноразмерный трехконтактный резьбовой интерфейс “N3” для дистанционного управления, в то время как R6 имеет более простой 2,5 мм разъём типа мини-джек “E3” в качестве одного из портов на камере. На R5 это место занято портом синхронизации вспышки.

Оба флагмана имеют металлическую конструкцию с задней поликарбонатной пластиной, однако корпус R5 немного более угловатый в некоторых местах, и камера в целом тяжелее, чем R6. Canon утверждает, что корпус R5 герметизирован таким образом, чтобы соответствовать стандартам зеркальных фотокамер серии 5D, в то время как корпус R6 защищён от атмосферных воздействий наподобие камер серии 6D.

Автофокусировка

Обделить пользователей автофокусом компания Canon не осмелилась, тем более, что Canon Dual Pixel AF со 100% охватом по горизонтали и вертикали по всему кадру является одной из главных фишек системы и огромным конкурентным преимуществом.

Canon называет эту систему Dual Pixel AF II, оснащённой машинным обучением. Это обеспечивает возможность распознавать объекты, которые лежат в основе принципа обнаружения людей и животных. Система EOS iTR AF X, которая называется «EOS iTR AF X», позволяет обнаруживать глаза, лица и головы человека, а также глаза, лица и тела животных, включая кошек, собак и птиц. Можно указать камере, следует ли отдавать приоритет фокусировке на людях или животных (или без предпочтений). Система настолько продвинута, что сохраняет фокусировку на объекте, даже если человек отводит взгляд, и переключается с автофокуса на тело и на глаз, когда животное приближается.

Автофокус в EOS R6 рассчитан на работу в условиях низкой освещенности: -6,5EV при съёмке с объективом F1.2 или -5EV в режиме видео. В камере EOS R5 оценивается до -6EV в фото и -4EV в видео, эти цифры опять же справедливы для объектива F1.2.

Ресурс аккумулятора

Различия в алгоритмах работы внутренних компонентов, разрешении матрицы и дисплеев существенным образом влияют на соответствующие показатели времени автономной работы. Обе камеры используют новейшую батарею LP-E6NH мощностью 16 Вт, однако, что порадовало многих пользователей, могут использовать более старые версии аккумуляторов типа LP-E6.

EOS R5 может сделать 320 снимков за одну зарядку при съёмке через видоискатель и 490 снимков с использованием ЖК-дисплея по умолчанию. При переходе в режим с более высокой частотой обновления эти цифры уменьшаются примерно на 30%, до 220 и 320 снимков, соответственно.

EOS R6 демонстрирует несколько лучшие результаты: 380 снимков за одну зарядку с использованием видоискателя в стандартном режиме и 510 с помощью ЖК-дисплея. Опять же, если задействовать более высокую частоту обновления видоискателя, эти цифры снизятся примерно на те же 30%.

Обе камеры можно заряжать при помощи зарядного устройство USB-C или повербанка.

Карты памяти

EOS R5 позволяет снимать видео 8K, да и 45-мегапиксельной датчик производит намного больше данных, чем EOS R6, поэтому Canon оснастила камеру R5 слотом CFexpress в дополнение к слоту для карт памяти UHS-II SD. Слот для SD-карты не может быстро очистить буфер во время серийной съемки и может записывать 8K-видео только в IPB-кодировке, поэтому для съёмки в высоком разрешении нужно будет запастись несколькими картами CFexpress, чтобы в полной мере использовать возможности R5.

Напротив, меньшее разрешение матрицы в R6 означает, что быстрой SD-карты UHS-II достаточно для фото и видео. Конечно, цены на карты SD UHS-II не назвать супернизкими, однако карты CFexpress в среднем стоят дороже.

Wi-Fi

Обе камеры имеют встроенные Wi-Fi-модули для передачи видео и фотографий на смартфон, компьютер или даже на FTP. EOS R5 позволяет использовать частоты 2,4 и 5 ГГц, а R6 совместима только с более медленными, и часто более перегруженными сетями 2,4 ГГц.

Обе камеры позволяют выбирать файлы для передачи при съемке RAW + JPEG и RAW + HEIF, поэтому можно настроить загрузку только JPEG-файлов для стандартных изображений, однако загружать RAW-файлы для съёмки HDR PQ HEIF.

Помимо различий в частотных диапазонах, только R5 можно использовать с батарейной ручкой WFT-R10A, которая добавляет более мощную передачу Wi-Fi и имеет соединение Ethernet для надежной и быстрой передачи файлов. Очень обидно, что R6 лишена этой возможности, для неё предназначена стандартная батарейная ручка. Жаль, этой функцией потенциальные покупатели R6 реально бы пользовались.

Dual Pixel RAW

Dual Pixel Raw оснащена только камера EOS R5. Функция отдельно сохраняет данные из обеих половин пикселя, это означает, что можно восстановить некоторую информацию о глубине сцены после того, как была сделана фотография, что открывает дополнительные возможности при обработке как в самой камере, так и на компьютере при помощи Canon Digital Photo Professional уже после съёмки.

Цена

Стоит ли за дополнительные функции платить большую цену? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Разница: $3899 против $2499. R5 будет доступна в конце июля 2020 года, тогда как R6 придется ждать до конца августа. Разумеется, маркетологи Canon не спали ночей и скрупулёзно взвешивали каждый пункт “урезанных” характеристик. 

Всем понятно, что сделай они различия только в разрешении матрицы и в режимах съёмки видео, EOS R6 была бы однозначным фаворитом просто благодаря цене, а также благодаря тому, что столь высокое разрешение реально необходимо только для профессиональной работы в весьма ограниченных случаях. Однако когда это действительно необходимо и оправдано, R5 будет на недосягаемой высоте. 

… или досягаемой для Sony?

В публикации использованы фотографии DPReview.