Если бы не надпись на этой камере, то скорее всего, я бы и не догадался, что она от компании Fujifilm, где всегда предпочитали ретродизайн. Да, было стильно, но я лично за удобство, и в этом плане X-S10 очень преуспела.
О камере
Fujifilm X-S10 – действительно очень удобная камера в настолько компактном корпусе, что его можно почти полностью закрыть моим смартфоном.
Датчик и поворотный экран точно такие же как у X-T4. Помимо того, что камера получила хорошую эргономику, так еще и 3,5-миллиметровый вход для наушников сделали, и он расположен выше уровня экрана.
Ниже достаточно плотно расположились порты Micro HDMI, а также USB-C, по которому камеру можно заряжать от Power Bank PD, и питать, когда она включена, но стоит учитывать, заряд и аккумулятора так же будет расходоваться, но несколько медленнее.
Корпус камеры металлический, все кнопки на своем месте как мы и привыкли видеть в камерах без ретродизайна. И, конечно же, есть возможность настроить камеру под себя.
Хотя с парком оптики у Fuji и так все в порядке по количеству, но мне на тест прибыл еще и переходник Fringer EF-FX PRO II. Видимо, компания хочет переманить к себе «кэнонистов», чтобы им не пришлось на первых порах менять парк оптики.
Отсек для карт памяти SD с поддержкой UHS I расположен по соседству с аккумулятором NP-W126S.Отсек не перекрывает штативную площадку.
Еще один немаловажный фактор, который я хотел бы отметить, – наличие встроенной вспышки, которая меня просто спасла во время полевого теста.
У камеры есть 18 режимов моделирования пленки, которые хорошо известны всем, кто ранее снимал на Fujifilm. Режимы работают как для фото, так и для видео, так же доступна гибкая настройка тени, света и ББ.
Помимо простого выбора режима моделирования пленок в камере можно гибко настроить цвет, сведя к минимум время постобработки. Энтузиасты даже сайт сделали с рецептами настроек: fujixweekly.com.
В режиме «М» максимальная выдержка составляет 60 мин. Здравствуй, ночное небо!
Есть 4 программируемых режима. Режим «SP» позволит установить опции, адаптированные под различные сцены съемки.
Количество эффективных пикселей: 26,1 млн.
Заявленная максимальная скорость с механическим затвором – 8 к/с, а c электронным и кропом 1,25 – 30 к/с.
Камера снимает видео 4К с частотой до 30 FPS и FHD до 240 FPS.
Датчики гибридной фокусировки расположены по все площади матрицы, есть режимы определения лиц и глаз. Выбрать точку АФ можно с помощью сенсорного дисплея или джойстика автофокуса.
Автофокус (фото)
По итогу нескольких пробежек можно точно сказать, что основные промахи фокуса были в тех случаях, когда я прижимался к краю кадра или в отдельных сериях, когда отдалялся на 10 метров и двигался обратно. Если же работать ближе к центру и не заходить за треть пространства влево-вправо, то процент промаха меньше 5%, с пробежкой, которая требует отследить меня от края до края, промах может достигать 15%.
Профиль лица для камеры не составит проблемы – распознает спокойно.
С точечным фокусом все стабильно и быстро, как в хороших, так и слабых условиях освещения, до -3,5 или -4 ступеней экспозиции.
Автофокус (видео)
По видео камера достаточно четко отслеживает лицо, но я заметил, что ближе к краю фокус достаточно часто начинает срываться, особенно, когда я отдаляюсь, причем это происходит как с объективом 16-80, так и 35 мм.
Профиль в большинстве случаев отслеживается хорошо.
Касательно точечного автофокуса, камера работает стабильно и без проблем фокусируется на объекте, как в условиях хорошего освещения, так и слабого, до -4 ступеней экспозиции.
Лицо камера также хорошо фиксирует в условиях недостаточной освещенности, а вот глаз определяет не всегда.
ISO (фото)
ISO до значения 6400 можно считать рабочими без сильного вмешательства на постобработке. Однако уже со значения ISO 1000 при зумировании на снимке наблюдается фактура. ISO 12800 – предельное значение для съемки, фактура сильно выражена, но грани объектов не рассыпаются и цветных пятен нет. Съёмка с ISO выше этого значения подойдет только для соцсетей, где не требуется детализация мелких объектов.
ISO (видео)
Для 4K до значения ISO 3200 можно снимать смело без шумодава, до 6400 – с небольшой коррекцией шума, хотя в целом он бесцветный и для творческой съемки можно даже оставить как есть, а вот при 12800 картинка сильно шумит. Для FHD картина примерно идентичная, с той лишь разницей, что для ISO 6400 я бы уже рекомендовал использовать подавление шума.
Динамический диапазон
Экспозиция: 0
Экспозиция: +1
Экспозиция: +2
Экспозиция: +3
Экспозиция: +4
Экспозиция: -1
Экспозиция: -2
Экспозиция: -3
Экспозиция: -4
У камеры очень хорошие показатели ДД. Недоэкспонированные промахи при экспозиции до -4 спокойно восстанавливаются без искажений по цвету, причем только при восстановлении из -3 ступеней начинает прослеживаться заметный шум. Что касается пересвета, то до +2 ступеней промахи можно восстановить, промах выше при восстановлении сопровождается сильным искажением по цвету.
Перегрев
Для начала хочу сказать, что на второй минуте теста на перегрев камера выдала ошибку записи и не сохранила записанное, такое я наблюдал и раньше в других камерах, чем это вызвано так и не смог выяснить, но собрав сведения со схожей ошибкой, заметил, что чаще это происходило при использовании карты Lexar 128 GB 150 MB 1000X.
Больше такой ошибки за всё время теста я не наблюдал. Если у кого-то были схожие проблемы, напишите, пожалуйста, в комментарии какую камеру вы использовали.
Проводя далее свой стандартный тест, при съемке 4K UHD 30p на 13-й минуте появился значок уведомления о температуре, а на 27-й – он стал красным. Отключение из-за перегрева произошло на 35 мин. 29 сек. и температура на сенсоре составила 57°С.
Касательно FHD. При 60 FPS 200 Mб/с
камера перегрелась на 34 мин. 56 секунде.
Причем, по завершению 30-ти минут
камера не дала мне заново запустить запись, показывая резко-красный значок
перегрева, после выключения и включения камеру значок сменился на желтый и
запись шла еще 5 минут.
То есть для длительных записей ее лучше не использовать или давать время остыть.
Стабилизация (фото)
Без стабилизации (слева) и со стабилизацией (справа). 70mm в 35мм эквиваленте, выдержка ⅓ с
Максимально длинная выдержка, при которой я получил четкий снимок с рук при фокусном расстоянии 70mm в 35мм эквиваленте, составила ⅓ секунды. Но стоит уточнить, что это идеальные условия: ветра нет, руки не трясутся и можно делать много снимков до победного. В общем-то как и всегда в таком тесте.
Стабилизация (видео)
Стабилизация в видео позволяет снимать с рук без рывков даже на 80 мм, что соответствует 120 мм в 35мм эквиваленте. Однако динамичные проходы с эффектом парящей камеры не получатся, если только добавлять стабилизацию на посте. Плавность шага тоже никто не отменял. При панорамировании, можно заметить рывки на видео, когда матрица доходит до края и возвращается на исходную, однако при плавной проводке они появляются не часто.
Как и полагается, есть несколько режимов стабилизации: обычная оптическая с матричной, с добавлением цифровой и еще усиленная для статичных объектов. Кстати, цифровую и последнюю для панорамирования не рекомендую. Цифровую можно добавить, если идете строго вперед, а усиленную, когда стоите на месте.
Буфер
Касательно буфера, для RAW и RAW+JPEG он весьма маленький. А вот с JPEG творится какая-то магия, объяснить которую я не в силах, то камера с автофокусом мне выдает 160, то 200, а то 250 снимков, а когда включаю ручной фокус, так вообще перескакивал даже за 1000 снимков, снимая на механике с максимально возможной частотой.
А вот электронный затвор выдавал 125
снимков +/- 2 снимка. Отмечу явную аритмичность работы
электронного затвора, скорость идет как по параболе.
С механикой это тоже наблюдается,
но совсем чуть-чуть.
Кол-во кадров в буфере | ||
RAW несжатый | 17 (8 к/с) | 16 (30 к/с) |
JPEG | >1000 (8 к/с) | 125 (30 к/c) |
RAW, сжатый без потерь | 20 (8 к/с) | 18 (30 к/с) |
RAW, сжатый | 23 (8 к/с) | 18 (30 к/с) |
Объем RAW
Касательно того, сколько весит каждый вид RAW-файлов, стоит отметить, что разницы между сжатым и “сжатым без потерь” нет. Так что, если выбирать из этих двух вариантов для экономии места на карте, то можно смело ставить “сжатый без потерь”. Но стоит отметить, что для APS-C размеры файлов достаточно весомые, особенно если оценивать несжатый RAW.
Размеры файлов
RAW несжатый | 52-56 МБ |
RAW сжатый без потерь | 12-15 МБ |
RAW сжатый | 12-15 МБ |
Кроп-фактор
Кроп-фактор наблюдается только при высокоскоростной съемке от 100 до 240 к/с. В остальных режимах кроп отсутствует при условии, что не включена дополнительная электронная стабилизация, тогда кроп-фактор составляет 1,1х. Для высокоскоростной съемки электронная стабилизация недоступна.
Муар
У камеры весьма хорошие показатели муара. При 4К он очень малозаметен, при FHD дуги муара более выражены как по количеству, так и по длине.
Rolling Shutter (видео)
При 4K наклон вертикали при резких движениях достаточно заметный, особенно если поворачивать саму камеру. Видно, что рукоятка явно изгибается.
При FHD наклон незначительный как в обычном режиме так и в режиме скоростной съемки.
Показатели достаточно хорошие и в большинстве штатных ситуаций не будут мешать
Rolling Shutter (фото)
При использовании электронного затвора, на фото можно заметить небольшую деформацию очень резко движущегося объекта. Да, гольф или пропеллер самолета не поснимать, с другой стороны, футболисты или баскетболисты не настолько быстро машут своими конечностями. И даже с этой палкой, которой я взмахивал насколько возможно быстро, видно, что не все кадры имеют деформацию линий. А это уже хорошо. Не будем также забывать, что скорость 1/32000 с или скорострельность выше 8 к/с нужны в довольно специфичных ситуациях, а тут этим наделили не Pro-камеру, а камеру для энтузиастов.
Live View
Как при 4K, так и FHD наблюдается микрозадержка вывода изображения на экран. Он незначительна и визуально даже в динамичных сценах не помешает. Я проверял это в различных режимах вывода изображения, ведь тут есть и режим экономии энергии, и форсированный. В той или иной степени всегда есть мимолетное запаздывание, но ни в одной штатной ситуации это микрозадержка не помешает.
Адаптер Fringer EF-FX PRO II для EF-оптики на Fuji-Х
Хочется отдельно рассказать про работу переходника для зеркальной оптики Canon.
Если вы снимаете исключительно одиночные фото, и не планируете скоростную, то переходник достаточно хорошо работает даже со старой оптикой, но есть два “НО”:
1. Скоростную съемку как с родной оптикой вы не получите. Я перепробовал много объективов: со старичком Canon 24-85mm творился настоящий ужас, с 24-105mm серия была 3-4 к/с c паузами и неритмичная. Тут все зависит и от оптики, конечно, но итог почти всегда один.
2. При съемке видео со всеми объективами автофокус дышал как сумасшедший. Так что видео можно снимать только на мануале.
Вывод такой: спокойная фотосъемка в студии не вызовет проблем, а съемка видео с автофокусом или скоростная фотосъемка не поразят воображение. Хотя всех объективов Canon я раздобыть не смог, может быть и есть экземпляры, которые смогут работать как и родная оптика или хотя бы близко к этому. Но в целом это хорошая возможность перейти с зеркальной системы на беззеркальную и не остаться с пустыми карманами.
AF (одиночная съёмка) | AF (серийная съемка) | AF (видео) | |
Canon 24-85mm f3.5-4.5 | Хорошо | Плохо | Плохо |
Canon 50mm f1.8 | Хорошо | Удовлетворительно | Плохо |
Canon 17-40mm f4 | Отлично | Хорошо | Удовлетворительно |
Canon 24-105mm f4 | Отлично | Хорошо | Хорошо |
Canon 100mm f2.8 Macro | Хорошо | Плохо | Плохо |
Canon 85mm f1.8 | Отлично | Хорошо | Хорошо |
Canon 70-200mm f4 |
Отлично | Удовлетворительно | Удовлетворительно |
Полевой тест
Студия
Для одного из полевых тестов я присоединился к нашему коллеге, Константину Биржакову, который тестировал для нашего сайта объективы Viltrox. Моя задача была оценить, насколько удобно снимать в студии с объективом 24-105mm через переходник.
Поскольку синхронизатор был только у Кости, а мне тоже нужен был импульсный свет, мы просто поставили моноблоки в режим «Slave», и я поджигал их встроенной вспышкой на камере, заслоняя её рукой, чтобы не влияла на световой рисунок.
Автофокус работал отзывчиво, а вот встроенная вспышка перезаряжалась долговато, иной раз приходилось ждать 10 секунд.
Но вывод из данной съемки такой, что в студии сторонней оптикой работать вполне себе можно. Сбоев настроек не наблюдалось.
Улица
На следующий день мы выбрались на улицу, чтобы поснимать разные портреты и немного видео.
Начну с видео и еще раз про стабилизацию, с ней можно работать, но это точно не панацея и не замена внешнего стабилизатора. Статичные съемки – да, можно, проходки – сложновато. F-log, как можно заметить, отработал достойно, день был очень солнечный и как раз видно, что может вытащить камера в таких контрастных сценах.
По автофокусу не могу не поругать объектив 16-80 мм. В этот день, неожиданно для меня, я частенько видел дыхание фокуса, если выставлял фокусное расстояние больше 50 мм, хотя при тесте с пробежкой он показывал себя лучше.
Но всегда учитывайте, что моя оценка всегда имеет погрешность на ветер в нашем случае и на работу камеры в разных ситуациях и сценах.
По фото нареканий нет, автофокус цепко держался за лицо и глаз. Работать было ну очень комфортно, не последнюю роль в удобстве съемки сыграла новая эргономика камеры. Все кнопки на своих местах, единственное, мне очень не хватало рычажка переключения с автофокуса на ручной, а в остальном камеру сделали действительно удобной.
Но наряду с плюсами, есть и выявленные недостатки.
Выводы
Плюсы:
• Форм-фактор
• Серийная съемка
• Поворотный экран
• Динамический диапазон
• Показатели шума при высоких ISO
• Стабилизация (фото)
• Зарядка по USB-C
• Встроенная вспышка
• Видеосъемка FHD до 240 FPS.
Минусы:
• Неритмичная серийная съемка
• Перегрев
• Буфер для RAW
• Работа автофокуса по краю кадра.
Материалы для скачивания
Тестовые фотографии и видео исходного качества (2,25ГБ) можно скачать по этой ссылке.