Ну наконец-то… Сколько времени прошло… Ведь еще в начале 2020 компания Fuji представила свою топовую модель – Fujifilm X-T4. А сколько же обзоров вышло про эту камеру, сколько мнений каждый эксперт высказал о ней? Но все эти обзоры касались во многом видеосъемки. И здесь возникает интересный вопрос: "Ведь вы уже посмотрели все эти выпуски, не так ли?"
Я, уличный фотограф Alex Kom, сегодня расскажу вам о Fujifilm X-T4. Давайте посмотрим, что это за камера!
О камере
В Fuji не стали отходить далеко от основ своего дизайна флагманской APS-C серии X-T, отдавая дань уважение пленочному прошлому. Фотоаппарат всем своим внешним видом доказывает, что он именно ФОТОаппарат, а человек, что держит его в руках – фотограф. Все эти колесики и рычажки, так акцентно расположившись на корпусе, вызывают искренне приятные тактильные ощущения. Все хочется поворачивать и нажимать. Да, это классно. Даже когда камера просто стоит на полке, она уже зазывает взять ее в руки и пойти снимать. И мне это безусловно нравится.
Но внешность еще не показатель качества, ведь нам интересно, что же внутри! Какие изменения и добавки приобрела камера?
Главные отличия от предшественницы
Х-Т4 теперь имеет:
- матричную стабилизацию до 6,5 стопов (и это очень круто)
- более мощный аккумулятор (приятное ощущение свободной съемки)
- дисплей стал полностью поворотным
- кольцо выбора экспозамера заменили на переключения с фото на видео (это удобно)
- появилась возможность записи видео в FullHD до 240 к/с
- убрали гнездо для наушников, теперь его заменил универсальный разъем Type-C.
Это все, что я заметил, сравнивая со старой моделью. Если забыл что-то еще, то поделитесь в комментариях.
Технические характеристики
Все остальное – без изменений:
- процессор: X-Processor 4
- сенсор: APS-C BSI-CMOS 26 Мп
- ISO: 160—12800;
- гибридный АФ 425 точек фокусировки
- скорострельность: до 30 к/с
- запись 10-битного видео 4К 60 FPS.
Но есть ли смысл перечислять все? Можно при желании изучить все спецификации на сайте производителя, лучше испытать её в деле.
Автофокус (особенность мануала)
Начнем с приятного. Могу уверенно сказать, что мне понравилась работа автофокуса. Занимаясь уличной фотографией очень важно, чтобы камера легко могла следить за передвигающимся объектом, и в этом плане Fujifilm X-T4 очень хорошо себя показала. В какой-то момент я даже расслабился, просто выбирал цель, прижимал кнопку спуска затвора, чтобы камера поняла, что я выбрал, и следила за объектом, держа его в фокусе. Это большой плюс. Но стоит заметить, что в первую очередь это заслуга процессора, который перешел сюда из предыдущей модели
Запомнились и возможности ручной фокусировки. Обычно в настройках предлагают подсветку контуров или электронную лупу. Да, такие функции хорошо выручают. Но подсветка контуров время от времени подводит, из-за разрешения дисплея и размышлений процессора, что делает подсветку ярче, доказывая, что “вроде бы” все четко, а смотришь потом на экране компьютера и понимаешь, что фото не годится. Тогда выручает электронная лупа, но это всегда лишние действия и снова ты полагаешься на разрешение экрана. И здесь порадовала функция: “цифровое раздвоение изображения”. По сути это то, что было в дальномерках «Лейки». На дисплее появляется квадрат с той же картинкой, но контуры объекта фокусировки уходят в бок и с помощью фокусного кольца нужно добиться четкого совпадения линий объекта, на котором ты хочешь сфокусироваться – это упрощает скорость ручной фокусировки и делает ее более удобной.
Скоростная съемка (буфер механического и электронного затворов)
Что касается скорострельности. Здесь все просто. В камере предлагается механический, электронный затвор и электронная шторка, ну и различные вариации их сочетания. Меня больше интересовал буфер серийной съемки при механическом и электронном затворах.
По сути, нажимаешь на спуск и ждешь, когда камера начнет захлебываться.
Конечно, я не забыл провернуть этот трюк с установкой формата файлов. Вот что получилось.
При съемке в Jpeg мех. затвор при 15 к/с пробегает аж 235 кадров на одном дыхании. Эл. затвор при 20 к/с хватает на 100 кадров, то же самое и при 30 к/с. Но не думайте, что я остановился на этом. Конечно же, я прошелся по всем вариациям предлагаемых комбинаций затвора. Я протестировал и электронную шторку: в Jpeg камера пробежала 250 кадров при 15 к/с,
При съемке в RAW все как под копирку: при любых вариациях затвора камера начинает хромать после 35-го кадра.
Если установить RAW+JPEG - получается те же самые 35 кадров при любых вариантах затвора.
Далее – мех.+эл. затвор. Тут камера просто убежала вдаль, когда я выставил Jpeg, честно говоря, я просто устал ждать, когда камера начнет хромать, так что, когда посмотрел сколько она отстреляла, то увидел 900 кадров. При RAW и RAW+Jpeg – все те же 35 кадров. Та же картина при выставлении электронной шторки + мех. затвор и эл. шторка + эл. затвор.
Стабилизация
Здесь возникает двоякое впечатление.
С одной стороны, если смотреть на работу стабилизации при видеосъемке, то камера вряд ли сможет сильно превзойти конкурентов. Да, стаб работает хорошо, но с лидерами рынка в части стабилизации, Panasonic и Olympus, пока не сравниться. Так что, как показывает практика, для более серьезной съемки оператор всегда воспользуется внешним стабилизатором.
Что же касается фотосъемки – претензий не имею. Зачастую приходилось снимать в темноте, жертвуя выдержкой, делая ее более длинной. И X-T4 достойно выдержала испытания даже при ⅕ секунды. Так что в ситуации при сильной тряске или когда нет штатива, на эту камеру можно положиться.
ISO
Как видно на снимках, X-T4 хорошо держит цвет и проработку темных оттенков.
Но в реальности все выходит
немного по другому.
Могу сказать, что камера держит прорисовку деталей вплоть до 4000 ISO, что весьма приятно. Конечно, я слегка утрирую. Да, детализация теряется, но не в таком масштабе, чтобы об этом можно жалеть. Порой я даже поднимал значение и до 6400, и камера выжимала из себя все мощности сенсора, не выплевывая россыпь светящихся пикселей, сглаживая картину под нужную тональность.
Здесь нужно вспомнить и о другой фишке системы.
Ведь в Фуджи весьма упорно проталкивает свою гордость – пленочное наследство, о чем при каждом случае напоминают (от дизайна камеры, до творческих фильтров). В камере есть функция «Пленочная зернистость», что говорит само за себя.
И вот здесь можно пойти на хитрость. Если условия освещения настолько ужасны, что без резких слов не объяснить, то лучше максимально поднять ISO и включить «Пленочную зернистость». Да, положение это мало спасет, но зато вы сможете оправдаться, будто любите снимать как Антон Корбайн.
Аккумулятор
Аккумулятор действительно стал гораздо более ёмким. И это серьезный плюс.
Выводы по камере
Плюсы
• Хороший, цепкий автофокус и высокая скорострельность
Камера отлично подойдет для репортажной и уличной съемки. X-T4 достойно показывает себя, когда нужно "выстрелить" сразу же 60 кадров. Правда, потом приходишь домой и отбираешь из всей этой пулеметной ленты лучшие. Зато можно быть спокойным, т.к. ни одного момента не упустил.
• Работа на одном заряде нового аккумулятора
Старая проблема слабых аккумуляторов уже уходит в прошлое. Во время съемки я даже забыл следить за показателем заряда. Хоть производитель и утверждает, что батарея рассчитана на 500 снимков, мне хватало намного больше и даже не приходилось пользоваться запаской. К тому же камеру можно зарядить от Power Bank с Power Delivery.
• Стабилизация
О ней уже все сказано, но, повторюсь, она отлично выручала при сильной тряске и съемке, когда выдержку приходилось делать длиннее.
• Работа при высоких параметрах ISO
• Понятное меню
Минусы
Их немного, но они важные.
• Эргономика
Х-Т4 сложно держать одной рукой. Особенно это чувствуется, когда ставишь более серьезную оптику: зум или светосильные объективы (например, 56/1.2). Фотокамера выскальзывает и управлять ей становится просто невозможно, если только не придерживать второй рукой. Такие моменты отвлекают от съемки, потому что ты постоянно думаешь, как бы не уронить этот дорогой килограмм. Да, можно приобрести накладную рукоятку, которая решает эту проблему. Но за эти деньги мне интереснее купить более объемную карту памяти или фильтр на объектив, а не исправлять ретро-задумки дизайнера.
• Элементы управления
Понятное дело, что для Fuji очень важен внешний вид камеры, из-за чего страдает сама система управления. Кнопки и рычаги очень маленькие и порой незаметны. Во время съемки мне постоянно приходилось отвлекаться, чтобы найти нужную кнопку. А сам джойстик управления точкой автофокуса мог бы быть и побольше. Не спорю, камера выглядит очень стильно и на нее приятно смотреть, но в итоге получается, что на нее постоянно приходиться смотреть и вертеть в руках, чтобы увидеть какие параметры выставлены. Резонно будет заметить, что все параметры отображаются на дисплее, но это выполнено очень мелким шрифтом.
• Отсутствие разъема для наушников
Данный момент уже важен больше для видеографов. Честно говоря, мне непонятно, почему производитель решил поступить так. Заменить разъем для наушников универсальным, через который можно камеру и заряжать, и поставить переходник. Все-таки, если камера позиционируется как флагман с утверждением «создана для профессионалов» – зачем у этих профессионалов забирать нужные элементы? Да и камера также заряжается через этот универсальный разъем, так что если сгорит, то увы – либо ремонт, либо покупка зарядного гнезда и снимайте без наушников. В общем непонятно, почему Fuji на это решились.
• Цена
Разница между Х-Т3 и Х-Т4 в техническом плане нам известна и в ценовом – это примерно 50 т. руб. Но если опираться на стоимость – именно те 150 000 рублей, которые просят за Х-Т4, в голове невольно появляется мысль о фуллфрэйме. У тех же Sony, Canon, Nikon есть достойные альтернативы, если, конечно, вам непринципиально иметь 4К 60 к/с 10 бит. И оптики от сторонних производителей имеется в достатке, если вдруг захочется сэкономить или найти интересный объектив, не запариваясь с переходниками. Или же, если вам нужна наиболее сбалансированная камера за более доступную цену, можно рассмотреть тот же X-S10, который мы тоже уже ждем на тест.
Материалы для скачивания
Тестовые фото и видео исходного качества (3 ГБ) можно скачать по этой ссылке.