О камере
Nikon Z5 – это долгожданная младшая сестра Z6, выпущенная в том числе для тех, кому перспектива обновления своего парка карт памяти на XQD не пришлась по вкусу.
В остальном камеры достаточно схожи, корпуса почти идентичны, правда, нет дисплея сверху, в Z5 есть 2 SD-слота с поддержкой формата UHS II, порты с левой части аналогичны Z6 (микрофонный вход, порт для наушников, miniHDMI, USB-С, порт для пульта управления спуском и других аксессуаров).
Матричная стабилизация тоже на месте. А камера все также с 24МП сенсором, но сама матрица без обратной засветки. Z5 стала первой камерой Nikon способной питаться от power bank с поддержкой Power Delivery в процессе работы камеры.
Это обеспечивает новый аккумулятор EN-EL 15C и внутренний модуль камеры. Сам аккумулятор обещает и бо́льший ресурс работы батареи в принципе.
Стоит понимать, что новый аккумулятор не обеспечит того же эффекта подпитки в Z7 или Z6, так как последние не имеют для этого необходимого модуля.
У камеры дисплей попроще, чем у Z6 – примерно в два раза, разрешение здесь 1,04 млн. точек.
Серийная съемка до 4,5 к/с, 273 точки фазовой фокусировки, как у Z6.
В остальном же это практически клон Z6. Внешне основным отличием которого, как я уже сказал, является отсутствие верхнего дисплея, чуть более гладкий корпус, под ЖК-экраном появилась выемка, чтобы его легче было подцепить, а также слот для карт памяти.
Автофокус (фото)
Сразу объясню, что я сравнивал автофокус и вообще все параметры в данном тесте в работе с двумя объективами, штатным зумом Nikkor 24-50 f4-6.3 и Nikkor 24-70 f4, и разницы в скорости и цепкости автофокуса не заметил.
В фоторежиме камера обнаруживает глаз на расстоянии до 3 метров от камеры, далее слежение за головой. Автофокус цепкий. На широкой зоне процент промаха составил 10% от всех серий, если выставить точечно зону, то промах будет не более 5 %.
А вот фронтально, при широкой зоне, камера отказывалась признавать голову в шапке, только если застыть, а когда проходил мимо, не успевала зафиксировать. Настройки фокуса в камере я выставил самые шустрые. Но ситуация меняется, если выказать камере почтение и снять шапку, тогда голова в профиль хорошо распознается, но в слочае прохода мимо камеры все равно был свой процент брака, когда камера не успевала среагировать на меня или реагировала поздно.
По точечной фокусировке Z5 показала себя лучше, чем недавно протестированная Nikon D780. Даже при освещении 40Вт с 1.5 метра, камера все равно распознавала объект с минимальным рысканием по площади кадра, и опять же не важно, какой объектив: штатник-блинчик или 24-70/4.
Оценка 8,5/10
Автофокус (видео)
По видео камера показала тоже
отличный результат, но моменты промаха все же были, например, когда я отдалялся
на 10 метров от камеры, есть моменты, когда мимолетно фокус перескакивал на
бесконечность. С расстояния 8 метров камера хорошо держит главный объект. Но когда резком проходил мимо камеры, она не успевала перевести на меня фокус.
И оцените,
как растягивается голова при 4К, но к этому мы еще вернемся:
Оценка 9/10
ISO (фото)
Многих интересовали показатели ISO. Что ж, если мы говорим о фото, то с 2000 наблюдается явная фактура, а ISO 6400 я бы назвал предельным значением. 12800 уже прилично шумит, и резкость со значения 3200 начинает поэтапно снижаться.
Если сравнить с кадром, снятым на Z6 с тем же объективом, то можно сравнить показатели при 12800, 6400 и 3200, по которым видно, что на Z5 при завышенных ISO начинает теряться информация на гранях. И вообще кадр смотрится менее контрастным. Хотя настройки, повторюсь, идентичные, если оставить все как есть и не давить шум.
Оценка 8/10
ISO (видео)
Если для фоторежима, разница со старшей сестрой не так очевидна, то по видео части и показателю шума между Z6 и Z5 видно, кто здесь старший. Если для Z6 я называл предельным значением ISO 6400 для FullHD и 8000 для 4K, то для Z5, это будет ISO 5000 для FHD и 6400 для 4К без учета постобработки, если оставить бесцветный шум как есть.
Но в целом могу сказать, что можете выдыхнуть: если вы думали, что между Z5 и Z6 будет пропасть по данным показателям, то пропасти нет, разве что маленькая канавка.
Оценка 7,5/10
Динамический диапазон (фото)
По динамическом диапазону все стандартно, +2 и -2 ступени можно спокойно вытягивать и восстанавливать, +3 и -3 буду сопровождаться явным шумом из недоэкспонированного кадра и побелей из переэкспонированного кадра, явного смещения цвета при восстановлении я не заметил. Из +3 ступеней оно, конечно, есть, но не явно выраженное.
Оценка 8,5/10
Кроп (видео)
Неприятным моментом стал кроп в
режиме 4К, который составляет 1,7.
При съемке до 60p кропа нет.
Замедленной съемки 100 и 120р, напомню, в камере нет.
Оценка 6/10
Мерцание (видео)
Сейчас я расскажу про один очень интересный момент. В камере установлены профиль FLAT и усиленный D-Ligthing – никакого мерцания нет. Все потому, что кадр не имеет глубоких теней, скажем так, недоэкспонированных частей. Давайте создадим их искусственно. Снижаем внешнее освещение, чтобы гистограмма снизилась до середины и вот наше мерцание во всей красе. Я специально записал это со стороны. Например, на ISO 320 нет мерцания если гистограммам, а чуть правее середин, сдвигаем левее и появляется мерцание.
Значение ISO, при которых картинка чиста всегда, даже при недоэкспонированном кадре: 200, 250, 640, 800, 1000, 1250, 1600
У Z6 при идентичных настройках чистые значения: 100, 200, 320, 400, 1000, 1250, 1600.
Это такой подводный камень, что если один раз увидел, то уже не повторишь никогда. Работая и снимая на Z6, я уже привык избегать неудачных значений ISO.
Оценка 7/10
Температура и ресурс
Закрыв камеру в шкафу (температура воздуха внутри +26°С) и включив запись видео при закрытой крышке, она перегрелась и выключилась через 67 мин. Если сразу её после этого включить, она проработает 5 минут. Если дать остыть хотя бы минуту, то вы гарантированно получаете 30 минут записи. Общее время записи, т.е. ресурса аккумулятора хватает на 147 минут.
Далее я повторил тоже самое, сняв крышку и поставив перед объективом планшет, чтобы матрица считывала информацию не с вакуума. Перегрев наступил на 68 минуте. А общее время записи составило 145 мин.
Далее я поставил камеру на подоконник и направил на улицу. Температура воздуха в комнате +23°С. Перегрев наступил на 73 минуте, при этом на камеру 50 минут светило солнце, а общее время работы составило 135 мин.
Оценка 9,5/10
Буфер (RAW, JPEG)
Снимая JPEG в максимальном качестве, буфер даст вам 100 снимков, RAW – 77 кадров, RAW+JPEG – 27 парных кадров. Подгрузка с буфера на карту занимает примерно 3-4 секунды, но тут еще есть зависимость от скорости карты, разумеется.
Оценка 9/10
Муар
Как при Full HD, так и 4K, у камеры явно выражен муар. Показатели близки к тем, что я видел в Z50.
Оценка 6/10
Rolling Shutter
В камере есть выраженный роллинг-шатер, как при Full HD, так и при 4К.
Оценка 6/10
А сейчас я буду дергать в стороны не саму камеру, а предмет съемки, для тех блогеров, что утверждали, мол этот эффект виден в камерах со скользящим затвором, только если держать саму камеру. Разницы нет. Коллеги, от физики не убежишь...
Live view
В видеорежиме у Z5, как и у Z5, ощутима задержка передачи данных в режиме съемки через Live view и при 4К, и при Full HD.
В фоторежиме никакой задержки нет.
Оценка 7,5/10
Объективы Nikkor 24-50mm F4-6.3 и Nikkor S 24-70mm F4
Вы просили сравнить штатный объектив Nikkor 24-50mm F4-6.3 с Nikkor S 24-70mm F4. Так вот, по цепкости автофокуса никакой разницы я не заметил, а вот в лабораторной таблице увидел, что по краям кадра при идентичных настройка штатный блинчик уступает объективу Nikkor S 24-70 f4.
Nikkor 24-50mm f4-6.3 + Nikon Z5 | ISO 100 |
Nikkor S 24-70mm f4 + Nikon Z5 | ISO 100 |
Но это все на случай, если вы из тех маньяков, что зумируют кадр для просмотра пылинок.
В целом штатный блинчик вполне себе хороший вариант на каждый день.
Полевой тест
Мне стало интересно, насколько проблематичным будет снимать спорт, имея в активе лишь 4,5 к/с. Забегая вперед, скажу, что спорт этой камерой можно снимать, но только в качестве хобби. Поскольку, снимая спортсмена на вэйк-базе, мне было очень сложно поймать нужную фазу пёрышка, мне как раз не хватало 2 кадров для фиксации самого интересного.
В целом были и удачные кадры, но если бы на руках была та же Z6 и объектив не 24-70, который коротковат для такой съемки на дистанции, то интересных кадров было бы гораздо больше.
Оценка: 7/10
Взгляд со стороны, со стороны Алексея Компанийца
А теперь давай те дадим камеру стрит-фотографу, чтобы он со стороны оценил, насколько эта камера хороша для данного вида съемки.
Алексей Компаниец
Алексей Компаниец:
Автофокусировка эргономика, как я люблю, и заряд аккумулятора тоже порадовал. А ниже – все плюсы и минусы, что я отметил для себя.
Плюсы:
• эргономика
• карты SD
• ресурс аккумулятора
• автофокус
• качество видоискателя.
Минусы:
• серийная съемка
• разрешение дисплея.
Оценка: 9/10
Ответы на вопросы подписчиков
Сейчас будут ответы на ваши вопросы под постом в Instagram’е и в нашем сообществе в Youtube.
Прямо на все ответить не смогу, поскольку не имею под рукой разные камеры для сравнения, так что рассчитываю на понимание.
Интересно, уступает ли матрица без обратной засветки на Z5 матрице с обратной засветкой?
Да, исходя из теста, уступает. Я бы сказал процентов на 15-20.
Скажите пару слов о штатном объективе. Насколько он хорош по разрешению?
Штатник чуть менее резкий, по граням это видно, но только при сравнении по тестовой таблице. В остальном вполне
хороший объектив, и по скорости фокуса не уступает 24-70/4.
По тесту это касается и муара, и
ролинг-шаттера.
Сравнение скорости работы с одной картой и с двумя (с резервированием RAW).
Одинаково.
Сравнение стабилизации с Z6.
Одинаково.
Cкорость передачи изображений на компьютер. И какой софт нормально работает?
Lightroom, все аналогично как и с зеркалками. А скорость зависит не только от камеры но и железа компьютера. Lightroom после снимка показывает кадр примерно через секунду.
Потяните RAW-чики в обзоре и проверьте работу объективов через FTZ-переходник. В магазинах США люди пишут отзывы, что RAW-ы не открываются, если фотки были сделаны не родными Z-объективами. И таких отзывов много, например, в магазине B&H.
Все прекрасно тянется, главное, Photoshop обновить до последней версии. Lightroom на момент съемок и монтажа еще не получил обновление для Z5.
Выводы
Итак, начнем с того, чтобы предпочёл лично я, выбирая между Z6 и Z5?
Z6!
У меня есть несколько XQD и фактом является то, что файлы с них перекачиваются в разы быстрее. Я часто использую 100fps для FHD.
С другой стороны, у Z5 есть возможность питаться от Power Bank c PD и это позволяет существенно сэкономить на аккумуляторах.
Касательно слотов SD. Повторю свою мысль, которую четыре раза упоминал в переписке одним нашим подписчиком после теста Nikon D780. Нет официально подтвержденных лабораторных данных, где говорится во сколько раз XQD надежней SD. У меня SD не выходили из строя ни разу за 20 лет (все они до сих пор со мной) и XQD за 4 года ни одна не ломалась. Но я знаю репортажников, у которых и SD, и XQD выходили из строя.
Поэтому две SD для меня плюс, а XQD – это преимущество в оперативном перекачивании данных. Но это мнение, основанное на многолетней моей работе и моих коллег по цеху фото и видео.
С точки зрения фото, если вы не снимаете динамику, то Z5 и Z6 примерно равны.
Подытоживая сравнение между Z5 и Z6, каких-то глобальных подводных камней в Z5 по сравнению с Z6 нет.
Моя оценка Nikon Z5, по ощущениям использования камеры: 7,5/10
А итоговая оценка по камере: 7,7/10
Плюсы:
• ресурс аккумулятора
• питание камеры при съемке от Power Bank с Power Delivery
• автофокус (фото)
• автофокус (видео)
• динамический диапазон
• длительная работа без перегрева
• буфер
• 2 слота SD UHS II
• эргономика
• цена
Минусы:
• серийная съемка
• нет 100 и 120р в Full HD
• нет RAW и 10 бит видео через HDMI
• показатели ISO для видео
• мерцание при некоторых
показателя ISO
Материалы исходного качества (570 МБ), сделанные во время тестирования Nikon Z5, можно скачать по этой ссылке.