Обзор Panasonic LUMIX G100, камеры для влога и не только




Обзор Panasonic LUMIX G100, камеры для влога и не только

Перед началом тестирования новой Panasonic G100 у меня возникла дилемма: как это сделать? Это камера для влогов, а значит, по идее, и тест нужно делать с уклоном на влог. Однако никто нам не запрещает рассматривать G100 и как универсальную камеру. Поэтому в данном видео будут две оценки этой камеры: как инструменту для влога и как просто универсальной компактной камеры. 

О камере

В отличие от камер с откидными или поворотными экранами, которые часто используют для влогов, у этой малютки есть четкое позиционирование. Она не спортивная, не для коммерческого видео или фотосъемки и не для студии.

Это устройство, что всегда с собой, достают из кармана, вытягивают руку и записывают себя любимых.

Ключевые особенности – это, логично, малые габариты, вес, и возможность писать качественный звук в тушку. Стабилизация тоже имеется, 5-осевая в сочетании со стабилизацией в объективе Lumix G. Однако если снимать UHD (не путаем с FHD), то получаем 4-х осевую стабилизацию.

Особая фишка данной малютки – запись звука в тушку, поскольку здесь интеллектуальная система распознавание голоса, точнее расстояния камеры от источника звука и под каким углом этот самый источник находится.

В меню можно задать как полностью автоматическую запись звука, так и специально заготовленные сцены анализа источника звука.

Когда идет запись, вы видите, как G100 отслеживает вашу голову и глаз, а то, что запись осуществляется, можно однозначно понять по огромной красной рамке. Даже дальтонику её не заметить невозможно.

В довесок к камере в моем комплекте есть также и специальная  рукоятка, она же тренога для удобного хвата, установки G100 на стол или землю,  начала записи и прочее – думаю и без пояснений понятно, для чего она.


Аккумулятор и отсек для карты памяти находятся по соседству снизу, слева – один порт для микрофона, справа – microHDMI и microUSB.

Сенсор Live MOS 20,3 МП, который дает 12 стопов динамического диапазона  в видео, если снимать в V-Log L. Фотографии, конечно же, тоже можно сделать 5184x3888. Хотя фотовозможности здесь вторичны. Максимальная скорость фотосъемки – 10 к/с. Затвор только электронный. Что же еще по видео? 4K/30p, 100 Мб/с и FHD до 60 FPS до 100 Мб/с. Есть и замедленная съемка до 120 к/с с преобразованием картинки в камере с готовым замедлением. Контрастная система DFD AF, 49 точек. Аккумулятор: 1025 мА/ч.

Звук

Любой влог, да и любое видео что-то вещают – это сначала звук, а потом картинка.  Звук всегда важнее. Поэтому давайте оценим, что может встроенная система в домашних условиях, а потом сделаем полевой тест.

Автоматический режим

Обеспечивает автоматическое переключение между «режимом отслеживания» и «режимом окружающего звука».

Режим отслеживания

Благодаря функции распознавания лица, диапазон записи и направление настраиваются автоматически. Идеально подходит для съемок видеоблогов в местах большого скопления людей и во многих других условиях.

Режим объемного звука

Собирает звуки окружающей среды со всех направлений для обеспечения ощущения присутствия в том месте и в то время.

Фронтальный режим

Четко записывает звуки голосов людей, музыкальные инструменты и т. д. перед камерой.

Режим сзади

Четко пишет звук сзади.

Рукоятка

Дополнительный хват для управления камерой сам по себе удобный, достаточно длинный, хотя очевидно, что кабель подключения длинноват. Хотелось бы его немного короче, и чтобы можно было отсоединять с  двух концов. А здесь ситуация такова, что если провод повредить, то придется покупать новую рукоятку.

И повторю свою рекомендацию по таким дополнительным хватам. В них нужно встраивать аккумулятор, а сами камеры обязательно должны иметь возможность запитываться во время записи.

Автофокус (фото) 

Автофокус на фото чем-то напомнил G90.  Были серии, где камера довольно четко ловила объект, и процент промаха был минимальным, но были и неудачные дубли. Конечно, спорт ей снимать вряд ли кто будет, но 10 к/с – это неплохой бонус для влог-камеры.

С точечной фокусом все ожидаемо: если освещение хорошее, то G100  легко фиксирует объект, дальше сложнее. Чем темнее, тем фокус становиться медленнее и уже наблюдается явное дыхание.

Автофокус (видео)

Для начала хочу ещё раз сказать огромное спасибо за индикатор записи в виде рамки. Это очень удобно, и ты точно понимаешь, идет запись или нет.

Для начала ситуация с пробежкой.  Могу сказать, что бежать на эту камеру не стоит, ведь она не всегда сможет за вами поспеть, а вот неспешную походку она достаточно чётко отслеживает.

Точечный фокус ведёт себя как и в фото: света много все стабильно, но минидыхание все же есть, а если темнота или слабое освещение, то объект уже начинает теряться из фокуса, но в итоге камера его все же находит.

Видео (для влога)

Тут надо отдать должное Panasonic. G100 качественно отслеживает голову, и моменты, когда фокус соскаивал на бесконечность, были нечастыми.  Так что свои основные задачи эта малютка осиливает с лихвой.  Но конечно есть и «НО»: то, что на вас мишень, не всегда означает, что вы в фокусе.

Когда я сделал свою первую вылазку, чтобы оценить G100 в полевых условиях, то основной сложностью для фокуса были моменты, когда я жестикулировал перед камерой – фокус начинал гулять. То есть и я гуляю, и фокус гуляет.  В остальных случаях явного дыхания я почти не наблюдал, в условиях, когда я главный объект и моя голова логично занимает значительную часть по площади на видео. Но для этой оценки будет еще отдельный блок.

Когда вы снимаете еще что-то помимо себя, фокус понимает, что от него хотят, и наводится плавно и четко. Ну, или почти всегда. Почему я так сказал?  С контрастным автофокусом, даже DFD, всегда есть одно «НО». Если вы попытаетесь наводиться на что-то без явных линий, например, монолитное, то G100 может вас не понять. Но здесь из автофокуса, из данной системы пытаются выжать максимум.

ISO (фото)

Предельным значением для фото без учета обработки я бы назвал значение 2000 и 3200, если не хотите «шаманить» на постобрабтке. Выше – уже только для соцсетей и там, где не будут рассматривать и зумировать фото.

ISO видео

Для видео предельным значением 4K-съёмки является ISO 4000, а для FHD – 3200. Выше, только если включать встроенные шумодавы или делать постобработку.  Но при этом логично снижается резкость.

Динамический диапазон  (фото)

Промах по экспозиции +2 или -2 ступени камера простит, и материал можно восстановить до приемлемого качества.  Более сильные промахи приведут уже к искажению цвета и потере информации.

Кроп (видео)

Неприятным моментом является кроп при 4К, это создаёт дискомфорт, как при обычной съемке, так и при съемке влога. На вытянутой руке с высоким разрешением моя голова занимает приличное пространство. А хочется показывать не только себя, но и пространство вокруг. Поэтому тут стоит уже брать оптику более широкоугольную, нежели штатный блинчик. Но тогда встаёт вопрос веса, что не в пользу комфорта длительной съёмки на вытянутой руке.

Сменная оптика

Ключевым отличием этой камеры от большинства конкурентов, является ее системность. То есть эта камера имеет сменяемую оптику. Сегодня вы можете пойти с универсальным зумом, завтра взять с собой портретник или макрообъектив для съемки в Instagram или, например, выбрать широкоугольный или даже fisheye-объектив, если важно захватить в кадр и все вокруг себя. То есть, если для съемки видео у вас уже есть, например, GH5 с определенным парком оптики, то вы сможете использовать его и с этой малюткой. Такая возможность дает камере бо́льшую универсальность.

Мерцание (видео)

Даже в самом плоском профиле V-Log L я не заметил каких-то искажений ни на каких значениях ISO, разве что логичное появление цветного шума с увеличением ISO.

Перегрев и ресурс

Для начала стоит отметить, что в 4K UHD максимальное время записи составляет 10 мин., для FHD 50 и 60 к/с – 20 мин., а при меньших значениях FPS можно писать Full HD уже полчаса.

По крайней мере перегреть камеру на одном аккумуляторе мне не удалось.

Температура на сенсоре составила 47° и примерно столько же – на тыльной части под видоискателем.

Аккумулятора же хватало на 65 мин. при съёмке 4К 30р в домашних условиях. А вот на улице мне его хватало максимум на 50 мин.

Буфер (RAW, JPEG)

Съёмка RAW
42 снимка, хотя в нижнем правом углу показывается, что осилит лишь 28. Просто в процессе съемки, камера успевает ещё немного освобождать буфер.

Съёмка RAW + JPEG
Камера показывает, что осилит 26 снимков, но по факту мы получили 32 парных кадра.

Съёмка JPEG
Более 480 изображений (при использовании SD-карты памяти с классом скорости UHS-I UHS 3 (U3)).

В общем, скорее палец устанет жать на затвор, чем заполнится буфер.

Муар

В камере явно выраженный муар, причем, помимо полосатых линий на тестовой таблице с мишенью, видно еще мерцающий эффект от муара при динамике.

Rolling Shutter

В камере как при 4K, так и FHD присутствует эффект Rolling Shutter. Причем он практически идентичен. Я бы не назвал его сильно выраженным и для штатных ситуаций он абсолютно нормальный, но он все же есть.

Полевой тест

Все видео снималось с использованием V-Log L. Посмотрим, насколько много деталей мне предоставится в темных и светлых зонах, и будет ли пересвет. Справедливости ради скажу, что с солнечными днями и фулфрейм не всегда справляется, нам же повезло, погода довольно спокойная.

Я, конечно, не фанат, но думаю, инстаграмщики оценят простую возможность вертикальной съемки. Есть функция Frame Marker (Ассистент по кадрированию). То есть заранее может ориентироваться на последующее кадрирование, причем как для фото, так и для видео.

То, что видоискатель здесь есть, считаю плюсом, хотя в угоду компактности и первоначальных задач, можно было его и не ставить. Но он есть, и в солнечный день это будет отличным дополнением.

На сайте четко написано "точная фокусировка возможна даже при низкой освещенности (-4EV), что соответствует уровню света от звезд. Нет необходимости использовать вспышку или вспомогательную лампу для автофокусировки". Заявление смелое для камеры с контрастным фокусом. С другой стороны, ей нужно ловить лицо и глаза.  А вспоминая, как G90 мне дала 100%-ю серию в фокусе на фоне листвы, я понял, что контрастный фокус хоть и отстает от гибридного, но не безнадежен, а иногда очень даже качественно выполняет свою функцию. Но слова словами, а нужно проверить.

Для особо глазастых поясню, что для более удобной съемки в UHD я взял рукоятку длиннее, так как хотел, чтобы было видно больше пространства вокруг.

А в кафе, когда делал тест звука, заметил, что все-таки фокус может гулять, даже если я задал поиск лица. Видно, как фокус иногда перескакивает на смартфон.

Итоги

Данная камера подойдет в качестве инструмента для влога, правда, есть и пара ложек дегтя.

Алгоритм звука и стабилизация определенно хороши. Правда уверен, что как мне, так и вам придётся несколько раз их опробовать и потом понять, какие настройки для какой ситуации подойдут.

Наряду с удобным управлением, компактностью и отличной индикацией мы получаем ограничения в виде не ёмкого аккумулятора, кропа при 4K, ограничения длительности записи 4К и 60/50р FHD и отсутствия возможности питать камеру по USB в процессе съемки.

Если задуматься, а много ли камер, которые позиционируются исключительно как влоговый инструмент, то их очень мало. Много камер, где эта возможность использования указывалась как бонус, но не как первоочередная. А для влог-камер акценты идут именно на звук и трекинг лица.

Как фото- и видеопомощник в путешествиях, она тоже подходит. И неожиданно, но именно фото для нее дается весьма легко, даже когда темно.

Автофокус в целом не похвалю, но и не поругаю.  В случае съемка влога, вероятность соскока фокуса мала, если четко понятно, где лицо и ничего его не заслоняет. В большинстве случаев фокус был на лице, если только я не начинал сильно жестикулировать перед камерой.

Любители вертикальных видео, это вполне ваш вариант, габариты камеры позволяют делать вертикальную съёмку легко и непринуждённо.

Однако очень жаль, в этой малютке не нашлось места для порта под наушники. Мы все еще ждем, когда Panasonic’и таки обзаведутся гибридным фокусом, и жаль что нельзя питать камеру от простого USB в процессе съемки.

Плюсы:

  • Компактность
  • Сменная оптика
  • Вес
  • Запись звука
  • Индикация
  • Трекинг лица
  • Трекинг голоса
  • Универсальность
  • Серийная съемка: до 10 к/с
  • Frame Marker (Ассистент по кадрированию).

Минусы:

  • Кроп 4К
  • Ограничения времени записи (4К и FHD)
  • Нет порта для наушников
  • Нет питания через miсroUSB при съемке
  • Муар
  • Нет матричной стабилизации.

Тестовые фото- и видеоматериалы исходного качества (698 МБ), скачать





Последние комментарии на YouTube