Анонс Panasonic
Lumix S5 не без основания вызвал большой ажиотаж как среди поклонников системы,
так и людей, использующих другие камеры.
Почему?
Давайте узнаем.
Начнем с основных спецификаций.
О камере
Это гибридная камера одинаково удобная как для фото, так и для видео, но, конечно, предпочтут ее больше для видеосъемки.
Матрица 24,2 МП с технологией двойного нативного ISO.
Запись видео 4K 10 бит 60p/50p 4:2:0 10 бит в тушку, анаморфотный режим 4:3, а если обновиться, то с Atomos Ninja V будут доступны форматы 5.9K до 30р, 4K до 60р и 3.5K до 50р в формате Apple ProRes RAW, а еще 3.5K Super35 Anamorphic RAW. В рамках данного теста последнее обновление для видео мы не будем оценивать.
V-Log и V-Gammut дают более 14 ступеней экспозиции.
Ограничение по длительности записи в 30 мин. есть для 4K 10 бит 25 FPS, 4K 50/60 FPS и в режиме S&Q. Остальное без лимитов.
У новинки такая же красная рамка во время записи видео, как у Lumix G100, которую мы совсем недавно тестировали:
Экран поворотный и уверен, что S5 полюбится и влогерам, в отличие от S1 только c откидным экраном.
Здесь два порта для SD, но только один под UHS II. У S1 же, напомню, один порт под SD, второй под XQD, и в этом плане S5 ей уступает.
Зато ресурс аккумулятора у новинки больше – до 470 кадров (до 1500 в энергосберегающем режиме) против 400 кадров и 1150 в экономрежиме у S1.
А еще она легче, намного легче - корпус весит 714 г, да и по габаритам камера меньше.
Фотосъемка: до 7 к/с против 9 к/с у S1.
6K ФОТО. Замедленная съемка до 180 fps в FHD.
Видоискатель на 2,36 миллиона точек.
А заявленный объем буфера – более 24 снимков в RAW (90 у S1).
Мне очень понравились корпус и расположению кнопок. Человеку, что его проектировал, нужно ставить памятник за грамотность – здесь все отлично: и слева, и справа, и спереди, и сзади. Куда не плюнь, все как надо. Над отсеками SD есть порт Remote, слева – разъёмы для микрофона, наушников, USB C, по которому можно питать S5 от Power bank PD во время съемки и, увы, лишь microHDMI. Последнее, конечно, печально, хотелось бы "mini" или полноценный. И если подключить HDMI или USB-С, то провод перекроет экран. Упущение номер два.
Настроить под себя можно 10 кнопок и крестовую панель и, конечно, доп. меню на экране справа.
Касательно системы автофокуса, то в компании заявляют, что здесь она абсолютно новая и заточена под видео. Фазовых датчиков в S5 нет, но возможно, что там обновили софт, улучшили детекцию, добавили щепотку магии и капельку любви и в итоге мы должны получить что-то действительно достойное, что можно использовать не опасаясь, что фокусу наскучит ваше или чье-то лицо, и он пойдет гулять в бесконечность. Это еще предстоит проверить!
Заявлено, что чувствительность автофокуса EV -6 – 20 (F1.4, ISO 100). Что ж, это имеет смысл проверить. Как и систему стабилизации до 5 ступеней (до 6,5 с оптикой Dual I.S.), а также перегрев – всё то, что является важным в эксплуатации.
Стоит отметить нововведение в виде анимированного зеленого шарика, который показывает, куда пытается навестись фокус. Сначала это кажется милым, потом хочется этот кружок прихлопнуть.
Вместе с камерой мне положили батарейный блок, еще пару брутальных объективов и адаптер-пустышку на случай, если захочется запитаться от сети.
Автофокус (фото)
Если вы бежите к камере или идёте к ней, то с автофокусом по лицу и глазам будет почти на 100% серия будет всегда в фокусе. Если условия схожие с нашими, но вот профиль головы для S5 – какая-то недосягаемая планка. Она ну очень долго понимает, что нужно наводить фокус на голову в профиле, хотя рамка индикации голову фиксирует почти моментально. Эта та ахиллесова пята, о которой стоит знать, впрочем, это, надеюсь, смогут поправить последующими обновлениями прошивки.
Точечный фокус чёткий как при достаточном освещении, так при слабом или почти в потёмках. Но чем темнее, тем сильнее наблюдается его замедление. Однако по итогу объект все равно будет в фокусе.
Автофокус (видео)
При 60 и 50 fps в режиме APS-C Panasonic S5 великолепно отслеживает лицо, фокус не дышит как при FHD, так и при 4K 24/25/30 fps все в том же кроп-режиме. Конечно, всё это индивидуально и в сложноконтрастной обстановке фокусу будет сложнее, но в нашей ситуации все выглядит достаточно чётко. Есть, конечно, моменты, когда фокус запаздывает, если я резко отдаляюсь, но это не так часто. Однако стоит снизить частоту кадров для 4K 10 бит до 25 или 24 и включить полный кадр, видно замедление автофокуса и прогонку его по всей дистанции до финальной фиксации. Так что для активной динамики лучше использовать автофокус при 50 и 60 fps .
По точечному фокусу ситуация схожая, но надо сказать, что заявленная возможность наведения на фокус когда, освещение в стиле "Квадрата" Малевича действительно есть. Это одинаково работает как с фото, так и с видео. S5 видит объект, и четко наводит фокус, хоть и не моментально, хотя я, например, его толком-то и не вижу.
Уточню, что при замедленной съемке 150 и 180 fps доступен только мануальный фокус.
ISO (фото)
Максимальным значением ISO для фото без учета постобработки я бы назвал значение 8000, фактура, конечно, заметна уже с 3200, но если как в данном тесте все оценивать под лупой. Начиная с ISO 12800, начинает снижаться резкость по граням деталей, так что с 12800 и до 51200 можно снимать только для соцсетей. Отмечу, что какие-то отголоски цветного шума я заметил только на ISO 51200.
ISO (видео)
Если снимать в FHD или 4К 50/60 FPS, то предельным значением ISO без учета обработки будет 6400, а если съемка ведется с полного кадра 4K, то ISO 8000. В обоих случаях можно поднять значение до 12800, но тогда придется заниматься чисткой шума на постообработке.
Динамический диапазон (фото)
С этой камеры можно достаточно спокойно вытягивать снимки с промахом до -3 и +3 ступени экспозиции. Цвета не двигаются и не искажаются. Можно даже еще полстопа накинуть, если фото предназначено для заливки в соцсети. Однако артефакты в виде шума при восстановлении из минуса и снижение резкости при восстановлении из плюса никуда не денутся. Стоит это учитывать.
Исходный (-3) и восстановленный
Исходный (-2) и восстановленный
Исходный (-1) и восстановленный
Нормальный
Исходный (+1) и восстановленный
Исходный (+2) и восстановленный
Исходный (+3) и восстановленный
Перегрев
Перегреть эту камеру ни при каких режимах съемки мне не удалось. Максимальный нагрев корпуса составил 47°.
Буфер
При съемке в RAW S5 осилит 29 снимков,
а потом остановится, чтобы все записать на SD.
В режиме ‘RAW + JPEG’ — 26 снимков.
Снимая в JPEG, какой-то явной
остановки я не увидел, хотя счетчик уже перевалил за 200 снимков.
Стабилизация
Стабилизация у S5 как и у S1 великолепная, походку можно снимать без дополнительной внешней стабилизации. С бегом сложное, но если вы снимете с повышенной частотой кадров, то можно и минипробежки отснять. То же касается и фото. Мне удалось на 70 мм сделать четкий снимок при выдержке 5 секунд. Но это все сугубо индивидуально, зависит еще и от внешних условий, и от вашего умения держать камеру.
Касательно стабилизации – это, пожалуй, лучшее, что я видел в тушке полнокадровых камер, если сравнивать с другими производителями. Если же говорить о S1 и S1H, то визуально стабилизация не отличается от S5. Она примерно одинакова как в обычном режиме, так и APS-C.
Rolling Shutter
Роллинг шаттер у камеры сильнее выражен при 4K 24 и 25 fps, так как именно в этом режиме идет самая большая нагрузка на процессор. В режиме APS-C 50 и 60 fps он чуточку меньше. И еще меньше при FHD, однако во всех случаях он есть, и если вы будете резко поворачивать камеру, то наклона линий не избежать.
Муар
При 4K 10 бит 50 fps муар присутствует, но волны довольно мягкие и не очень длинные. При считывании со всей площади кадра 4К 10 бит 25 fps заметен меньше.
Муар с этой камеры заметен, особенно при FHD и малой частоте кадров. Менее всего волны замены при 4K 50 и 60 fps. Более всего этот артефакт виден при FHD, но я тоже не назвал бы показания плохими. Они в допустимых рамках.
Кроп
При съемке видео 4K 50 и 60 fps вы получаете кроп до APS-C. Также есть кадрирование при съемке 180 fps. В остальных случаях информация считывается со всей площади матрицы.
Мерцание
Ни при каких режимах и значениях ISO артефактов в виде мерцания в теневых зонах я не заметил.
Задержка Live view
Вывод изображения на монитор во всех возможных режимах происходит с минимальной задержкой. Я бы сказал, что она практически не заметна, даже при 4K 10 бит 25 fps.
Полевой тест
Выводы
Хочу отметить, что Panasonic LUMIX S5 – действительно легкая и компактная камера. Поэтому, когда на нее устанавливаешь увесистый Lumix S PRO 24-70 f2.8, хочется сбалансировать этот дуэт. И тут батарейный блок оказался весьма кстати.
Lumix S5 можно без проблем использовать без стабилизатора, если снимать небольшие проводки и, если вы умеете двигаться плавно. Чувствительность матрицы позволяет снимать в очень плохих условиях освящения, а вот на автофокус можно положиться, если выставить APS-C 50 или 60 fps. При 25 и 24 fps 4K фокус дышит и ощутимо медленнее. Я бы в таких ситуациях использовал бы его, только при записи спикера, но в таких случаях логичнее выставить мануал.
Пока я проводил тест, у меня возник очень большой соблазн к покупке S5, поскольку в этой камере очень много возможностей, таких как 10-битное видео, есть безлимитная запись, стабилизация и т. д., а вот минусов совсем мало. И это не считая то, что она может работать в дуэте с Atomos.
Хотя лично меня опечалил факт отсутствия порта под XQD. Но это я. Кому-то будет удобнее с двумя SD портами.
Не имея фазовых дачников, компания, тем не менее, вытягивает максимум из автофокуса, и это видно. Хотя, кто знает, что будет дальше. Может это еще не максимум.
Плюсы:
- Эргономика
- Поворотный экран
- Питание от Power Bank PD
- Рамка записи видео
- Вес и габариты
- Качество видеосъемки (10 бит на SD, RAW до 5,9К через HDMI)
- Автофокус фото (анфас)
- Динамический диапазон
- Стабилизация
- Неограниченная по времени видеосъёмка (кроме 4K 25/30 fps 10 бит, 4К 50/60 fps 8 и 10 бит, 180 fps FHD)
- RAW видео до 5,9К по HDMI (с обновлением прошивки)
Минусы:
- Автофокус в видео (полный кадр 4K 24/25 fps)
- Автофокус на профиль лица
- Один слот SD UHS II (второй UHS I)
- MicroHDMI (не полноразмерный)
- Кроп при 4К (60/50 fps)
- Кроп при 180 fps (FHD)
- Низкий битрейт для 10 бит
Фото- и видеофайлы исходного качества (555МБ), сделанные во время тестирования, скачать.