Обзор Sirui 35mm F1.8 Anamorphic 1.33x | Зачем нужна анаморфотная оптика?




Обзор Sirui 35mm F1.8 Anamorphic 1.33x | Зачем нужна анаморфотная оптика?

Об анаморфировании

Компания Sirui планомерно выпускает на рынок свои объективы с эффектом анаморфирования, давая возможность нам с вами прикоснуться в какой-то степени к миру кино. На сегодняшний день у них  уже три объектива: 50, 35 и 24 мм. Sirui 50mm F1.8 Anamorphic 1.33x тестировался нами прошлым летом, а сегодня у нас 35-миллиметровый экземпляр и, как мне кажется, самый  универсальный объектив из этой троицы. 

Для начала – важный  момент для всех, кто путается: правильно называть, анаморфотный объектив или анаморфотные насадки, а эффект – анаморфирование.  Но говорить «анаморфный объектив» и «анаморфный эффект» тоже не возбраняется, это уже тоже достаточно устоявшиеся термины. Так что спокойно выдыхайте и называйте так, как сердцем чувствуете.

Называть этот объектив полноценным кинообъективом неправильно. Профессиональная кинооптика имеет коэффициент анаморфирования 2, 1,8, 1,5, но никак не 1,33.  

Кинокамеры, для которых используются проф. анаморфотные объективы снимают в режим OPEN GATE соотношением сторон 4:3. Далее это все выправляется, и получаются уже различные варианты соотношения сторон, начиная от 2:35:1 и уже.

Назначение же объективов Sirui в первую очередь – для использовании на обычных фотокамерах, снимающих 16:9, благо есть уже и бюджетные камеры, поддерживающие  режим анаморфирования: Blackmagic  Pocket Cinema 4K, Z Cam и некоторые камеры Panasonic,  что даёт плюсы? о которых я скажу чуть позже.

Об объективе Sirui 35mm F1.8 Anamorphic 1.33x

Первое, что стоит отметить – это возможность смены крепления на байонет. По умолчанию он под MFT, но мне пришел еще и переходник на Nikon Z. И в итоге, отвернув 4 винтика, установив новое крепление и закрутив винтики обратно, я получил уже возможность снимать на камеру с большей площадью матрицы, что дает некоторые плюсы. Также на данный момент имеются еще крепления для Sony E и Canon EF-M. 

Объектив металлический, увесистый и с очень плавным ходом колец фокуса и диафрагмы, которая здесь 10-лепестковая. Конструкция: 13 элементов в 9 группах. Максимальное значение диафрагмы – F1.8, минимальная дистанция фокусировки – 85 см.

А сейчас немного математики. Так как на объективе белым по черному написано, что коэффициент анаморфирования составляет 1,33, то по горизонтали мы получаем дополнительное пространство на 33% больше, чем с аналогичным объективом, но сферическими линзами.

То есть для MFT-системы 35мм этого объектива в 35мм эквиваленте равняется: 35х2=70 мм по вертикали и 35х2/1,33=52,6 мм по горизонтали.

Для APS-C (кроп 1,5):  52,5 мм по вертикали и 39,5 мм по горизонтали.

APS-C (кроп-фактор 1,6): 35х1,6 = 56 мм по вертикали и 35х1,6/1,33 = 42,1 мм по горизонтали.

Помню, как еще с полтинником люди массово путались, заходили на сайт видели коэффициент получаемого видео 2,4:1 что-то пересчитывали, а под занавес еще и проект увеличивали растягивая его.

Разумеется, это неправильно.

Кстати на официальном сайте даже пояснили: 2,4:1 вы получаете с помощью редактора, то есть нужно еще добавить шторки сверху и снизу.

Потому как, снимая 16:9 с коэффициентом анаморфирования 1,33, вы получаете:
(16х1,33)/9= 2,36:1

И вот сейчас о плюсах использования этой оптики с камерами, что поддерживают съёмку 4:3.

На выходе мы получаем 4x1,33/3=5,32:3=15,96x9 – по сути 16x9, но уже с анаморфированием.

И кстати, проблем с тем, какой создавать проект на монтаже, у вас не будет.

Создание проекта

Но, каким должен быть проект, если вы снимаете изначально 16х9? И что делать с исходным видео?

Самый топорный способ – это сплющить вертикаль на коэффициент 1,33 в стандартном проекте, но тогда останутся шторки.

Если все сделать по красоте, то самый простой способ – это поделить вертикаль вашего проекта на 1,33.

А потом, в самом проекте, ваше видео растянуть по ширине на этот же самый коэффициент 1,33, если исходное видео подстроилось по высоте.

Но в некоторых монтажках файл может сохранить свои пропорции, тогда снова сжимаем вертикаль.

Вот такими должны быть проекты:
1920х1080 превращается в 1920х812,  3840х2160 превращается в 3840х1624.

Почему я делю вертикаль, а не умножаю горизонталь на проекте?
Включаем логику и математику. Вы установили объектив, камера вам сняла UHD 4К, вы умножили в проекте горизонтали на 1,33 и получили 5107Х2160, то есть на выходе у вас 5,1К Вы принудительно увеличили разрешение видео, при этом камера вам пикселей не выкидывала.  Потому мы и сжимаем по вертикали, а не тянем горизонталь.

Истина в том, что разрешение у вас не увеличивается, просто за счёт оптических особенностей объектива изменились пропорции, которые нужно выправить. А за объективом, та же матрица, с таким же количеством пикселей.

Геометрические искажения

Прежде чем мы перейдем к полевой съемке, хочу показать вам небольшой тест.

Для начала, посмотрите на два кадра: один снят штатным блинчиком Nikkor 16-50, второй – на  Sirui 35mm:

Выправляем соотношение сторон на наш коэффициент 1,33:

Обратите внимание, что изображение имеет бочкообразную форму и из этого следует, что идеального квадрата ни в центре, ни с краю мы не получим никогда, только если будем выправлять эту самую дисторсию на посте. Например, для этого можно использовать редакторы исправления  эффекта «рыбий глаз»,  и то не всегда это получится.

Я это показываю для тех, кто планирует снимать, допустим, человека за столом и не хочет, чтобы поверхность стола немного «улыбалась».

Хроматические аберрации у объектива присутствуют до значения f4.  Не сказать, что на видео они сильно бросаются в глаза, для этого нужно создать схожую контрастную цену, тем не менее это информация не будет лишней:

Небольшое виньетирование присутствует на всех значениях диафрагмы. Начиная с f5,6, оно начинает заметно снижаться:

Полевой тест 

Во время съемки я рекомендую использовать монитор, который вам выправит картинку в нужные пропорции, сейчас такой функцией наделяют и самые бюджетные модели, но как вы можете заметить в тесте, я и без него прекрасно справлялся.

А вот чего мне не хватало, так это Follow Focus. К сожалению, на момент теста,  комплекта стабилизатора с Follow Focus у меня не было, оттого я мог либо держать дистанцию, либо из расфокуса приближаться в фокус или, наоборот, уходить в расфокус.

Снимая девушку за роялем, я выставил свет таким образом, чтобы почти всегда в кадре были блики, поскольку без бликов из-за небольшого коэффициента анаморфирования какого-то вау-эффекта вы не увидите.  

А сейчас о неочевидных вещах. Снимая с такой оптикой и со стабилизатором, нужно настроить его идеально по горизонтали. Например, в одной из сцен при съемке у меня возник крен на 1°.

В обычной ситуации это не проблема: увеличиваем масштаб на 3% и выправляем на 1°, но у имелись горизонтальные блики, которые так же повернутся и уже не будут горизонтальными.

Так что будьте внимательны и не ленитесь калибровать стабилизатор лишний раз, к штативу это тоже относиться. Каким вы выставите горизонт, таким он и останется, если вы хотите сохранить блики именно горизонтальными.

Здорово, что компания придумала такую схему как простая замена байонета. Человек, снимающий на Sony, Nikon или Canon, и проникшийся такой съемкой, но захотевший двигаться дальше, используя тот же самый объектив, может попробовать его уже кинокамере, допустим BlackMagic, хотя бы и из аренды, в также снимать уже на более профессиональный технику с дополнительными плюшками типа Open Gate и RAW-формат.

Преимущество этой оптики не в обвальных боке, тут они не сильно выражены, и не в вытянутых бликах, и то и другое можно сделать, вырезав овальную апертуру на картонке и установив на объектив, натянув леску посередине.

Главный плюс – это дополнительное пространство по ширине по сравнению с обычными аналогичными объективами, и получить за небольшие деньги опыт использования оптику как взрослые дяди из кинопроизводства.

Отмечу, что вы работаете с искаженной картинкой, которую нужно потом привести в норму, у вас нет автофокуса и умение фокусировать руками или работать в команде, один за камерой, другой за фокусом – именно такой опыт дает данная оптика, более тщательное планирование съемочного процесса, ну и прикольную картинку в итоге. Модную опять же.

Ну, а если вы раздумываете – нужна ли эта оптика вам? – то значит не нужна. Перед приобретением анаморфотных насадок или оптики такого вопроса стоять не должно. 

И помните, что не оборудование делает картинку классной, а прямые руки.

Материалы для скачивания

Видеоматериалы исходного качества (1,7ГБ) можно скачать по этой ссылке. 





Последние комментарии на YouTube