Обзор Sony A7R IV. Средний формат не нужен?




Обзор Sony A7R IV. Средний формат не нужен?

 

Одной из самых неожиданных новинок от Sony в этом году оказалась уже четвертая по счету полнокадровая камера с буквой «R», которую мы и протестируем.
Sony A7R IV получила большое разрешение матрицы, что недвусмысленно намекает на серьезную работу в студии, но не этим всё ограничивается… 

О камере

Sony A7R IV 


Sony A7R IV

Для начала – чем же она лучше прошлой модели?

Sony A7R IV

Разрешение увеличилось до 61 МП, стабилизация сенсора – до 5,5 стопов, обновленный процессор BIONZ, диапазон ISO: 100-32 000 (с расширением до 50-102 400), автофокус с 567 фазовыми и 425 контрастными точками, видоискатель на 5,76 млн. точек, 100% покрытие кадра, увеличение 0,78х, встроенные Wi-Fi + NFC, Bluetooth.

Порты и двойной слот для карт Sony A7R IV

На корпус насыпали множество портов: microUSB, USB type-C, microHDMI, Sync-порт, входы для наушников и микрофона. 

У камеры 2 слота для карт с поддержкой UHS 2 и крышка отсека теперь стала открываться по-человечески.

Колесо экспозиции Sony A7R IV получило кнопку блокировки

Габариты тоже слегка увеличились, но это почти незаметно. Верхняя панель немного изменилась: колесо поправки экспозиции получило  кнопку блокировки.

Также сверху есть программируемые кнопки (С1 и С2), между которыми убрана перегородка, немного изменен угол расположения кнопки спуска затвора и дизайн тумблера включения. Два кольца регулировки: одно все также внутри рукоятки, а вот заднее – теперь целиком на поверхности.

Задняя сторона также изменилась. Конструкция джойстика стала массивнее, рельефнее и удобнее. Небольшие изменения коснулись кнопок C3, Menu, AF-On.

Хват у камеры весьма удобный, мизинец хоть и на одном уровне с нижним срезом камеры, но не выскальзывает:

Хват у Sony A7R IV довольно удобный

Что касается меню, оно практически не претерпело изменений за исключений некоторых мелочей. Sony улучшила настройку пользовательских кнопок. Теперь наглядно показаны места расположения кнопок. Можно настроить 12 клавиш на корпусе и одну – на объективе.

В Sony A7R IV улучшена настройка пользовательских кнопок: теперь наглядно показаны места их расположения кнопок

Камера имеет автофокус по глазам в реальном времени как для фото, так и для видео.

В видео Sony A7R IV предлагает гаммы S-Log 3 и HDR, которые обеспечивают до 14 ступеней динамического диапазона, а в фото для этого устройства заявлен динамический диапазон в 15 ступеней экспозиции.

Съемка с использованием технологии Pixel Shift

Sony A7R IV позволяет превратить 61 МП в 240 МП по технологии Pixel Shift. Для этого камера делает 16 кадров, последовательно сдвигая датчик, а с помощью программного обеспечения Sony Imaging Edge можно создавать итоговое изображение разрешением 240 МП. Внутрикамерно пока еще не доступно подобное удовольствие.

"Склеивание" кадров в итоговое изображение высокого разрешения

Конечно же, за отведенное мне время я постараюсь проверить камеру по нашей классической схеме, а также протестировать те новые фишки, что были заявлены.

Автофокус (фото)

Sony оснастила новую A7R IV более совершенным автофокусом. Это гибридная система с 567 точками фазовой и 425 точками контрастной фокусировок, которые охватывают 74% площади кадра. В системе автоматический фокусировки есть режимы обнаружения в кадре глаз людей и животных в реальном времени.

Что, собственно, мы и проверили.  

Работа автофокуса в целом очень хорошая, хотя моменты промаха иногда наблюдались, но очень-очень редко. 

На неодушевленные предметы камера без проблем фокусируется как при хорошем освещении, так и слабом (400 Лм). Рыскания фокуса отмечено не было.

Серийная съемка (фото)

Серийная съемка честно отрабатывает заявленную скорость. Отстреляв 64 кадра JPEG или 30 RAW (несжатых), и забив ими буфер, вам придется наблюдать за анимацией подгрузки файлов. Благо, Sony A7R IV при этом не виснет, и вы спокойно можете заходить в меню.
Достреливать кадры по мере освобождения буфера также можно.
Каких-то зависаний системы не отмечено.

Динамический диапазон (фото)

При восстановлении информации вплоть до -2 и +2 стопа изображения сохраняют цвета, однако появляется фактурный шум, если восстанавливать изображения из темного кадра, и снижается детализация при восстановлении из +2. 
Промах экспозиции +3 стопа камера тоже может простить, и для некоммерческой съемки данное изображение вполне можно использовать, хоть и снижается детализация, но цвета не плывут.
-3 стопа не является предельными, при восстанавлении информации появляются цветные пятна, которые заметны при увеличении, но для соцсетей даже промах в -3,5 стопа Sony A7R IV простит.


Экспозиция -3


Экспозиция -2


Экспозиция -1


Экспозиция 0


Экспозиция +1


Экспозиция +2


Экспозиция +3

При тестировании на природе я нашел место с очень сильным разбросом освещенности, и сделал снимки с различной экспозицией, хотя по факту разброс еще сильнее из-за сильной разницы освещенностей неба и куста, но камера все вытянула достойно. 

При мультимедиа-замере камера сдалась на промахе +3 стопа по кадру, но в небе промах на все 4 стопа в плюс.

В конце публикации есть ссылка на скачивание исходный файлов, сделанных при тестировании Sony A7R IV.

ISO (фото)

Sony уже давно славится хорошими показателями на высоких ISO.  Логично, что и данная модель не исключение. Несмотря на увеличение разрешения, и как следствие уменьшение размеров пикселей вплоть до значения ISO 6400 не наблюдается явного проявления шума на общей картинке. С ISO 8000 проступает мелкий бесцветный шум, ISO 12 800 все еще можно считать рабочим значением, однако изображение на ISO 25 600 становиться фактурным не годится для коммерческого применения (для соцсети и тому подобного – годится).


ISO 500


ISO 1000


ISO 2000


ISO 3200


ISO 6400


ISO 12800


ISO 25600

Pixel Shift

Думаю логично сравнить и монстр-режим превращения 61 МП в 240 и сравнить резкость. Хотя по моему субъективному мнению, 240 МП – это уже излишество. Посмотрите, используя зум, обычный снимок – этого более чем достаточно, чтобы делать печать на небоскребе.

Но мы сравнили обычный снимок 61 МП (я понимаю, как нелепо в данном случае звучит слово "обычный") со сшитым вариантом 240 МП. 

Разница между снимками, конечно, есть, однако она не настолько сильна, чтобы постоянно использовать сшивку для коммерции.

60,2 МП  240,8 МП

Автофокус (видео)

Что касается видео, то A7R IV, как и ее предшественница, может снимать в формате UHD (4K), кардинальных отличий нет. Самое заметное – это появление автофокуса по глазам в реальном времени.

На камере была выставлена нормальная скорость и стандартная чувствительность автофокуса. Я бы поставил максимальные,  но камера не позволяет это сделать с нашим установленным объективом FE f2,8 24-70 GM. С другой стороны, с такими настройками видеооператоры как правило и работают.

Sony A7R IV моментально подхватывает лицо и глаза, на расстоянии более 2,5-3 метров отслеживается только лицо.

Промахов или рыскания в поисках объекта съемки не отмечено.

К точечной фокусировке нареканий также нет. И при хорошем, и при слабом освещении (400 Лм) автофокус справлялся со своей задачей.

Муар (видео)

Характерного выраженного муара как в 4K так и FHD не отмечено. Он проявляется не столько полосками, сколько мимолетным радужным мерцанием.

Rolling Shutter 

Rolling Shutter у Sony A7R IV, как и в предыдущей модели, очень слабо выражен, что весьма впечатляет с учетом разрешения матрицы.

В 4К он (Rolling Shutter ) слегка заметнее, но для этого камеру нужно до неприличия резко поворачивать.

ISO (видео)

При 4К ISO 6400 можно смело считать рабочим для коммерческих съемок, годится  даже ISO 8000 с учетом легкой обработки по шумам, однако сам шум бесцветный, так что использование шумодава считаю даже излишним. ISO 12800 подойдет для некоммерческих проектов и, по моему мнению, в случае с видео это предельное значение.

Тоже самое касается и FHD, однако здесь на значении ISO 8000 обработка все же понадобится, так как сам шум банально крупнее, чем при 4К. ISO 12800 использовать можно, но с натяжкой и с обработкой по восстановлению резкости и уменьшению шума.

И, как и всегда, я выключил шумодав, но ощущение, что он все-таки немного работает. Повторюсь, это ощущение.

Работа в студии (фото и видео)

Илья Хапричков

Полноценно Sony A7R IV раскрывается именно в студии, что неудивительно. Но я подловил себя на том, что всегда сразу строю кадр, не предполагая в голове какую-либо обрезку.  Но если это понадобится, то можно смело кропить.

Захотели увидеть мурашки на ногах? Вот вам мурашки. Захотели грудь побольше – вот вам грудь во весь экран.
Сложно представить, где нужен такой дикий кроп.

В видео камера все также хороша, как и все предыдущие модели. Сказать, что оно стало резче или лучше передаются цвета, не могу. Тут нужно сравнивать лоб в лоб с предшественницами.

Александр Насонов о камере  

Александр Насонов

Камера побывала на тесте и у профессионального рекламного фотографа Александра Насонова, который тоже смог опробовать новинку во время рабочей фотосъемки в студии.

Александр Насонов: "Отрадно, что прогресс не стоит на месте и Sony a7R IV получила не только разрешение 61 МП, но и множество технических и эргономических изменений. С выпуском новой камеры Sony окончательно утвердила свою седьмую серию как профессиональное решение, во многом заменяющее средний формат. Sony a7R IV –безусловно хорошее и передовое решение фуллфрейма. Она может стать отличным приобретением для профессиональных фотографов, работающих в связке с рекламными агентствами, дизайн-студиями. Использование «четверки» предоставляет дизайнерам возможность свободного кадрирования в постпродакшене без потери разрешения. Sony a7R IV мне очень понравилась. Это камера для тех, кому нужно сейчас или понадобится в потенциале разрешение 60 МП. Фотографов, которые сейчас занимаются постпродакшеном всерьез и профессионально, становится все больше, если не сказать – почти все, и эта камера дает возможностей гораздо больше, чем предыдущие модели".  

Выводы

За то короткое время, что Sony A7R IV была у меня, я испытал двойственные чувства. С одной стороны, это отличный студийный аппарат для коммерческой съемки, также эта камера отлично подойдет для пейзажной съемки, а с учетом скорости серийной съемки её вполне можно использовать даже для съёмки спорта. Тому доказательством является наш тест автофокуса, когда я бежал на камеру.

С другой стороны, видеооператор внутри меня несколько опечален, поскольку мы так и не получили 10 бит на внешний рекордер или 50 к/с при 4К, камера нагревается при длительной съемке, все также, чтобы снимать 4К 30 к/с, а потом например 25 к/с вам придется выполнить жуткие манипуляции в камере, да еще и карту сменить, иначе она будет просто отформатирована.

Поэтому я склоняюсь к тому, что Sony A7R IV – все же на 80% инструмент для фотографа, но остальные 20% присужу видео. Все-таки есть трекинг по глазам и 120 к/c, а также не будем забывать, что с камерой был анонсирован и профессиональный микрофон…

Новый профессиональный микрофон Mi Shoe, анонсированный вместе с камерой Sony A7R IV:

Плюсы Sony A7R IV:

• Разрешение матрицы
• Показатели ISO
• Автофокус по глазам (фото и видео)
• Ёмкий аккумулятор
• Pixel Shift
• Защищенный корпус
• Обилие портов
• 2 слота для карт с поддержкой UHS II
• Серийная съемка
• Удобная эргономика
• Поддержка новых аксессуаров для звука

Минусы Sony A7R IV:

• Нативный шумодав (предположительно)
• Нагрев корпуса при длительной съемке
• Меню (субъективно)
• Переключение (NTSC/PAL)
• Объем буфера для RAW
• Скорость подгрузки файлов с буфера.

Исходные файлы, сделанные при тестировании Sony A7R IV (1,2Гб), скачать.





Последние комментарии на YouTube