2018 год для многих видеографов закончился нелёгким выбором между двумя камерами и двумя системами.
Речь идет о щедрой во многих смыслах камере от Sony и претендента на лидерство в видеосегменте от Fujifilm. Я сейчас имею в виду видеосегмент среди фотокамер.
С одной стороны полнокадровая Sony a7 III, c другой 10-битная Fujifilm X-T3. Думаю, здесь есть над чем подумать.
Итак, сегодня мы не касаемся фото и делаем узконаправленное сравнение именно их видеовозможностей. Про основные характеристики повторяться тоже смысла нет. Напомню лишь, что корпуса практически идентичные. Поэтому компактность X-T3 создаётся только за счёт оптики в нашей комплектации.
Кстати, за предоставленные камеры благодарим фотосалон M.Pro Photo, который находится в гипермаркете М.Видео в ТЦ «Галерея» на Лиговском (СПб).
Чтобы сравнение было честным мы использовали идентичные карты памяти и близкие по классу oбъективы (Sony 24-70mm f2,8 GM и Fujinon 18-55mm f2,8). Внутренние настройки тоже выставим максимально схожие, за некоторым исключением (разные кодеки).
Автофокус
В отличие от Sony у Fujifilm есть возможность трекинга глаз при съемке видео. Это может дать преимущество на близких дистанциях, однако сильной разницы я не заметил. Обе камеры практически одинаково отрабатывали фокус на модели. И если в одном фрагменте Sony была резвее, то уже в следующем уже Fuji опережала по скорости фокуса.
Однако легкий перевес по точности фокуса все-таки остаётся за Sony.
На обеих камерах выставлена зебра на 95 %. Именно по ней мы рассчитывали яркость кадра, т.к. экспонометры работали немного по-разному. Диафрагмы идентичные (f/4), а фокус выставлен в обеих камерах с максимальной чувствительностью и скоростью реакции.
Мультизона фокуса Fujifilm и широкая зона Sony работали отзывчиво и хорошо отслеживали модель.
При точечной фокусировке обе камеры без проблем наводились на резкость. У Fujifilm максимальная скорость фокусировки чуть быстрее Sony, однако точность наведения у обеих камер идентичная и на хорошем уровне. Тут, конечно, важную роль играют и объективы. Так что, стоит это учитывать.
h.264 vs h.265
Давайте немного сойдем с ума и сделаем ядрёную покраску, дабы посмотреть силу 10 бит.
На лице модели в случае с 8 бит Sony отчётливо видны артефакты на носу, лбе и подбородке. В то же время у Fujifilm остался равномерный цвет лица. Но будем реалистами: никто из вас в здравом уме такую покраску делать не будет, а при классической и умеренной цветокоррекции и покраске разница не заметна.
Cine 4 vs Eternа
Имеет смысл сравнить профили Cine 4 и Eternа. Можно невооруженным глазом заметить, что у Sony изображения всегда чуть мягче и менее контрастные, в тоже время у Fujifilm чуть лучше резкость изображения и контрастнее как при 8, так и при 10 битах. Особенно это заметно, если посмотреть на воротник модели.
Оба изображения я попытался привести к единому виду и после покраски сильной разницы я не заметил.
S-log3 vs F-log
Что касается логарифмических профилей, то с S-log, на мой взгляд, работать чуть проще, однако F-log и 10 бит позволили гибко работать с тонами кожи.
С S-log3 против F-log ситуация идентичная. Однако после покраски S-log3 на лбу модели появились еле заметные артефакты. Но это уже специфика данного профиля, с которым нужно быть очень аккуратным. Я бы рекомендовал S-log 2, если вы любите логарифм.
И кстати, небольшой бонус по Fujifilm. Давайте разберемся, какая для F-log требуется экспозиция, чтобы картинка была чище. Для Sony все в курсе, что рекомендуется экспозиция +2, а вот что там с Fuji?
И у меня печальные новости. Печальные в том плане, что при экспозиции +2, при последующей обработке – шума тоже меньше, чем на 0 или +1, однако цвета начинают уползать. При экспозиции 0 цвета легко выводятся без искажений, но чем сильнее мы поднимаем экспозицию, тем сильнее средние тона лезут в зеленый оттенок, а тени – в теплый.
В этом и печаль, хочешь картинку чище – придется возиться с покраской дольше. Моя рекомендация – экспозиция +1: так и шума меньше и коррекция возможна без лишних проблем.
Rolling shutter
На FHD Rolling shutter чуть сильнее у X-T3, а при 4К совсем чуть-чуть больше у Sony.
Муар
С муаром у Fujifilm дела обстоят не очень хорошо. Он сильнее выражен, чем у Sony. Причем, если на FHD он заметен на обеих камерах, хотя у Sony явно меньше, то на 4К у Sony он практически отсутствует, чего не сказать про Fujifilm.
ISO
При FHD вплоть до значения ISO 2000 камеры показывали примерно идентичный результат, но уже при ISO 4000 – Sony откровенно лучше.
Для Fujifilm рабочим можно считать значение до ISO 4000, 6400 – с натягом. А ISO 8000 даже не думайте ставить, я даже
сделал пример с подавлением шума, дабы показать, что это безнадёжно.
При 4К предельным для Fujifilm будет значение ISO 6400, а вот с Sony я комфортно чувствовал
до ISO 8000.
Выводы
Помимо теста хочу сказать, что мне не понравился выбор Fujifilm для баланса белого делать шкалу с шагом то 200, то 300К, тогда как у Sony – всё через 100К, что гораздо удобнее.
Про эргономику корпуса говорить не буду, чтобы не задеть чьи-то религиозные чувства, поскольку это всё всегда слишком субъективно.
Результаты
Давайте подсчитаем результаты теста:
- Автофокус: ничья
- Гибкость покраски лучше у Fujifilm
- Rolling Shutter: ничья
- Меньше муар – у Sony
- Лучшие показатели при высоких ISO у Sony
- Исходная резкость изображения чуть лучше у Fujifilm
- Аккумулятор существенно лучше у Sony
- Цена лучше у Fujifilm.
Вот ещё отмеченные мной преимущества каждой камеры:
Преимущества Fujifilm X-T3:
- 4К до 60 FPS (только h.264)
- Фокус по глазам при видеосъёмке
- Гибкая настройка АФ (по шкале)
- Резкое видео при Slow Montion
- Легкая
- Питание по microUSB от Powerbanc c Power Delivery
- Вариации выдержки (есть 1/48 сек.)
- Наличие DCI 4K
- Вывод 10 бит 4:2:2 через HDMI
- Удобное меню (субъективно)
Преимущества Sony A7III:
- Широкий динамический диапазон
- Максимальная яркость дисплея
- 2 логарифимических профиля
- Стабилизация на матрице
- Больший парк оптики под систему
- Питание по microUSB при работе
- Преимущества полного кадра (малая глубина резкости)
- Удобный хват, эргономика (субъективно)
- Большой банк LUT для S-Log (субъективно)
- Одновременная запись видео на две SD-карты
Получилась условная ничья. Почему условная? – сейчас поясню.
Если вы сейчас решаете, какая из этих камер лучше для приобретения, то взгляните под другим углом. Какая из этих камер быстрее окупится? Какая из этих камер вас не подведёт в тех условиях съемки, в которых вы чаще всего оказываетесь?
С одной стороны: полный кадр, который комфортно себя чувствует при плохой освещенности, дает сразу красочную картинку; ёмкий аккумулятор и возможность питать камеру при съёмке через powerbanc; матричный стабилизатор, но при этом 8 бит и цена почти в 1,5 борльше оппонента, Fuji X-T3, у которой лучше показатели резкости, есть 10 бит, 4К до 60 к/c, но нет матричной стабилизации, маленький аккумулятор и файлы в 2,5 раза тяжелее, если пользоваться всеми плюшками кодека h.265.
Fujifilm X-T3 – хорошая камера, не имеющая пока что аналогов, да еще и с, вроде бы, приятной ценой. Но сразу добавляйте доп. аккумуляторы штуки 4 минимум, побольше скоростных SD-карт, т.к. вы точно будете снимать в 10 бит, ну и железо, возможно, придется обновить. Так что, по итогу затраты буду точно идентичны Sony.
Какую камеру выбрали бы вы и почему? Поделитесь своим мнением в комментариях.
Исходное видео:
Fujifilm X-T3. 4К-видео 25 к/с h.265 (F-log, экспозиция «0» и «+1»), 1,1 Гб, скачать
Съемки на улице Sony a7 III 4K h.264 S-log (640 Мб), скачать
Съемки на улице на Fujifilm X-T3 4K h.265 F-log (2,4 Гб),
скачать