Долгое время Z 50 была единственной кроп-камерой в системе Nikon Z. Но в конце июня текущего года компания представила свою вторую неполнокадровую версию камеры – Nikon Z fc, в довольно необычном для неё ретростиле, ранее на этом поле фигурировали только камеры Fuji. Впрочем, это внешняя составляющая, а вот что у камеры внутри, какие у неё возможности и чем она отличается от Z 50, посмотрим в нашем тесте.
О камере
Nikon Z fc – это практически Z 50, только в ретрокорпусе, однако есть важные отличия, связанные с начинкой.
Но давайте начнем как раз с внешнего вида.
Камера ориентирована на любителей ретродизайна, внешний вид об этом намекает недвусмысленно. У камеры убрали встроенную вспышку, привычного хвата как в Z 50 здесь нет, зато появился поворотный экран. Впервые в беззеркальных камерах Nikon.
Эта камера подойдет как для влогеров, так и любителей стильных аксессуаров на каждый день.
Слева, в верхней части корпуса, расположено колесо изменения параметров ISO, под ним – рычаг переключения режимов.
Примечательно, что менять ISO любым другим способом нельзя. Только колесо и никак больше.
Это кажется не самым логичным решением, учитывая то, что колесо выдержки справа от видоискателя можно зафиксировать в специальном положении, чтобы управлять привычными дальними колесами.
Получается, что если мне нужен откидной экран, и я выбираю Nikon Z fc, то могу одной рукой менять выдержку и диафрагму, а вот зажать какую-то кнопку и сменить ISO, крутя при это одно из двух колес справа, не получится, и придется тянуться к левой части камеры.
Зато есть кольцо экспокоррекции, и маленький экранчик, где отображается значение диафрагмы:
Возле объектива расположена функциональная кнопка, на нее можно настроить под себя другие функции, но не ISO.
Из портов, здесь имеются USB
Type-С, micro HDMI и порт для микрофона. Разъема для наушников нет.
Аккумулятор такой же, как у Z 50,
устанавливается снизу, рядом с ним расположен порт для SD-карты c поддержкой
UHS I.
Матрица с разрешением 20,9 Мп. Серийная съемка – до 11 к/с. Видеосъемка – до 4K 30p.
В Nikon явно ориентируют эту камеру на влогеров, поэтому в продаже имеется специальный комплект, с которым камеру будет проще держать в одной руке. Без него большой палец приходится упирать в нишу для экрана, а иначе она просто выскальзывает. В качестве альтернативного варианта можно прикупить рукоятку GR-1.
Говоря о компактности отмечу, что без объектива ее можно спокойно положить в карман, но вот с объективом она ничуть не меньше Z 50.
Логичный вопрос, а в чем преимущества по сравнению с Z50? Кроме того, что новинка может задеть вашу ностальгию по ретро и дает возможность использовать поворотный экран, которого нет в Nikon Z 50?
Что ж, сюда перекочевала система автофокуса по глазу, как в топовых Z6 II и Z7 II. Также камеру во включенном состоянии можно заряжать от Power Bank PD.
Это то, что мы знаем по заявлению компании, но насколько она лучше и какие еще показатели улучшились, покажет дальнейший тест.
Автофокус (фото)
Первое и очень приятное отличие новинки от Z 50 – это улучшенная система автофокуса. Камера четко фиксирует лицо в кадре и не теряет его, если вы находитесь в пределах выбранной зоны фокуса. Был момент, когда лицо ушло совсем в край, и фокус уже соскочил, но как только лицо вернулось на границу фокуса, камера снова его поймала. Лицо в профиль камера тоже распознает без проблем.
Касательно точечного фокуса, при хороших условиях освещения наведение происходит шустро, без какого-либо придыхания. Но уменьшив освещение до -3 ступеней экспозиции, видим, что периодически происходит разовое дыхание перед наведением, но объект камера все равно видит.
Автофокус (видео)
Автофокус в видео абсолютно аналогичен. По глазу и лицу камера наводится без проблем, дыхания не наблюдается. Камера чувствует себя очень уверенно. Как во время пробежки, так и при резком появлении в кадре.
При точечной фокусировке все аналогично с фото. Освещение хорошее, наводится моментально, снижаем до -3 ступеней и видим либо дыхание, либо прогон фокуса по всей глубине, пока камера не сфокусируется на объекте, но опять же – объект она находит.
ISO (фото)
Для фото можно смело использовать значение до ISO 2000, хотя бесцветная фактура видна уже с ISO 500. ISO 3200 уже для фотографий без разглядывания, т.е. для социальных сетей. Дальше начинают проявляться и цветные пятна.
И эти показатели абсолютно идентичны Z 50.
ISO (видео)
Как для FHD, так и для 4К я бы не рекомендовал задирать ISO выше 3200. С этого значения картинка из-за шума становится слишком фактурной. В экстренной ситуации можно и ISO 6400 поставить, но только для серьезной постобработки шума. И учтите, что резкость при этом снизится.
Динамический диапазон
Экспозиция: 0
Экспозиция: +1
Экспозиция: +2
Экспозиция: +3
Экспозиция: -1
Экспозиция: -2
Экспозиция: -3
Динамический диапазон всегда был сильной стороной камер Nikon и Z 50 не стала исключением, а Z fc от нее в это плане ничем не отличается. Я не увидел никакого отклонения по цвету, восстанавливая картинку вплоть до -3 и +3 ступеней экспозиции, кроме логичного увеличения шума из недоэкспонированных кадров, но он бесцветный. А вот -2 – рабочий без всяких «но».
Мерцание
Постоянные наши зрители наверняка помнят, что я жаловался на такой эффект мерцания в камерах Nikon при съемке видео. Суть в том, что он появляется в теневых зонах при некоторых значения ISO и особо заметно, если выставить Flat и D-lighting. На данный момент только в новых камерах Z6 II и Z7 II нет этого эффекта.
Напомню, что в Z 50 мерцание отсутствовало при ISO 100, 125, 160, 200, 250, 320 и иногда при 640. Все остальные значения были с мерцанием.
В Z fc мерцает при ISO 500, 800, 1000, 1250, 2000, 3200, 4000 и до конца. Таким образом безопасные значения съемки – это ISO 100, 125,160, 200, 250, 320, 400, 640, то есть чуть лучше, чем в Z50.
Стабилизация (видео)
Как и в Z 50 у Z fc нет матричной стабилизации, поэтому здесь можно выбирать между оптической стабилизацией в объективе, электронной или объединенной. Но повторю свои выводы, этой стабилизации вполне хватает для пеших неспешных прогулок и влога. Но побегать не получится.
Буфер
Приятный момент – это показатели буфера, даже если снимать 14 бит RAW одновременно с максимальным качеством JPEG камера осилит 50 снимков. С уменьшением битности снимков до заполнение буфера получается логично больше. Что это нам дает? То, что можно снимать какие-то динамичные сцены, например, спортивные мероприятия или репортаж. Это не прямое назначение камеры, но она с этим справится.
5к/с
- RAW 14 бит + JPEG – 50 снимков
- RAW 14 бит – 77 снимков
- RAW 12 бит – 100 снимков
11 к/с
- RAW 14 бит + JPEG – 30 снимков
- RAW 14 бит – 43 снимков
- RAW 12 бит – 60 снимков
Кроп-фактор
Съемки с кропом нет ни при каких значениях.
Муар
Показатели муара абсолютно идентичны Z 50.
У Z fc муар также довольно сильно выражен как при FHD, так и при 4К. Поэтому повторю свою рекомендацию быть внимательными при съемке видео и стараться избегать ритмичные сетчатые текстуры.
Rolling Shutter
Показатели роллинг-шатера у камеры хорошие, при FHD небольшой угол, который видно только при резких движениях, а при 4K угол в два раза больше, но такой наклон вполне хороший показатель.
Live View
В камере достаточно сильная задержка выведения изображения на экран. Даже двухпроцессорный Z6 II и Z7II этого не лишены, так что показатели Z fc вполне ожидаемы.
Полевой тест
Когда речь дошла до полевого теста, а я взял камеру с собой в поездку в Ухту, отмеченные недостатки были не так существенны для меня.
С собой я брал Z fc и Z 50.
И так как я часто снимаю себя со стороны, то откидной экран оказался очень полезен. Голос я записывал на диктофон, поэтому вход для наушников мне был не так нужен, но это частный случай.
Автофокусу можно смело довериться.
Для первой части полевого теста я выбрался на прогулку и снимая себя со стороны, как я это делаю в путешествиях. Ведь это основное назначение камеры.
Отмечу, что с телезумом эту камеру гораздо удобнее использовать, чем с блинчиком, так как левая рука фиксируется на объективе и отсутствие выпирающего хвата на корпусе уже не смущает. Хотя на третий день уже и с блинчиком, и без ремешка я нашел удобное положение руки.
Динамичная съемка тоже возможна, хоть дизайн камеры не сильно к этому располагает, автофокус и буфер позволяют справиться и с ней.
Для второй части полевого теста я пригласил свою знакомую.
Первая локация – это подвесной мост, а вторая – поле с подсолнухами. Да, это тривиально, но мы тут не за оригинальность бьемся, а оцениваем возможности камеры при съемке.
Снимал видео я со штатива и с рук, так что можно оценить стабилизацию. Съемка проводилась и в тени, и в контровом свете. Во второй ситуации можно посмотреть, как ведет себя автофокус. Когда линза засвечивается, фокус иногда срывается, но в целом лицо держит хорошо.
В общем, для походов, влогинга и таких выездных фотосессий камера отлично подойдет.
Выводы
Давайте подытожим. Что же получают фотографы?
Возможность снимать вертикальное фото с уровня земли без выворачивания шеи. Улучшенный автофокус. Но для удобного хвата и для фото, и для видео все же лучше использовать дополнительные аксессуары.
Так для кого же эта камера?
Ты фотограф, у тебя есть DX-оптика Nikon, допустим, под зеркальную систему и ты хочешь перейти на беззеркальную с переходником FTZ, тогда, наверное, стоит посмотреть на Z 50. Это было бы логичнее.
Но если при тех же вводных, ты фанат ретродизайна, записываешь влоги, ищешь камеру-аксессуар или просто снимаешь что-либо снизу, то Nikon Z Fc будет отличным и удобным решением для этих задач.
Давайте перейдем к плюсам и минусам, которые я выявил в камере.
Плюсы:
- Автофокус
- Динамический диапазон
- Поворотный экран
- Питание от Power Bank PD
- Показатели Rolling Shutter
- Объем буфера.
Минусы:
- Мерцание на видео
- Муар
- Задержка экрана
- ISO регулируется только одним колесом (субъективно).
Материалы для скачивания
Тестовые фотографии исходного качества (647 МБ) можно скачать по этой ссылке.