Обзор и тест радиосистемы Hollyland LARK M2




Обзор и тест радиосистемы Hollyland LARK M2

Не так давно компания Hollyland представила свою новую компактную радиосистему LARK M2, которая выпускается с двумя передатчиками и приёмником как для камер, так и для смартфонов, в зависимости от комплектации. Ко мне на тестирование приехал максимальный комплект LARK M2 Combo, и сегодня мы с вами рассмотрим все его особенности и функции. Несмотря на компактные размеры и сравнительно небольшую цену, комплект предлагает отличную эргономику и запись звука высокого качества. Всё это мы сегодня и проверим.


Hollyland LARK M2

Что в комплекте?

Итак, у меня на руках оказадся расширенный комплект LARK M2 Combo, в котором помимо двух микрофонов/передатчиков имеются три приёмника – один для камеры, другой для смартфонов с интерфейсом Type-C, а третий для iPhone с интерфейсом Lightning. Вряд ли в работе приёмников для iOS и Android имеются какие-либо принципиальные отличия, поэтому мы протестируем один. Далее по тексту под приёмником для смартфонов будет подразумеваться версия с интерфейсом Type-C.


Комплект Hollyland LARK M2 Combo

В комплекте Combo:

  • Два передатчика со встроенными микрофонами и магнитными держателями
  • Приёмник для подключения к камере
  • Приёмник для подключения к смартфонам и планшетам с интерфейсом Type-C
  • Приёмник для подключения к iPhone с интерфейсом Lightning
  • Зарядный кейс
  • Две мохнатые ветрозащиты
  • 2 клипсы с магнитами
  • Кабель TRS-TRS 3.5 мм для подключения приёмника к камере; кабель витой, его длина примерно 25 см
  • Кабель USB Type-C – Type-A для зарядки и подключения к компьютеру; длина 80 см
  • Мягкая сумочка для аксессуаров с 2-мя отделениями
  • 2 подвески на шею с магнитными держателями
  • Инструкция, комплект стикеров

Эргономика LARK M2

Первые ощущения, когда открываешь коробку и достаёшь радиосистему – какая же она маленькая! Всё-таки у человека есть какой-то предел тактильной чувствительности, и инженеры компании Hollyland вплотную подобрались к нему. Микрофончики своими размерами похожи на шипучие таблетки витамина C или на пуговицы на одежде, а приёмник меньше и легче спичечного коробка. Интересно, что изображения устройства на сайте ни в коей мере не отражают его реальные размеры, я предполагал, что эти размеры несколько больше. Про приёмники для смартфонов можно сказать то же самое – они не весят почти ничего.

Микрофоны-передатчики крепятся к одежде исключительно при помощи магнитов, благодаря их крошечным размерам никаких клипсы или зажимы другой конструкции на корпусе просто не разместить. Этот факт следует учитывать, если, например, захочется закрепить микрофон на стойку или какой-то кронштейн – сам форм-фактор устройства подразумевает крепёж на одежде при помощи магнита. При желании можно повесить микрофон на шею при помощи подвески, их в комплекте две штуки. Также для тех, кто хотел бы закрепить микрофон на одежде именно при помощи клипсы, в комплекте предусмотрены 2 магнитные клипсы, на фото они овальной формы, справа от витого кабеля. Кстати, на стойку или штатив микрофон можно будет попробовать закрепить при помощи этих зажимов-клипс.

Работая с радиосистемой, нужно иметь гибкие чувствительные пальцы, на холоде замёршими руками микрофоны лучше не брать, так как их запросто можно уронить и потерять, например, в снегу.

Приёмник для камер несколько больше передатчиков, у него на нижней грани имеется клипса на “холодный башмак” камеры или рига. Приёмник оснащён крутящимся колесом, которое крутится с лёгким тактильным щелчком, и крутится оно без остановки, без стопоров справа и слева. Это колесо отвечает за уровень записи одновременно двух микрофонов и предлагает три положения: тихий, средний и очень громкий, визуально это отображается на корпусе при помощи светодиодов.

На приёмнике отсутствует экран, как это сделано в профессиональных системах ведущих производителей; например, приёмник Hollyland LARK MAX оснащён экраном. На практике к отсутствию OLED-экрана привыкаешь моментально – пришёл на съёмки, установил камеру, подключил радиосистему и начал запись. Когда всё настроено заранее, никакие манипуляции не требуются, ты просто снимаешь видео и получаешь ожидаемый результат. Поэтому про экран можно сказать так – если требуется постоянно что-то настраивать и экспериментировать, удобнее это делать с ним, используя старшую модель радиосистемы. Комплект LARK M2 – прост и понятен, он подойдёт для работы в стиле “подключил и записал”.


Приёмник LARK M2 на камере

Внимание! За уровнем громкости всё-таки нужно следить, так как колесо на приёмнике, которое как раз и отвечает за этот самый уровень, крутится очень легко, и сбить настройку можно запросто. Я всегда устанавливал на 2 положение – первое слишком тихо, третье уже перебор по уровню. На приёмнике имеются две кнопки – включения питания и режим/сопряжение, а также порт Type-C для зарядки и подключения к компьютеру.

Запись голоса

Микрофоны очень чувствительные. Будучи закреплёнными на одежде при помощи магнита, они будут “ловить” все движения спикера, когда он двигает руками, поворачивается, наклоняется и так далее – в аудиодорожке возможен звук от трения одежды о корпус микрофона. Хуже, если спикер имеет привычку поглаживать бороду или перебирать бусы, так как все эти манипуляции руками около микрофона будут создавать нежелательный шум в звуковой дорожке, и шум этот будет отчётливо слышен.


Микрофон на одежде Оптимальное расстояние до микрофона

В целом звук микрофонов порадовал. Мы с коллегами провели несколько 2-часовых стримов, как разговорных, так и с музицированием, приёмник LARK M2 мы подключали к аудиоинтерфейсу Steinberg UR-44C при помощи кабеля TRS 3,5 мм – два XLR. Звук чистый, запас по громкости большой, на приёмнике LARK M2 я выставил уровень на 2 деления, на аудиоинтерфейсе гейн каждой дорожки выставил примерно на 2–3 часа. Голос я слегка обработал компрессором, встроенным в аудиоинтерфейс, при желании можно создать лёгкий стереоэффект, распределив микрофоны по панораме на 11 часов левый и на 1 час правый.

Из наблюдений – качество звука будет наиболее оптимальное в том, случае, если спикер будет держать голову и говорить прямо, сохраняя кратчайший вектор передачи сигнала между своим лицом и закреплённым микрофоном; звук становится тише, когда спикер поворачивает голову в сторону. Этот момент следует учитывать при записи стримов или интервью с двумя участниками, когда гость и ведущий сидят и говорят повернувшись друг к другу полубоком, а не говорят прямо в камеру. В таком случае желательно микрофоны закрепить на одежде чуть сбоку.



Фрагменты стрима с двумя участниками.
Справа: микрофон на пёстрой одежде ведущей

Ещё из наблюдений – микрофоны настолько маленькие, что на пёстрой или чёрной одежде в кадре их не видно вообще, несмотря на синий светодиод, который постоянно горит на микрофоне-передатчике при работе. Более того, микрофоны похожи на пуговицы или какие-то украшения, поэтому создаётся полная иллюзия, что запись ведётся на микрофоны-пушки, закреплённые вне кадра.

И ещё из наблюдений – желательно закреплять микрофон на расстоянии “одного буратино” он лица спикера. Как это сделать, показано на примере выше. “Буратино” – это жаргон операторов, который наиболее ёмко и точно описывает это расстояние. Фрагмент записи нашего стрима я также приложил в архиве со всеми тестами.

Технология борьбы с шумом

В шумных местах, например при съёмке блога на улице, имеет смысл включать систему шумоподавления, или, как её называют операторы, “шумодав”. Система включается кнопкой на микрофоне сразу для двух микрофонов, не получится на одном её задействовать, на другом нет. Разумеется, при работе “шумодав” вносит сильную частотную коррекцию, и голос немного искажается, этот эффект чем-то напоминает то, как мы с вами слышим звуки под водой. Однако, разумеется, этот эффект не настолько сильный, в то время как окружающий шум снижается существенно, поэтому в ряде случаев, особенно на шумной улице, эта система незаменима.

В архиве с примерами можно найти тестирование работы системы шумоподавления на улице. Главное – следить за цветом светодиода на корпусе микрофона-передатчика и не включать “шумодав” там, где этого не требуется, особенно при записи в тихом помещении и записи музыки.

Также следует понимать различия в использовании мохнатой ветрозащиты, которая снижает эффект задувания ветра и работы “шумодава”, который частотно обрабатывает сигнал голоса, удаляя из звуковой дорожки нежелательный шум. По сути это два разных инструмента, и желательно использовать их при необходимости и к месту.

Тест дальности действия

Производитель заявляет какие-то нереальные цифры – до 300 м в прямой видимости, а ведь при тестировании видеосендера Hollyland COSMO мы с вами выяснили, что расстояние 300 метров, или 300 моих шагов, – это очень много, на таком расстоянии я сам уже камеру со штативом не вижу, а камера с телеобъективом 200 мм меня видит с большим трудом. Какой смысл в такой дальности действия? Скорее всего, это сделано с запасом или для каких-то неведомых автору ситуаций съёмки. Я провёл тест дальности, отойдя от камеры примерно на 100 и даже на 150 шагов, при повороте лицом к камере сигнал был устойчивый, однако особого смысла останавливаться на этом тесте я не вижу.

Куда интереснее выяснить, не будет ли прерываться звук, если повернуться к камере боком или спиной? Очевидно, что спикер на видео не будет постоянно стоять лицом к зрителям, он может что-то пилить, строгать, таскать, в конце концов писать что-то маркером на доске, продолжая при этом говорить. И на этот случай у компании Hollyland имеется решение – антенна микрофона LARK M2 имеет высокий коэффициент усиления LDS, что расшифровывается как Laser Direct Structuring, эта функция в теории уменьшает помехи, вызванные человеческим телом. Остаётся загадкой, как все эти технологии уместились в таком маленьком корпусе передатчика.

Тестирование разворота спиной к камере

Результаты разговора к камере спиной:

  • На расстоянии 3–4 шагов от камеры связь ловится отлично, можно поворачиваться хоть спиной, хоть лицом, всё работает без помех.
  • На расстоянии 10–12 шагов от камеры всё хорошо, была пара пауз в передаче сигнала.
  • На расстоянии 18–20 шагов при повороте спиной слышны небольшие прерывания, можно сказать, “заедания” сигнала, голос разобрать можно.
  • На расстоянии 30 шагов от камеры при повороте спиной сигнал прерывается, хотя всё ещё можно разобрать слова.
  • Находясь на расстоянии примерно 50 шагов от камеры поворачиваться спиной нельзя – сигнала нет.

3–4 шага 10 шагов

20 шагов 30 шагов

Запись музыкального выступления

Некоторые читатели оставляли комментарии под моими обзорами радиодиосистем, что, мол, эти приборы не предназначены для записи музыки, а рассчитаны только на запись голоса. А вот и нет, ведь теперь даже сама компания Hollyland на своём сайте приводит пример, в котором скрипач практикуется в игре, прикрепив микрофончик LARK M2 на правый лацкан пиджака. Музыку записывать можно, и ещё как! Разумеется, речь идёт не о профессиональной студийной звукозаписи, а для занятий, репетиций, стримов и даже совместного музицирования и сочинения музыки через сеть – почему нет?


Музыкальное выступление. Фрагмент стрима

К слову сказать, мои новые электронные барабаны NUX DM-7X прекрасно позволяют репетировать вдвоём или втроём без подключения к какой-либо электронике, только благодаря собственным звукам пэдов. Для электронной музыки такой вариант, конечно, не подойдёт, а вот для игры акустического рока это оказалось даже удобнее использования традиционной акустической барабанной установки, так как можно играть тихо, спокойно, отлично слыша друг друга и не мешая при этом соседям.

Именно такой вариант мы с коллегами-музыкантами и решили записать в рамках теста LARK M2, отрывок нашей репетиции мы предлагаем вниманию читателей. Внимание! В примере не готовая музыкальная композиция для прослушивания, а пример записи репетиции для разбора музыкантами, надеюсь, что разница понятна всем. Пример будет в архиве со всеми другими примерами в конце этой статьи.

Работа в одном пространстве с другими радиосистемами

Как записать подкаст или интервью с 3 или 4 участниками? Можно, конечно, раздобыть специальную 4-канальную радиосистему, однако наиболее очевидный способ – задействовать два двухканальных комплекта. Сегодня нам поможет WGII, будут ли конфликты, смогут ли эти комплекты исправно работать в одном пространстве бок-о-бок, не создавая помех?


Работа бок-о-бок с другой радиосистемой в одном помещении

Мы с коллегами сняли музыкальное выступление на две камеры, используя две радиосистемы, каждый комплект работал на свою камеру. В результате мы получили четыре независимые аудиодорожки, две на одной камере и две на другой, что оказалось удобно для последующего монтажа. Фото выше демонстрирует лишь пример такой работы, я забыл подключить WGII к камере аудиокабелем :)

Работа со смартфоном

Система совместима с устройствами с интерфейсами Type-C или Lightning, в моём комплекте Combo имеются два приёмника для смартфонов, и для одного, и для другого стандарта. Для начала работы со смартфоном никаких дополнительных приложений или драйверов не требуется, достаточно вставить приёмник в порт смартфона и выполнить сопряжение с микрофонами/передатчиками. Сопряжение делается один раз, после чего устройства будут подключаться быстро.


Смартфон на Android и LARK M2

Недоумение может возникнуть, если пользователь работал сперва с приёмником для камеры, после чего решил поработать со смартфоном, в таком случае потребуется выполнить сопряжение. Для этого необходимо:

  1. Вставить приёмник в порт смартфона. Светодиоды замигают синим.
  2. Выполнить долгое нажатие на кнопку приёмника 3 секунды. Светодиоды замигают быстрее.
  3. Выполнить долгое нажатие на кнопку микрофона/передатчика 6 секунд. Устройства обнаружат друг друга и после сопряжения светодиоды будут гореть синим. Работать можно только если светодиод не мигает, а горит постоянно, это важно.
  4. Повторить для второго микрофона/передатчика.

Далее можно выполнять запись на диктофон смартфона, однако гораздо интереснее снимать видео – штатное приложение моего Android смартфона замечательно работало с микрофоном LARK M2. Качество записи ожидаемо отличное, такое же, какое было при работе с камерой.

  • При необходимости можно использовать систему шумоподавления.
  • Двойное нажатие на кнопку микрофона/передатчика позволяет удалённо стартовать и останавливать запись, что мегаудобно – не нужно подходить к смартфону для съёмки себя. Производитель предупреждает, что данная функция будет работать не во всех приложениях для смартфонов, однако проверить её работу не составляет труда. У меня всё работало отлично.
  • Это же двойное нажатие позволяет делать фотографии в режиме фотосъёмки.
  • Когда приёмник подключен к смартфону, можно воспроизводить записи напрямую, без необходимости отключения.
  • При работе со смартфоном поддерживается только монорежим, то есть оба микрофона пишутся одновременно в аудиодорожку видеофайла.

В ходе тестирования удалось проверить работу радиосистемы с iPhone одной из последних моделей – всё работало отлично, приложение для съёмки видео функционировало точно так же, как на Android.

Работа в качестве аудиоинтерфейса для компьютера

Радиосистема способна работать с компьютером как обычный USB-микрофон, только гораздо удобнее – одновременно с двумя микрофонами, к тому же без проводов. При подключении к компьютеру Windows определяет приёмник радиосистемы как “Wireless microphone”. Однако сразу же возникает нюанс – как и при работе со смартфоном, сигнал пишется только моно, в стереорежим переключиться не получается, и отдельно отредактировать голос каждого собеседника на монтаже не получится. Это следует учитывать при съёмке интервью или иных мероприятий с двумя участниками, используя подключение к компьютеру по USB.


Подключение LARK M2 к компьютеру по USB

Обратите внимание на фото выше – два светодиода выше колеса настройки громкости горят зелёным, что говорит нам о том, что запись ведётся в моно. Когда эти светодиоды горят синим, то работает режим стерео, режимы переключаются кнопкой M на приёмнике. Однако при подключении к компьютеру по USB это переключение не работает. Возможно, это чисто программная фишка, и её исправят в будущих обновлениях.

Работа в качестве аудиоинтерфейса может быть полезна для проведения стримов, с одним или двумя участниками, и даже музыкальных стримов, когда нет необходимости иметь каждый микрофон на своей дорожке. Работая одному, очень удобно записывать закадровый голос напрямую в программу монтажа, применений придумать можно ещё много.

Можно ли подключить LARK M2 к звуковой карте

Аналоговый выход у приёмника LARK M2 для камеры – маленький стерео джек TRS 3,5 мм, при помощи него можно запросто подключить этот приёмник к звуковой карте, имея необходимый кабель.

Для какой цели, спросите вы, подключать приёмник радиосистемы LARK M2 к звуковой карте аналоговым способом, если, как мы только что выяснили, этот самый приёмник сам может служить звуковой картой и оцифровщиком сигнала? Ответы очевидны: 1) получить режим стерео при работе с компьютером и 2) для работы в связке с другими микрофонами и другими источниками звука, например музыкальными инструментами, включёнными в инструментальный или линейный входы многоканального аудиоинтерфейса.


Подключаем приёмник радиосистемы LARK M2 в 2-канальную звуковую карту

Для работы с аудиоинтерфейсами и беспроводными микрофонами я приобрёл кабель TRS 3.5 мм – два XLR, который как раз и задействован на фото выше. Но есть одно “но” – аудиоинтерфейсы разных производителей по-разному работают с совмещёнными XLR и инструментальными входами, что уже выходит за рамки данного обзора. Обратите внимание на гейн первого и второго каналов – он на 10 часов, усиление на приёмнике LARK M2 на 1 деление, и это позволяет получить достаточный уровень записи. И ни в коем случае не подаём фантомное питание 48V, за этим надо внимательно следить!

Питание и зарядка

Зарядный кейс очень удобен. По сути, нам нужно всего лишь следить за тем, чтобы этот кейс был всегда заряжен, так как все три устройства у нас будут постоянно пополнять свой заряд, будучи вставленными в него в свои ячейки. Время автономной работы от встроенных аккумуляторов: передатчики по 10 часов, приёмник – 9 часов.


Процесс зарядки в кейсе

Зарядный кейс рассчитан для работы с двумя микрофонами/передатчиками и одним приёмником для камеры. Все три устройства в зарядном кейсе успеют полностью зарядиться за 1,5 часа; за процессом зарядки можно наблюдать визуально – когда будут гореть все четыре светодиода на корпусе кейса, это означает, что заряд полный, как на фото выше.

Благодаря своему аккумулятору кейс сможет полностью зарядить весь комплект 3 раза подряд. Удобно. В результате в ходе тестирования этот кейс я зарядил всего один раз, как только достал из коробки, после чего не заряжал ни разу – он работал и работал, и разряжаться не собирался. С одной стороны, это замечательно, с другой – теряешь бдительность, так как к хорошему привыкаешь быстро; ведь кейс всё-такие время от времени необходимо заряжать.

Приёмники для смартфонов необходимо заряжать при помощи интерфейса Type-C отдельно, зарядный кейс для них не предназначен. Микрофоны, наоборот, возможно зарядить только в своём зарядном кейсе.

Примеры записи звука

Архив ZIP. Внутри тестовые фрагменты без какой-либо обработки на компьютере, как были записаны, формат WAV.

  1. Запись голоса на улице. Тестирование системы шумоподавления и работы мохнатой ветрозащиты. Сравнение.
  2. Запись голоса на улице. Тестирование поворота спиной к камере на различном удалении от камеры. Система шумоподавления включена.
  3. Фрагмент записи стрима с двумя спикерами. Музыкальное выступление.
  4. Пример записи музыкальной репетиции – акустическая гитара и электронные барабаны без подключения.

Выводы

Что понравилось

  1. Отличное качество звука.
  2. Отличная эргономика – достал из кейса, подключил и работай.
  3. Компактные размеры. Микрофон/передатчик практически не виден в кадре.
  4. Магнитное крепление решает все проблемы замятия одежды – закрепить систему просто и быстро, передатчик практически невесомый, он совершенно не мешает. При желании можно использовать шнурок и повесить на шею, а также задействовать клипсы с магнитами.
  5. Полнота комплекта Combo – здесь всё необходимое, как для работы с камерой, так и со смартфонами.
  6. Не нужно никаких драйверов, всё работает “из коробки”.

Особенности работы

  1. При подключении к компьютеру по USB работает только режим моно. То же при работе с смартфонами. Пожалуй, это одно из самых обидных ограничений системы.
  2. При движении спикера микрофон ловит трения одежды, а также попадание на него длинных волос при движении головы. Это нужно знать и учитывать в работе.
  3. Шумодав включается одновременно для двух микрофонов. Как говорят технолоберы, “не баг, а фича”.
  4. В комплекте не хватает сумочки на молнии, в которую поместился бы зарядный кейс, пара проводов для коммутации и обе ветрозащиты для микрофонов. Сейчас приходится носить всё либо в комплектном мешочке, либо в коробке, что не особо удобно.

В завершении скажу любопытную мысль: в ходе тестирования я на десяти или двенадцати съёмочных сессиях полностью заменил мою WGII на LARK M2 и никаких неудобств или снижения качества не обнаружил. Ранее я мечтал заменить WGII на новую модель PRO от того же производителя, а теперь все мои мечты куда-то исчезли – функционала и качества LARK M2 мне полностью хватает для решения всех моих задач, а это в основном интервью, музыка, стримы и блог. Так что WGII пылится на полке, а я крепко задумался, не перейти ли на LARK M2 окончательно?

Технические характеристики Hollyland LARK M2

  • Чувствительность микрофона: -37 дБВ ± 2 дБ при 1 кГц
  • Режим беспроводной модуляции: GFSK 2 Мбит/с
  • Беспроводная передача: адаптивная перестройка частоты 2,4 ГГц
  • Диапазон передачи сигнала:
    • мобильная версия: до 300 м для LOS/ 60 м для NLOS
    • версия камеры: 300 м для LOS/ 40 м для NLOS
  • Диаграмма направленности микрофона: всенаправленный
  • Частотная характеристика: 20 Гц–20 кГц
  • Отношение сигнал шум: > 70 дБ
  • Уровень звукового давления: 115 дБ
  • Частота дискретизации: 48 кГц 24 бит
  • Ёмкость батареи:
    • передатчик: 97 мАч
    • приёмник, версия для камеры: 145 мАч
    • зарядный чехол для мобильной версии: 750 мАч
    • зарядный чехол, версия для камеры: 1950 мАч
  • Время работы
    • передатчик: около 10 часов
    • приёмник, версия для камеры: около 9 часов
    • зарядный чехол для мобильной версии: > 2 зарядки для 2 передатчиков одновременно
    • чехол для зарядки версии для камеры: > 3-кратная зарядка для всех передатчиков и приёмников одновременно
  • Время зарядки
    • передатчик: около 1,5 часов
    • приёмник, версия для камеры: около 1,5 часов
    • чехол для зарядки мобильной версии: < 1,5 часов
    • зарядный чехол, версия для камеры: < 2 часов
  • Размеры
    • передатчик: 26 мм x 9,9 мм
    • приёмник, мобильная версия: 40 x 16,5 x 9 мм
    • приёмник, версия для камеры: 40 x 25,7 x 20,5 мм
    • чехол для зарядки мобильной версии: 75,8 x 49,8 x 35 мм
    • зарядный чехол, версия для камеры: 86 x 54 x 39 мм
  • Вес
    • передатчик: 9 г
    • приёмник, мобильная версия: 6 г
    • приёмник, версия для камеры: 14,8 г
    • чехол для зарядки мобильной версии: 65,6 г
    • зарядный чехол, версия для камеры: 111 г

Мои статьи о других радиосистемах Hollyland

Благодарности

Благодарю моих друзей музыкантов за помощь в работе над обзором:

Актуальную цену на комплекты Hollyland LARK M2 можно посмотреть в магазине Kremlinsotre.