19 апреля 2017 компания Sony представила свою новую революционную цифровую камеру α9 (модель ILCE-9), и уже на следующий день российские журналисты и профессиональные фотографы, среди которым посчастливилось быть и мне, смогли увидеть новинку в Москве на презентации.
Времена изменились и, похоже, мы до сих пор не понимаем насколько. Всё меняется катастрофически быстро? Пожалуй, нет. Я бы сказал, что всё меняется плавно, уверенно и неукротимо, так же, как течет Нева.
© Alexander Nasonov
SONY ILCE-9, ISO 6400, FE 70-200mm F4 G OSS, 200 mm, 1/32000 sec, f/5.0
Не так давно отгремели бои за цифру в коммерческой фотографии. Фотографы сразу выбрали цифру и ее преимущества, а вот редакторы журналов…
У меня последняя битва за цифру была в 2005 году, когда я был вынужден снимать параллельно на цифру и на слайд 6х7, по просьбе консервативной редакции журнала ELLE Decor. В конечном итоге в работу пошла цифра. Сейчас очередь дошла до фотографов, если решение снимать на цифру очевидно, то с решением пользоваться беззеркальными камерами многие пока медлят, но это временно.
Один американский фотограф, снимая на пленку, оцифровывает свои проявленные
негативы с помощью камеры Sony A7 и макрообъектива 50/2.8. Такой способ довольно
производителен, если правильно сделать стенд для репродуцирования. То есть от
цифры никуда не уйти? И, обратите внимание — используется всё-таки
беззеркальная камера. Могу себе представить сканер с зеркальным модулем
— этакое сооружение размером с холодильник, собственно, камеры обскуры
были именно такими. А ведь, если бы такие сканеры существовали, то нашлось бы
немало адептов сканирования с помощью зеркального сканера, которые доказывали
бы, что это очень важно иметь зеркало на сканере и т.д., и т.п. Реплики о
мифическом контроле сцены, когда мы наблюдаем за происходящим через пентапризму
и зеркало, не выдерживают критики, так как взамен мы получаем затемнение –
blackout, когда зеркало поднято. Да и вообще, имеется физический предел
скорости работы узла в целом.
Хотя и в зеркальном блоке есть большой плюс — ты всегда знаешь, что не снята
крышечка на объективе!
Зеркальные камеры — это один из важных эпизодов в развитии
фототехники и надо отдать должное инженерам, создавшим, в своё время, эти
прекрасные камеры с пентапризмой, которыми мы успешно пользовались долгие годы.
Но беззеркальные фотокамеры продолжают завоевывать мир.
В своем дошкольном детстве я никак не мог научиться кататься на велосипеде и
приклеивал к нему разные наклейки, какие-то проволочные украшения и даже лепил
из пластилина фигурки, чтоб было, как на автомобилях «Волга», «Победа»: олени и
всё такое. Но всё это почему-то не помогало. Но, как только я научился ездить,
сразу очистил весь свой велосипед от “красоты” и занялся главным — ездой на
велосипеде.
Но о чем это я? Это я, собственно, о сути процессов. Корпорация Sony занимается
именно сутью.
Когда я слышу в репортажах одновременный шквальный стрекот
зеркалок, в момент, когда важная фигура, поднимает руку и вдруг дотрагивается
до своего лица, я понимаю, что, возможно, фоторепортерам даже нравится,
как грохочут их зеркала, как они круто вооружены, и как они палят из
canonikon-ов словно охотники в лесу. Уверен, что пока с грохотом зеркалок еще
кое-как мирятся, но скоро это будет не просто неуместно, а даже невозможно
из-за запретов на лишние звуки. А чего стоит маскарад с шумоподавляющими
чехлами-муфтами в театрах? Но и с ними бывают неприятности из-за зеркального
грохота. А съёмка в больнице, например, или в церкви, или в музее,
репетиционном зале, в студии звукозаписи, фотобэкстейджей во время съемок
фильма, в зале суда, во время телевизионных интервью, да мало ли мероприятий,
требующих тишины?
И вот тут выходит фотограф и бесшумно. Внимание! Абсолютно бесшумно
снимает всё, что он хочет с фантастической скоростью — 20 кадров/сек. Sony A9
позволяет снимать серии по 240 RAW-кадров со скоростью 20 кадров/секунду без
вибраций.
Вспоминается,
анекдотичный вопрос любителя: — А почему бы не снять быстро-быстро много-много
кадров как в кино, а потом выбрать лучший кадр? Ну вот…
Что касается оперативности съёмки, например, в стрит-фотографии. Всё сводится к
скорости включения камеры и подведения окуляра к глазу:). При этом, скорость
правильного выбора экспопары определяется расторопностью фотографа: скоростью
вращения переднего и заднего настроечных дисков, мгновенно получая информацию
на электронном видоискателе о правильности выбора, визуально контролируя сцену.
Идеология фотокамер Sony и, в частности, камеры A9 состоит в управлении всеми функциями через элементы интерфейса, выводимые на электронный видоискатель и дисплей. Олдскульная история с элементами управления на верхних горизонтальных плоскостях фотокамер, упорно воспроизводимая многими другими компаниями, вероятнее всего исчезнет, хотя, конечно, дорогие сувенирные фотокамеры с дисками выдержек и чувствительности останутся.
Эта идеология хорошо иллюстрируется примерами из боевиков,
когда плохие люди разбивают именно экраны мониторов, а не сами системные блоки.
Именно вывод на экран — основа взаимодействия фотографа с фотокамерой и сценой,
которую он пытается запечатлеть.
Sony a9 имеет фантастический электронный видоискатель, воспроизводящий картину
27-ми дюймового монитора.
Камера α9 оснащена совершенно новым электронным видоискателем Quad-VGA OLED Tru-Finder с высокой яркостью и разрешением 3686k точек для воспроизведения чрезвычайно точного, детального и реалистичного изображения. Новый видоискатель Tru-Finder имеет самое высокое разрешение среди всех видоискателей, применявшихся Sony в камерах α, использует оптическую конструкцию, включающую двухсторонний асферический элемент, который обеспечивает коэффициент увеличения 0,78x и замечательную резкость по всей площади кадра. (из пресс-релиза Sony).
Все это дает уровень яркости примерно вдвое выше, чем в видоискателе XGA OLED Tru-Finder в модели α7R II. Изображение с таким уровнем яркости практически идентично действительности и создает при съемке ощущение полного погружения в сцену.
Можно даже регулировать частоту кадров видоискателя Tru-Finder, устанавливая ее равной 60 к/с или 120 к/с, чтобы выводимая картинка лучше соответствовала развитию сцены в кадре.
© Alexander Nasonov
SONY ILCE-9, ISO 6400, FE 70-200mm F4 G OSS, 200 mm, 1/32000 sec, f/5.0
Sony A9 — камера для съёмки быстротекущих сюжетов и процессов.
Дополнительную уверенность в съёмке придает сверхбыстрый
автофокус, работающий практически в темноте, возможна съёмка даже с закрытыми глазами:
Самая короткая выдержка при съёмке с электронным затвором — 1/32000 сек. Можно “замораживать” любые быстрые процессы, используя источники постоянного света.
© Alexander Nasonov
SONY ILCE-9, ISO 12800, FE 70-200mm F4 G OSS, 200 mm, 1/32000 sec, f/4.0
Почти 700 точек фокусировки, гигантский буфер, божественный
джойстик, так называемый мультиконтроллер или мультиселектор для позиционирования
точки фокусировки и т.п., но об этом в следующей части
обзора.
У меня складывается ощущение, что в корпорации Sony работают отдельные
коллективы над каждым узлом или элементом, такое чувство, что они разбираются
абсолютно во всем: и в джойстиках, и в колесах и дисках настроек, и в кнопке
затвора, и, уж, понятное дело, в программировании.
Часто спрашивают: зачем Sony делает столько новых камер, каждая из которых обесценивает предыдущие модели? Sony делает всё правильно и ничего не обесценивает, а создаёт каждую новую камеру для своих целей, для своего сегмента рынка, плавно, уверенно и неукротимо, захватывая каждый сегмент.
© Alexander Nasonov
SONY ILCE-9, ISO 6400, FE 70-200mm F4 G OSS, 200 mm, 1/32000 sec, f/5.0
От редакции PhotoWebExpo:
помимо обзора Александра Насонова, любезно предоставленного нам автором, мы в ближайшее время подготовим и представим вашему вниманию видеотест камеры Sony a9 с альтернативным и несколько более критическим взглядом на эту камеру, безусловно одну из самых интересных на сегодняшний день.