Пресса играет
немаловажную роль в развитии любого бизнеса и фотобизнес здесь не является
исключением.
В данном обзоре дана историческая справка по российской фотопрессе, современное состояние дел в специализированных СМИ, а также мы попросили главных редакторов профильной печатной прессы подытожить 2012 год.
О своих
фотопредпочтениях и о работе своих подотчетных изданий с нами поделились
Владимир Нескоромный ("Foto&Video", Россия), Александр Мелихов ("Потребитель. Фото&Техника",
Россия), Владимир Повшенко ("Российское
фото", Россия) и Евгений Зубенко ("Photographer", Украина).
Самый
запоминающийся материал Вашего издания (новое имя, событие, фотопутешествие…) в
2012 году?
Владимир Нескоромный, "Foto&Video"
Каждый номер журнала Foto&Video является по-своему уникальным, а наилучший ответ должны дать сами читатели.
Александр Мелихов, "Потребитель. Фото&Техника"
Выделить один «самый-самый» материал за весь год сложно, потому что стараюсь, чтобы все материалы каждого номера были интересными. Тем не менее, в каждом номере обязательно есть обзор или рассказ, который приносит мне наибольшее удовлетворение, и, что не менее приятно, вызывает отклик благодарности от читателей. В весеннем номере журнала - это материал о легендарном петербургском фотографе Борисе Смелове. В летнем номере - о документальном фотографе Александре Деменковой, живущей в Петербурге, но известной на Западе намного больше, чем в России. В зимнем номере – материал о фотоконкурсе «Меньшинства», освещающем серьезные социальные проблемы.
Владимир Повшенко , "Российское фото"
Все хорошие.
Евгений Зубенко, "Photographer"
Не хотелось бы ставить акцент на каком-то конкретном материале, поскольку каждая из статей Photographer по-своему уникальна и связана с открытием для нас и нашей аудитории новых имен и стилей. У редакторов есть негласный принцип – сдал журнал, можешь о нем забыть. Иначе мозги переполнятся информацией. До пятого года работы главным редактором я помнил все статьи каждого из выпусков, сейчас уже погруженность в текущий номер такая, что нередко не удается вспомнить, а что было в предыдущем номере. Поэтому самая запоминающаяся статья – это всегда та, которую только что закончил. А завтра надо ее забыть и погрузиться в следующую. Сейчас для меня таковой является статья об одном малоизвестном (но очень талантливом) норвежском фотографе-маринисте.
Каким фотоапппаратом Вы сами пользуетесь и почему Ваш
выбор пал именно на эту технику?
Владимир
Нескоромный, "Foto&Video"
Наиболее часто я использую цифровую зеркальную фототехнику, поскольку она позволяет наиболее оперативно и качественно выполнять поставленные задачи. В то же время, когда появляется возможность, я обращаюсь к пленочной дальномерной камере выпуска середины прошлого века. Например, у меня есть среди прочих дальномерный ФЭД .
Александр Мелихов, "Потребитель. Фото&Техника"
Наверно, я нетипичный редактор фотожурнала, потому что у меня нет зеркальной фотокамеры. Сам снимаю очень мало, предпочитаю получать удовольствие от просмотра хороших авторских фотографий.
В отпуске делаю «семейные» кадры на мыльницу Canon PowerShot SX260 IS. Выбрал ее после тестирования, опубликованного в нашем журнале и знакомства с соответствующими тестами на сайтах dpreview.com и imaging-resource.com
Владимир Повшенко , "Российское фото"
Несколькими.
Евгений Зубенко, "Photographer"
Большинство покупок фототехники совершается под действием эмоционального или маркетингового фактора. Мало кто имеет возможность протестировать все модели фотокамер и сделать осознанный выбор на основании вполне конкретных причин. Один прочел лестный отзыв, второй – купил по совету друга, третьему менеджер в магазине на вопрос "какая из этих ста камер лучшая для меня" указал пальцем на конкретную модель. Четвертый купил аппарат такой-то системы, потому что у него был парк оптики конкретной марки, доставшийся по наследству. Причин много и не все они явные. Часто фотографы разочаровываются, переходят на другие системы и делают лишние прибыли производителям. В любом случае все камеры сегодня создаются на пике технологических достижений, во многом схожи по функционалу и внешнему виду. Поэтому никогда не надо задавать вопрос: Что лучше – Canon, Nikon, Sony, Pentax, Samsung и др. Тот, у кого определенная камера всегда найдет кучу причин, чтобы оправдать свой выбор. У меня лично 5 зеркальных цифровых аппаратов, до десятка компактов, штук 50 пленочных ретро коллекционных моделей. Про оптику лучше промолчу – целый шкаф. Собираю их как марки, иногда фотографирую. Системности в выборе нет. Вся фототехника, особенно японская и немецкая - это шедевры инженерии.
К какому отечественному и зарубежному фотопорталу (исключая собственные интернет-проекты) Вы чаще всего обращаетесь?
Владимир Нескоромный, "Foto&Video"
www.photographer.ru
Александр Мелихов, "Потребитель. Фото&Техника"
Из
зарубежных – уже упоминаемые dpreview.com и imaging-resource.com.
Из
отечественных не могу выделить явного лидера, поскольку у каждого есть как
весомые достоинства, так и серьезные недостатки.
Владимир Повшенко , "Российское фото"
Не читаю.
Евгений Зубенко, "Photographer"
К порталам зарубежных фотографов, а таких сайтов очень много. Люблю сайты photo.net и 1x.com - там можно встретить много новых талантливых и увлеченных мастеров своего дела.
Подходит к концу год, каким он был для вашего журнала? Оправдались ли Ваши ожидания или нет?
Владимир Нескоромный, "Foto&Video"
Прошедший год был отличный во всех отношениях. Мы реализовал поставленные задачи, предприняли ряд новаторских решений, которые вызвали положительную реакцию.
Александр Мелихов, "Потребитель. Фото&Техника"
Для нас 2012 год стал, выражаясь словами классика, годом великого перелома. У издательского дома «Потребитель» появилась достаточно серьезная онлайн версия.
Владимир Повшенко , "Российское фото"
Все было по плану.
Евгений Зубенко, "Photographer"
Пресса переживает не лучшие времена, и поэтому без лишнего лукавства хочется поблагодарить и то, что имеем на сегодняшний день. Надежды в большей степени оправдались, в следующем надеемся сохранить все в том виде, как есть. Для этого надо много трудиться и продолжать делать выпуски. Рекорды никто сейчас не ставит – нам это было интересно, когда журнал мало кому был известен и наш коллектив развивался семимильными шагами. После того как мы достигли всего в плане узнаваемости и популярности, на что может рассчитывать любой специализированный журнал в конкретном регионе, единственная цель – поддерживать высокий уровень и продолжать оправдывать ожидания читателей.
Ваше новогоднее пожелание своей аудитории?
Владимир Нескоромный, "Foto&Video"
Будьте уверены в своих силах, сомневайтесь и обсуждайте, находитесь в поиске, доверяйте своей интуиции – и тогда будет удача.
Александр Мелихов, "Потребитель. Фото&Техника"
Желаю всем читателям журнала в Новом году чаще находить повод нажать на спусковую кнопку своей фотокамеры. Это поможет не обращать внимания на надвигающийся кризис и обрести душевное спокойствие.
Владимир Повшенко , "Российское фото"
Получать удовольствие от фотографии.
Евгений Зубенко, "Photographer"
Новый Год – это формальность. Этот день ничем не отличается от любого другого дня, просто под Новый Год как-то свойственно подводить черту и думать чего бы такого сделать еще. Но об этом надо задумываться постоянно. И постоянно устраивать себе праздники. Главный праздник в жизни каждого человека – это состояние торжества души. А оно в свою очередь достигается через творчество, самовыражение и высокие поступки. Вот этого и пожелаем нашим читателям и каждому человеку без исключения. Когда человек занят творчеством, он почти всегда обнаруживает, что у него в жизни есть абсолютно все и ничего больше не нужно.
Дополнительная информация:
Foto&Video
![]() |
Издатель: | ИД «КАТМАТ» |
Периодичность: | ежемесячно | |
Главный редактор: | Владимир Нескоромный | |
Заявленный тираж: | 83 000 экз. | |
Объем: | 132-148 полоc | |
Сайт: | www.foto-video.ru |
Потребитель. Фото&Техника
![]() |
Издатель: | Экспертиза и тесты |
Главный редактор: | Александр Мелихов | |
Заявленный тираж: | 60 000 экз. | |
Объем: | 192-224 полос | |
Периодичность: | 3 раза в год | |
Cайт: | www.potrebitel.ru |
Российское фото
![]() |
Издатель: | Медиахолдинг "Фотодело" |
Главный редактор: | Владимир Повшенко | |
Заявленный тираж: | 62000-74000 экз. | |
Объем: | 148 полос | |
Периодичность: | 6 номеров в год | |
Сайт: | www.rosphoto.com |
Photographer
![]() |
Главный редактор: | Евгений Зубенко |
Заявленный тираж: | 25 000 экз. | |
Объем: | 112 до 128 полос | |
Периодичность: | 8 раз в год | |
Сайт: | www.dphotographer.com |
Историческая справка
В XIX веке фотографическая жизнь России была достаточно бурной, о чем свидетельствовало большое количество выходивших в те годы журналов по фотографии: с 1858 по 1879 гг. - 7; с 1880 по 1899 гг. - 6; с 1902 по 1918 гг. - 18.
Издание "Светопись" (1858-1959) художника Оже было первым фотографическим журналом в России. Фотография в нем наряду с живописью и графикой рассматривалась как изобразительное творчество. Одновременно журнал утверждал, что фотография "может быть наукою и ремеслом" в зависимости от цели, с какой предпринимаются фотографические работы. В хронике "Светописи" публиковалась информация о деятельности зарубежных фотографических обществ и события из жизни русской фотографии.
Тиражи выходивших дореволюционных журналов отличались от многотысячных советских тиражей и составляли всего несколько тысяч экземпляров. К тому же вся фотопресса, выходившая до 1880 года, издавалась только частными лицами. Русскую фотопериодику того времени условно можно было разделить на три группы: издания торговых фирм, журналы, представляющие редактора-издателя и печатные органы фотографических обществ.
После революции с 1926 года по 1992 год большое количество фотожурналов сменилось одним - "Советское фото". Это был ежемесячный иллюстрированный журнал Союза журналистов СССР, издававшийся в Москве с 1926 года с перерывом в издании с 1942 по 1956 годы.
Журнал был рассчитан на любителей и профессионалов фото- и киноискусства. На его страницах публиковались работы советских и иностранных фотохудожников, а также статьи по теории, практике и истории фотографии. Тираж журнала доходил до 240 тысяч.
С 1992 года журнал стал называться «Фотография». В последние годы своего существования был существенно сокращён тираж и штат редакции, а в 1997 году перестал выходить.
«Фотомагазин» стал первым частным фотожурналом в то время, когда еще существовала "Фотография" (бывшее "Советское Фото"). А после закрытия "Фотографии", некоторое время был единственным, пока не появился журнал "Foto&Video". В 1993 году это был простой прейскурантник, отпечатанный на дешёвой бумаге, а в 2006 г., когда он закрывался, это уже было толстое и глянцевое издание.
С появлением первого частного журнала был открыт новый этап развития фотографической прессы. На рынке чуть ли не каждый год появлялись новые издания, причем не только в Москве и Петербурге, но и в российских регионах. Правда, жизнь многих из них была короткой.
Когда с рынка ушли "пленочные" гиганты (Koniсa, Kodak, Fuji) – главные рекламодатели прессы, а страну потряс экономический кризис, многие профильные издания не смогли устоять на ногах. Это случилось с великолепнейший проектом "Камера Обскура", с "E-Photo/Цифровое фото" – первым в России журналом о цифровой фотографии, С "Субъективом", с "Матрицей", с "Сибирским успехом" и др.
C 2003 года и по сей день издается журнал Digital Photo, ориентированный на самый широкий круг фотолюбителей, с 2004 года выходит журнал "Фотомастерская" для "продвинутого пользователя".
Современное состояние дел
В XXI веке для всей печатной прессы пришли не лучшие времена. К примеру, за 2010 год читательская аудитория американских онлайн-ресурсов, а также их доходы от рекламы впервые в истории превзошли показатели печатной прессы (по данным Reuters, исследование State of the News Media за 2010 год).
Количество пользователей Интернета растет стремительно, а потому Сеть становится все более привлекательной площадкой для рекламодателей. Правда, многие компании не собираются отказываться от размещения рекламы в традиционных медиа — их аудитория привыкла получать информацию «из телевизора» или печатных изданий. Однако данные многочисленных исследований доказывают, что в кризисные и посткризисные времена рекламодатели не разбрасываются рекламными бюджетами, предпочитая менее дорогие, но более адресные каналы доставки информации.
Опираясь на западный опыт, можно предположить, что с дальнейшим ростом численности Интернет-пользователей в России, все больше рекламных бюджетов будет уходить в Сеть и у нас.
Если учесть, что в самых развитых странах Западной Европы и в США специализированная пресса для субъектов фотобизнеса до сих пор представлена в широком ассортименте и исчисляется десятками наименований изданий, посвященных фототематике, то отечественная фотопресса выглядет на этом фоне очень скромно, не насчитывая и десятка периодических изданий в России. Еще печальнее дела обстоят на Украине, где осталось фактически единственное печатное издание. Причем, все эти издания, конечно же, давно имеют Интернет-версии.