Обзор специализированной прессы по фото (2012 год)




Обзор специализированной прессы по фото (2012 год)


Пресса играет немаловажную роль в развитии любого бизнеса и фотобизнес здесь не является исключением.

В данном обзоре дана историческая справка по российской фотопрессе, современное состояние дел в специализированных  СМИ, а  также мы попросили главных редакторов профильной печатной прессы подытожить 2012 год.

О своих фотопредпочтениях и о работе своих подотчетных изданий с нами поделились Владимир Нескоромный ("Foto&Video", Россия),  Александр Мелихов ("Потребитель. Фото&Техника", Россия),  Владимир Повшенко ("Российское фото", Россия) и Евгений Зубенко ("Photographer", Украина).

Самый запоминающийся материал Вашего издания (новое имя, событие, фотопутешествие…) в 2012 году?

Владимир Нескоромный, "Foto&Video"

Каждый номер журнала Foto&Video является по-своему уникальным, а наилучший ответ должны дать сами читатели.

Александр Мелихов, "Потребитель. Фото&Техника"

Выделить один «самый-самый» материал за весь год сложно, потому что стараюсь, чтобы все материалы каждого номера были интересными. Тем не менее, в каждом номере обязательно есть обзор или рассказ, который приносит мне наибольшее удовлетворение, и, что не менее приятно, вызывает отклик благодарности от читателей. В весеннем номере журнала - это материал о легендарном петербургском фотографе Борисе Смелове. В летнем номере -  о документальном фотографе Александре Деменковой, живущей в Петербурге, но известной на Западе намного больше, чем в России. В зимнем номере – материал о фотоконкурсе «Меньшинства», освещающем серьезные социальные проблемы.

Владимир Повшенко , "Российское фото"

Все хорошие.

Евгений Зубенко, "Photographer" 

Не хотелось бы ставить акцент на каком-то конкретном материале, поскольку каждая из статей Photographer по-своему уникальна и связана с открытием для нас и нашей аудитории новых имен и стилей. У редакторов есть негласный принцип – сдал журнал, можешь о нем забыть. Иначе мозги переполнятся информацией. До пятого года работы главным редактором я помнил все статьи каждого из выпусков, сейчас уже погруженность в текущий номер такая, что нередко не удается вспомнить, а что было в предыдущем номере. Поэтому самая запоминающаяся статья – это всегда та, которую только что закончил. А завтра надо ее забыть и погрузиться в следующую. Сейчас для меня таковой является статья об одном малоизвестном (но очень талантливом) норвежском фотографе-маринисте.

Каким фотоапппаратом Вы сами пользуетесь и почему Ваш выбор пал именно на эту технику?

Владимир Нескоромный, "Foto&Video"

Наиболее часто я использую цифровую зеркальную фототехнику, поскольку она позволяет наиболее оперативно и качественно выполнять поставленные задачи. В то же время, когда появляется возможность, я обращаюсь к пленочной дальномерной камере выпуска середины прошлого века. Например, у меня есть среди прочих дальномерный ФЭД .

Александр Мелихов, "Потребитель. Фото&Техника"

Наверно, я нетипичный редактор фотожурнала, потому что у меня нет зеркальной фотокамеры. Сам снимаю очень мало, предпочитаю получать удовольствие от просмотра хороших авторских фотографий.

В отпуске делаю «семейные» кадры на мыльницу Canon PowerShot SX260 IS. Выбрал ее после тестирования, опубликованного в нашем журнале и знакомства с соответствующими тестами на сайтах dpreview.com и imaging-resource.com

Владимир Повшенко , "Российское фото"

Несколькими.

Евгений Зубенко, "Photographer" 

Большинство покупок фототехники совершается под действием эмоционального или маркетингового фактора. Мало кто имеет возможность протестировать все модели фотокамер и сделать осознанный выбор на основании вполне конкретных причин. Один прочел лестный отзыв, второй – купил по совету друга, третьему менеджер в магазине на вопрос "какая из этих ста камер лучшая для меня" указал пальцем на конкретную модель. Четвертый купил аппарат такой-то системы, потому что у него был парк оптики конкретной марки, доставшийся по наследству. Причин много и не все они явные. Часто фотографы разочаровываются, переходят на другие системы и делают лишние прибыли производителям. В любом случае все камеры сегодня создаются на пике технологических достижений, во многом схожи по функционалу и внешнему виду. Поэтому никогда не надо задавать вопрос: Что лучше – Canon, Nikon, Sony, Pentax, Samsung и др. Тот, у кого определенная камера всегда найдет кучу причин, чтобы оправдать свой выбор. У меня лично 5 зеркальных цифровых аппаратов, до десятка компактов, штук 50 пленочных ретро коллекционных моделей. Про оптику лучше промолчу – целый шкаф. Собираю их как марки, иногда фотографирую. Системности в выборе нет. Вся фототехника, особенно японская и немецкая -  это шедевры инженерии.

К какому отечественному и зарубежному фотопорталу (исключая собственные интернет-проекты) Вы чаще всего обращаетесь?

Владимир Нескоромный, "Foto&Video"

www.photographer.ru

Александр Мелихов, "Потребитель. Фото&Техника"

Из зарубежных – уже упоминаемые dpreview.com и imaging-resource.com.
Из отечественных не могу выделить явного лидера, поскольку у каждого есть как весомые достоинства, так и серьезные недостатки.

Владимир Повшенко , "Российское фото"

Не читаю.

Евгений Зубенко, "Photographer" 

К порталам зарубежных фотографов, а таких сайтов очень много. Люблю сайты photo.net и 1x.com - там можно встретить много новых талантливых и увлеченных мастеров своего дела.

Подходит к концу год, каким он был для вашего журнала? Оправдались ли Ваши ожидания или нет?

Владимир Нескоромный, "Foto&Video"

Прошедший год был отличный во всех отношениях. Мы реализовал поставленные задачи, предприняли ряд новаторских решений, которые вызвали положительную реакцию. 

Александр Мелихов, "Потребитель. Фото&Техника"

Для нас 2012 год стал, выражаясь словами классика, годом великого перелома. У издательского дома «Потребитель» появилась достаточно серьезная онлайн версия.

Владимир Повшенко , "Российское фото"

Все было по плану.

Евгений Зубенко, "Photographer"

Пресса переживает не лучшие времена, и поэтому без лишнего лукавства хочется поблагодарить и то, что имеем на сегодняшний день. Надежды в большей степени оправдались, в следующем надеемся сохранить все в том виде, как есть. Для этого надо много трудиться и продолжать делать выпуски. Рекорды никто сейчас не ставит – нам это было интересно, когда журнал мало кому был известен и наш коллектив развивался семимильными шагами. После того как мы достигли всего в плане узнаваемости и популярности, на что может рассчитывать любой специализированный журнал в конкретном регионе, единственная цель – поддерживать высокий уровень и продолжать оправдывать ожидания читателей.

Ваше новогоднее пожелание своей аудитории?

Владимир Нескоромный, "Foto&Video"

Будьте уверены в своих силах, сомневайтесь и обсуждайте, находитесь в поиске, доверяйте своей интуиции – и тогда будет удача.

Александр Мелихов, "Потребитель. Фото&Техника"

Желаю всем читателям журнала в Новом году чаще находить повод нажать на спусковую кнопку своей фотокамеры. Это поможет не обращать внимания на надвигающийся кризис и обрести душевное спокойствие.

Владимир Повшенко , "Российское фото"

Получать удовольствие от фотографии.

Евгений Зубенко, "Photographer"

Новый Год – это формальность. Этот день ничем не отличается от любого другого дня, просто под Новый Год как-то свойственно подводить черту и думать чего бы такого сделать еще. Но об этом надо задумываться постоянно. И постоянно устраивать себе праздники. Главный праздник в жизни каждого человека – это состояние торжества души. А оно в свою очередь достигается через творчество, самовыражение и высокие поступки. Вот этого и пожелаем нашим читателям и каждому человеку без исключения. Когда человек занят творчеством, он почти всегда обнаруживает, что у него в жизни есть абсолютно все и ничего больше не нужно.

Дополнительная информация:

Foto&Video


Издатель:  ИД «КАТМАТ»
Периодичность:  ежемесячно
Главный редактор:  Владимир Нескоромный
Заявленный тираж:  83 000 экз.
Объем:  132-148 полоc
Сайт:  www.foto-video.ru

Потребитель. Фото&Техника

Издатель:  Экспертиза и тесты 
Главный редактор: Александр Мелихов
Заявленный тираж: 60 000 экз.
Объем: 192-224 полос
Периодичность: 3 раза в год
Cайт: www.potrebitel.ru

Российское фото

Издатель: Медиахолдинг "Фотодело"
Главный редактор: Владимир Повшенко
Заявленный тираж: 62000-74000 экз.
Объем: 148 полос
Периодичность: 6 номеров в год
Сайт: www.rosphoto.com

Photographer

Главный редактор:   Евгений Зубенко
Заявленный тираж: 25 000 экз. 
Объем: 112 до 128 полос
Периодичность: 8 раз в год 
Сайт: www.dphotographer.com

Историческая справка

В XIX веке фотографическая жизнь России была достаточно бурной, о чем свидетельствовало большое количество выходивших в те годы журналов по фотографии: с 1858 по 1879 гг. - 7; с 1880 по 1899 гг. - 6; с 1902 по 1918 гг. - 18.

Издание "Светопись" (1858-1959) художника Оже было первым фотографическим журналом в России. Фотография в нем наряду с живописью и графикой рассматривалась как изобразительное творчество. Одновременно журнал утверждал, что фотография "может быть наукою и ремеслом" в зависимости от цели, с какой предпринимаются фотографические работы. В хронике "Светописи" публиковалась информация о деятельности зарубежных фотографических обществ и события из жизни русской фотографии.

Тиражи выходивших дореволюционных журналов отличались от   многотысячных советских тиражей и составляли всего несколько тысяч экземпляров. К тому же вся фотопресса, выходившая до 1880 года, издавалась только частными лицами. Русскую фотопериодику того времени  условно можно было  разделить на три группы: издания торговых фирм, журналы, представляющие редактора-издателя и печатные органы фотографических обществ.  

После революции с 1926 года по 1992 год большое количество фотожурналов сменилось одним - "Советское фото". Это был ежемесячный иллюстрированный  журнал Союза журналистов СССР, издававшийся в Москве с 1926 года с перерывом в издании  с 1942 по 1956 годы.

Журнал был рассчитан на любителей и профессионалов фото- и киноискусства. На его страницах публиковались работы советских и иностранных фотохудожников, а также статьи по теории, практике и истории фотографии. Тираж журнала доходил до 240 тысяч.

С 1992 года журнал стал называться «Фотография». В последние годы своего существования был существенно сокращён тираж и штат редакции, а в 1997 году перестал выходить. 

«Фотомагазин»  стал первым частным фотожурналом в то время, когда еще существовала "Фотография" (бывшее "Советское Фото"). А после закрытия "Фотографии",  некоторое время был единственным, пока не появился журнал "Foto&Video". В 1993 году это был простой прейскурантник, отпечатанный на дешёвой бумаге, а в 2006 г., когда он закрывался, это уже было толстое и глянцевое издание.

С появлением первого частного журнала был открыт новый этап развития фотографической прессы. На рынке чуть ли не каждый год появлялись новые издания, причем не только в Москве и Петербурге, но и в российских регионах. Правда, жизнь многих из них была короткой.

Когда с рынка ушли "пленочные" гиганты (Koniсa, Kodak, Fuji) – главные рекламодатели прессы, а страну потряс  экономический кризис, многие профильные издания не смогли устоять на ногах.  Это случилось с великолепнейший проектом "Камера Обскура", с "E-Photo/Цифровое фото" – первым в России журналом о цифровой фотографии, С "Субъективом", с "Матрицей", с "Сибирским успехом" и др.

C 2003 года и по сей день издается журнал Digital Photo, ориентированный на самый широкий круг фотолюбителей, с 2004 года выходит журнал "Фотомастерская" для "продвинутого пользователя".

Современное состояние дел

В XXI веке для всей печатной прессы пришли не лучшие времена. К примеру, за 2010 год читательская аудитория американских онлайн-ресурсов, а также их доходы от рекламы впервые в истории превзошли показатели печатной прессы (по данным Reuters, исследование State of the News Media за 2010 год).

Количество пользователей Интернета растет стремительно, а потому Сеть становится все более привлекательной площадкой для рекламодателей. Правда, многие компании не собираются отказываться от размещения рекламы в традиционных медиа — их аудитория привыкла получать информацию «из телевизора» или печатных изданий. Однако данные многочисленных исследований доказывают, что в кризисные и посткризисные времена рекламодатели не разбрасываются рекламными бюджетами, предпочитая менее дорогие, но более адресные каналы доставки информации.

Опираясь на западный опыт, можно предположить, что с дальнейшим ростом численности Интернет-пользователей в России, все больше рекламных бюджетов будет уходить в Сеть и у нас.

Если учесть, что в самых развитых странах Западной Европы и в США специализированная пресса для субъектов фотобизнеса до сих пор представлена в широком ассортименте и исчисляется десятками  наименований изданий, посвященных фототематике, то отечественная фотопресса выглядет на этом фоне очень скромно, не насчитывая и десятка периодических изданий в России. Еще печальнее дела обстоят на Украине, где осталось фактически единственное печатное издание. Причем, все эти издания, конечно же, давно имеют Интернет-версии.