Среди современной фотоаппаратуры места плёночным камерам почти не осталось. И сверхмощный фотоаппарат Nikon F4, мечта вчерашнего дня многих фотографов, сегодня выглядит бесконечно устаревшим рядом с компактным Nikon 1 J3.
Места не осталось, но сами камеры никуда не делись. Они прозябают на антресолях, в ящиках письменных столов, в книжных шкафах… Но – почему? Неужели им нет никакого применения?
Здесь нужно сделать одну важную оговорку. Если смотреть на камеру, как на средство фотографирования или как на средство заработка, то применения плёночным камерам, увы, не находится. Дело в том, что цифра сделала фотографию доступной абсолютно всем. Цифра и современная автоматика.
Сегодня любой человек, впервые взявший в руки камеру, способен сделать более-менее качественные снимки. И это несколько усложнило жизнь профессионалов. Раньше, на заре цифровой фотографии или ещё до её возникновения, жизнь профессионала ограничивалась самой аппаратурой. Есть у тебя аппаратура – ты живёшь, ты работаешь. Нет аппаратуры – ничего, в общем-то, нет. Заполучить профессиональный фотоаппарат было немыслимым делом.
Ну, а что сегодня? Когда рядом с профессиональными и по-прежнему дорогими камерами пышно расцвели практически такие же любительские камеры. Когда одна, две или три тысячи долларов – далеко не самая высокая цена для хорошего зеркального фотоаппарата и не самая недоступная для фотолюбителя. И когда то, на что не способен фотограф, сделает за него сама камера – за счёт системы сложной автоматики. Что сегодня, скажем, с той же плёнкой?
В этом смысле – да, применение плёночного фотоаппарата становится вряд ли возможным… Но с другой стороны – как же экспериментальные работы? И как же целая гора профессиональных применений? Не забудем – плёнку до сих пор никто не заменил там, где требуется строгая документальная отчётность. С цифрой всё очень просто. Её можно переделать, подретушировать, изменить. С плёнкой это намного сложней.
Жизнь для плёночного фотоаппарата продолжается. Он уже не так актуален, как было вчера. Но пока пленочная фотография жива. Правда, саму плёнку купить и проявить становится довольно сложным делом. А фотографии ещё надо напечатать… Короче, век плёночной фотографии подходит к концу. Увы и ах.
Но нас интересуют вовсе не общие тенденции. Нас, в общем-то, не волнует судьба фотографии. С ней ничего страшного не произойдёт. Нас беспокоит продолжение службы плёночного фотоаппарата. Что можно с ним сделать, чтобы максимально продлить срок его службы?
Прежде всего, им надо снимать. Если у вас остался плёночный фотоаппарат, держите его где-нибудь рядом. И снимайте – там, где вам важна документальность снимков. И там, где не столь принципиально визуальное построение кадра.
Например, мы снимаем течение реки. Делаем тридцать или сорок снимков цифровой камерой – для того, чтобы дома заняться результатами съемки. И два-три кадра на плёночную камеру – для того, чтобы запечатлеть виды реки навсегда.
Что произойдёт дальше? С цифровыми снимками всё ясно. Мы их сохраним на компьютере, выберем лучшие, из лучших выберем самый лучший. Обработаем его, убрав лишние детали и высветив фон. И готово – мы получим окончательную фотографию реки.
С пленочной фотографией всё происходит примерно так же. Мы проявляем плёнку. Оставляем в архиве все три снимка, пометив предварительно лучший из них. И отправляем их на долгое хранение. В лучшем случае мы напечатаем из готовых снимков «контрольки» - сделаем снимки контактной печатью. Но и только.
Плёночная фотография хороша в архитектурной съемке. Там, где искажения, вносимые объективом, должны быть минимальны. А сам объект съемки должен быть снят с максимально возможным разрешением.
Она хороша в портретной съемке. Там, где для нас важна сама микроструктура кожи. Где крайне важно правильное освещение. И – опять же – высочайшее качество изображения.
Она очень хороша там, где результат съемки должен быть только один. Например, в следственных делах. В этом случае никто не подкопается к тому, что фотография сделана неправильно или, не дай бог, переделана. Все шансы доказать истину будут на вашей стороне.
А так – да, конечно. Плёнка окончательно ушла в прошлое. Увы.
Николай Бондарь