Как, наверное, и многие из тех, кто занимается фото непрофессионально, я не слишком заморачивался по поводу штатива. Сначала купил какой-то дешевый из алюминия – для дома сойдет. Этот штатив и сейчас прекрасно живет на даче: когда нужно отловить скворцов «на подлете к гнезду» или сделать снимок цветов на участке – отлично выполняет свою задачу. Но как только я впервые задумался о том, чтобы взять штатив в путешествие, где было что поснимать ночью… Стало понятно, что нужен легкий и как можно менее габаритный штатив, поскольку «гулять» с объемистым чехлом на плече в мои планы не входило. И в моем арсенале появился карбоновый Slik весом ровно килограмм вместе со сменной площадкой. Правда, с очень простой головкой – ну да она не слишком и нужна была тогда.
Потом я начал снимать на трассе соревнований по горным лыжам – там потребовался объектив с ФР минимум 200 мм, а главное – необходимо было пару часов стоять на трассе в одном месте с камерой в руках. Но без штатива: они на соревнованиях запрещены.
Дальше понятно: зеркалка плюс 70-200/2,8, если ее хотя бы час постоянно поднимать к глазу и держать «на изготовке» – это отличный тренинг для рук, если дело происходит в тепле. А зимой на улице? Увы: еще на соревнованиях у меня заболели локти, причем прилично… Моноподы на трассе использовать можно – и в моем арсенале появился легкий и тонкий карбоновый же монопод, который легко и непринужденно занимал минимум места в сумке с вещами по дороге в горы.
Дальше понятно? Да, в одной из поездок нашей семьи на горнолыжный курорт захотелось и соревнования пофотографировать, и ночную съемку не упустить. И в сумку пришлось засовывать и штатив и монопод. Вес, вроде, небольшой, и места немного… Но психологически везти с собой в сумке, вес которой и так балансирует на грани допустимого к перевозке, две близких по назначению вещи просто некомфортно. Да и тонкий монопод под весом зеркалки с 70-200 иногда предательски поскрипывал. Стало понятно, что нужно что-то немного посерьезнее…
И в голову закралась мысль: а нельзя ли одну из ног штатива использовать в качестве монопода? Не сразу, но выяснилось, что есть готовое решение – модели фирмы Sirui. Китай. Немного покопавшись в сети, выяснил, что хоть история компании и не слишком долгая, но в 2011 году она в обзоре китайских производителей штативов вошла в топ-10 вместе с такими хорошо известными брендами, как Velbon, Benro и Kenko-Tokina.
Короче говоря, мой арсенал пополнили карбоновый N-1204 – килограммовый трипод с возможностью открутить одну ногу и легкая и миниатюрная головка К10Х. И мы поехали кататься на лыжах в Италию, в удивительно красивый регион – Доломитовы Альпы. Штатив вместе с головкой в штатном кейсе (чехлом эту удобную вещь с отстегивающимся ремнем для переноски на плече, с толстыми стенками, внутри которых – плотный пенный материал, язык назвать не поворачивается) отлично разместился вместе с лыжами и палками в простейшем чехле для лыж и прекрасно перенес перелеты туда и обратно. Понятно, что в поездках нужны минимальные габариты в сложенном состоянии в сочетании с приличной нагрузкой и быстротой установки. Я выбрал довольно мощную модель: четыре колена (быстрее устанавливаются, чем пять и прочнее, чем три, а в некоторых случаях хватает и частично разложенного – то есть самое тонкое колено я просто не выдвигал). Да и длина пяти-коленного всего на 4 см меньше, что уже непринципиально, как мне кажется. Вес всего 1 кг (без головки, она добавляет еще 300 грамм), в сложенном состоянии длина штатива без головки 42 см, максимальная высота 156 см – как раз на уровне глаз. Для любителей макросъемки отмечу, что минимальная высота установки всего 16 см.
В ходе использования штатива (напомню, речь идет о модели Sirui N-1204), выяснилось, что:
- он реально легкий, при этом прочный (нагрузка 12 кг, и думаю, что он будет работать комфортно в диапазоне 8 – 10 кг, а при аварийной ситуации справится и с намного большей. Восемь слоев карбона делают свое дело, а отличные цанговые (на резьбе) зажимы держат ноги очень четко;
- возможность выбрать один из трех вариантов угла наклона ног очень удобна. Когда есть место моно расставить ноги реально широко, что делает конструкцию максимально устойчивой и, даже случайно задев одну из ног, уронить камеру непросто;
- цанговые зажимы сделаны с коротким вращением и очень цепко фиксируют ноги в разложенном положении;
- то, что ноги складываются вокруг центральной секции – реально удобно, поскольку длина этой секции позволяет не снимать головку перед укладкой в кейс, а время на выдвигание не тратится;
- переносить штатив за одну или две ноги зимой комфортно даже голыми руками благодаря пенному полиуретану;
- превращение трипода в монопод происходит быстро и без использования инструментов: открутил ногу, привинтил на нее сверху площадку, под которую проложил кистевой ремень – все. Монопод можно использовать без головки или с головкой – как привычно, так и делай;
- штатив очень разносторонний. У него есть возможность использовать короткую среднюю секцию, это позволяет снимать практически с уровня земли (или снега, как было в моем случае);
- система страховки камеры от выдвижения площадки реально работает, успел убедиться;
- комплект очень обширный: сумка-кейс, трипод, шестигранники (по паре штук: теряй – не хочу), с установленными короткой и длинной центральными секциями; запасная площадка; плечевой ремень, кистевой ремешок для монопода, два переходника с «маленькой» резьбы на «большую», два подпружиненных крюка для центральной секции (короткий и длинный, для разных вариантов центральной секции) плюс инструкция;
- «сделано в Китае» – блин, я в очередной раз убедился, что китайцы умеют делать очень качественные вещи с вниманием к каждой мелочи! Sirui, похоже, хочет захватить максимум возможного, и похоже, у него это получится. Например, внутри центральной секции скрывается латунный (!) штырь. Никаких нареканий ни на качество изготовления, ни на материалы, из которых все сделано;
– один плечевой ремень чего стоит, на компьютерных сумках редко встретишь настолько правильно сделанный ремень. Вдобавок его можно отстегнуть и использовать для переноски только штатива, без сумки…
Я выбрал головку K10-X за минимальный вес, 20-ю брать не стал. Не прогадал: головка удобная, хотя на ее освоение потребовалось какое-то, совсем минимальное, время. После регулировки – отличное, плавное перемещение, никаких рывков. Шкалу не использовал, а вот уровни проверил – полезная фича. В основном, в этой поездке была съемка панорам после катания и в дни, посвященные прогулкам. Монопод попробовал просто ради того, чтобы убедиться в правильности выбора. Впереди у меня длительная поездка на крупные соревнования, где монопод и будет использоваться.
Кстати: если щелкнуть на миниатюру выше, панорама раскроется в отдельном окне, а если в нижней части этого окна нажать на зеленую стрелочку, то и размер будет побольше… Полный размер, понятное дело, грузить не стал – оч-чень крупная картинка
Резюме: отличный вариант «всегда с собой» – можно на плечо повесить, можно в рюкзак или сумку сунуть, в том числе и «самолетных» габаритов. Вес минимальный, габариты от миниатюрного Slika Pro почти не отличаются. Для меня немаловажно, что несмотря на свою универсальность, это именно штатив, а монопод – удобная опция. Центральную секцию откручивать не нужно. На штатив действует пятилетняя гарантия. Но, судя по всему, она не понадобится. Так что это просто хороший маркетинговый ход. Хитрецы эти китайцы!
Да, забыл совсем: если захотите сэкономить и взять немного несвежие легкий карбоновый трипод Slik и легкий 4-х секционный монопод – обращайтесь, уступлю по невысокой цене. Но учтите, что впоследствии все равно потом перейдете на хороший штатив, типа Sirui N-1204 с головкой K10-X.
Автор обзора и фото: Георгий Дубенецкий
декабрь 2013