В этом выпуске: фишки Olympus, много объективов и немного издевательств.
Olympus OMD EM1 mark II – не просто камера, а невероятно мощный универсал как для фото, так и для видео. Волей случая он снова оказался в моих руках, да еще с добротным набором объективов.
В этом выпуске я уделю вниманию только нескольким функциям камеры, поскольку обзор на неё у нас уже был. Попутно немного расскажу об объективах. Кстати, эту камеру я еще использовал при съёмке пятой серии «Турист-оптимист», который выйдет в ближайшее время, так что сможете и там оценить, как она справилась со своими задачами.
Итак, у меня в наличии следующие обьективы: Olympus 12-40mm f2.8, Olympus 17mm f1.2, Olympus 8mm f1.8, Olympus 40-150mm f2.8. На подходе и еще один интересный объектив – Olympus 60mm f2.8 Macro.
Для понимания – какое фокусное расстояние мы получаем в 35мм эквиваленте? – просто умножьте значение фокусного расстояния оптики на два.
Наш комплект оптики
Olympus M.Zuiko 12-40mm f2.8
Я уже неоднократно использовал на свадебных и выездных съемках, поскольку это самый комфортный диапазон фокусных расстояний как для общих планов, так и для портретов. Протестировал я его и в условиях студийной съемки и нареканий по резкости нет.
![]() |
Студийная съемка. Olympus OMD EM1 mark II + M.Zuiko 12-40mm f2.8 |
![]() |
Студийная съемка. Olympus OMD EM1 mark II + M.Zuiko 12-40mm f2.8 |
Olympus M.Zuiko 17mm f1.2
Я взял на выездную съемку пейнтбола, поскольку хотел получить хорошее боке, имея возможность снимать в непосредственной близости к участникам. Понятно, что в этот момент оружие стояло на предохранителях в целях моей безопасности, но времени на съемку мне было выделено буквально несколько минут. Фокусировка работала отзывчиво, выставление точки фокусировки на экране при визировании через видоискатель тоже экономило время.
![]() |
Olympus OMD EM1 mark II + M.Zuiko 17mm f1.2 |
Olympus M.Zuiko 40-150mm f2.8
Использовался нами реже всего и, как правило, для дальних объектов, однако это хороший вариант для портретной съемки на больших открытых пространствах. (Фото скалодром и дети)
![]() |
Olympus OMD EM1 mark II + M.Zuiko 40-150 f2.8 |
Olympus M.Zuiko 8mm f1.8
Этот fisheye во многом является уникальным из за свое светосилы, что делает его отличным инструментом для съемки в путешествиях и особенно видеоблогинга.
Olympus OMD EM1 mark II + M.Zuiko 8mm f1.8. Без коррекции |
Olympus OMD EM1 mark II + M.Zuiko 8mm f1.8. С коррекцией |
Но если вас смущают искажения в виде рыбьего глаза, то их можно убрать сразу же в камере с помощью специальной опции.
Olympus M.Zuiko 60mm f2.8 Macro
Olympus OMD EM1 mark II + M.Zuiko 60mm f2.8 Macro |
И конечно не стоит забывать, что Olympus любит наделять свои
обьективы функциональной кнопкой и быстрым переводом в мануальный режим
простым смещением фокусированного кольца ближе к камере.
Проверка искажений
Давайте проверим наличие хроматических аберраций, виньетирования и оценим резкость от центра к краю.
Касательно первого, то конечно же они присутствуют, и особенно это будет заметно, если на постобработке вы будете экспонировать кадр вниз, особенно highlight. Так что я настоятельно рекомендую снимать с экспозицией -0,3 или даже -0,7. Это поможет вам при сложных условиях съёмки избежать пересветов, а недоэкспонированные участки исправить гораздо проще.
![]() |
Хроматические аберрации |
![]() |
![]() |
Olympus M.Zuiko 12-40mm f2.8 | Olympus M.Zuiko 17mm f1.2 |
![]() |
![]() |
Olympus M.Zuiko 8mm f1.8 | Olympus M.Zuiko 40-150mm f2.8 |
![]() |
|
Olympus M.Zuiko 60mm f2.8 Macro |
Виньетирование присутствует, но в легкой степени.
Olympus M.Zuiko 12-40mm f2.8 | Olympus M.Zuiko 40-150mm f2.8 |
Olympus M.Zuiko 60mm f2.8 Macro | Olympus M.Zuiko 17mm f1.2 |
Olympus M.Zuiko 8mm f1.8 |
Предметная съемка
Думаю, было бы правильнее всего для подобного вида съемки проверить сразу две опции от Olympus: Focus stacking и Hi-res.
Первый случай актуален для макросъемки. Это способ сшивки кадров с разными точками фокусировки, который помогает добиться необходимой резкости, минуя оптические ограничения макрообъектива.
Чтобы его активировать нужно войти в меню, в раздел «Фокус брекетинг» и выбрать автоматическую сшивку кадров. В самом меню можно выбрать как шаг сдвига фокусировки, так и количество шагов.
Второй способ вам наверняка уже знаком. Это серия снимков со сдвигом матрицы и последующим объединение. В итоге у нас получается снимок большого разрешения, для предметки – самое то. Причем Hi-res поддерживает работу с импульсным светом.
Для пейзажной съемки он также актуален, но только при условии, что все объекты перед камерой неподвижны. Иначе можно получить вот такой своеобразный кадр:
Хотя для каких-то специфичных целей тоже может подойти.
Pro Capture
Про этот режим можно рассказать отдельно. Он призван делать серию снимков как в Jpeg, так и в Raw с высокой скоростью.
С помощью Pro cap H, можно сделать до 60 к/с, однако в этом случае автофокус работает только по первому кадру. С покадровой фокусировкой есть режим Pro cap L с гораздо меньшей частотой кадров.
![]() |
Pro cap H | Olympus OMD EM1 mark II |
Помимо количества снимков в секунду можно задать лимит и количество предснимков до момента полного нажатия кнопки затвора.
![]() |
Pro cap H | Olympus OMD EM1 mark II |
В режиме Pro Capture при полунажатой кнопке спуска затвора активируется непрерывная запись кадров в буфер, которые постоянно там обновляются. После полного нажатия кнопки из буфера на карту памяти будет записано заранее заданное количество кадров (до 35), а затем съёмка продолжится либо до момента, когда вы отпустите кнопку, либо при достижении заданного количества кадров, либо при достижении максимального их количества — 99.
Исходные снимки, сделанные на камеру Olympus OMD EM1 mark II с различной оптикой (архив 115 Мб), скачать