50 мм – это фокусное расстояние, которое довольно часто рекомендуют для первого объектива. Оно позволяет решить задачи достаточно многих типов съёмки и сегодня мы опробуем нетипичное применение «полтинника», в тех съемках, когда часто ему предпочитают 35 мм или что-нибудь еще шире.
Сегодня в подготовке этого урока вместе со мной примет участие еще один наш автор – Алексей Компаниец (Alex Kom). Наша задача на сегодня – провести своего рода уличную съёмку на примере блошиного рынка и поснимать друг друга, используя отражения, геометрию и горизонт.
Об объективе
Кстати, 50 мм объектив хорошо подходит для портрета и про это у нас есть отдельный выпуск на примере Canon RF 50mm F1.2L USM. Но сегодня у нас гораздо более компактный и, что важно, гораздо более доступный по цене объектив.
Наш сегодняшний комплект: Canon EOS R6 и Canon RF 50mm F1.8 STM
Canon RF 50mm F1.8 STM можно охарактеризовать тремя словами: легкий, светлый, бюджетный. Или: быстрый, компактный, резкий.
Объектив позволяет фокусироваться на расстоянии от 30 см, имеет покрытие Super Spectra для улучшения изображения. Оптическая конструкция из шести элементов в пяти группах. Диафрагма 7-лепестковая, диапазон значений: от f1.8 до f22.
На корпусе одно кольцо управление, которое может служить для мануальной фокусировки, либо установить на него другую функцию из меню, переключив соответствующий рычажок.
Основные жанры для применения этого объектива:
- пейзаж
- предметная съемка
- портрет
- репортаж.
Съёмка
Вернёмся на наш блошиный рынок. Мы не просто так сюда пришли, здесь есть различные ритмические рисунки, которые позволят нам загнать себя в определенные рамки, есть здесь уличный сюжет и можно будет даже поснимать flat lay.
Canon EOS R6 + Canon RF 50 mm F1.8 STM | ISO 100, F/5, 1/640 c
Обратите внимание, что часть снимков будет черно-белыми. Причина тому простая: отсекая свет, мы сможем акцентировать внимание на линиях.
Canon EOS R6 + Canon RF 50 mm F1.8 STM | ISO 100, F/5, 1/640 c
Поскольку у нас 50 мм, то это задаёт рамки по дистанции и динамике.
Что я имею в виду, говоря о динамике? А то, что подойдя близко линии, объекты не расползаются в стороны, как это получается с широкоугольными объективами, и именно это отклонение создаёт динамику, но зато у нас нет каких-то явных искажений.
И если мы хотим, чтобы квадрат оставался квадратом, человек не деформировался, и при этом не приходилось убегать на соседнюю улицу, чтобы все вместилось в кадр, то «полтинник» подойдет идеально.
Периодически будет вращать снимок, чтобы вызвать первичное недоумение зрителя и желание изучить кадр.
Canon EOS R6 + Canon RF 50 mm F1.8 STM | ISO 100, F/6.3, 1/500 c
Canon EOS R6 + Canon RF 50 mm F1.8 STM | ISO 100, F/6.3, 1/500 c
Canon EOS R6 + Canon RF 50 mm F1.8 STM | ISO 100, F/4, 1/500 c |
При съемке мы будем ориентироваться на несколько моментов.
Правило композиции: т.е. правило третей, диагоналей, золотое сечение и – самое главное правило уличной съемки – сюжет. Или, как его еще называют, «WOW-эффект».
В ходе данного урока, я буду подписывать и показывать линиями по какому принципу строился кадр или хотя бы основывался.
Canon EOS R6 + Canon RF 50 mm F1.8 STM | ISO 100, F/4, 1/250 c
Хотя, будем честны, ни одно правило не заменит воображение.
В этот день сильно менялось освещение и на примере этих снимков видно, насколько сильно это меняло восприятие:
Мягкий свет | Жесткий свет |
Рассеянный свет, при всех его плюсах и мягкости, меньше обрисовывает линии, жёсткий свет загоняет недоосвещенные участки в тень, а освещённые сильнее выделяет, что упрощает зрителю понимание куда смотреть. Можно пойти дальше и часть снимка сделать черно-белым, а часть оставить цветной.
Canon EOS R6 + Canon RF 50 mm F1.8 STM | ISO 100, F/4, 1/640 c
Что касается настроек камеры, то при съемке общего плана, как правило, диафрагма прикрывается, а если за счёт глубины резкости хотите выделить один объект, тогда диафрагму стоит открыть шире и сбалансировать экспозицию за счёт выдержки и ISO.
Canon EOS R6 + Canon RF 50 mm F1.8 STM | ISO 100, F/2.8, 1/800 c
Canon EOS R6 + Canon RF 50 mm F1.8 STM | ISO 100, F/8, 1/160 c
Canon EOS R6 + Canon RF 50 mm F1.8 STM | ISO 100, F/1.8, 1/1600 c
Canon EOS R6 + Canon RF 50 mm F1.8 STM | ISO 100, F/1.8, 1/1600 c
Canon EOS R6 + Canon RF 50 mm F1.8 STM | ISO 100, F/4.8, 1/6400 c
Обратите внимание, что когда мы переворачиваем снимок, то сами стараемся занять такое положение, мол, для объекта все нормально.
Canon EOS R6 + Canon RF 50 mm F1.8 STM | ISO 100, F/4, 1/640 c
Например, Алексей выпрямил ноги и стопы, словно он занимает нормальное положение, если бы они свисали, то эффект был бы нарушен. Но в этом снимке есть ошибка – коробка справа, которую тоже стоило перевернуть для правдоподобности.
Canon EOS R6 + Canon RF 50 mm F1.8 STM | ISO 100, F/1.8, 1/1600 c
И, конечно же, следите за чередованием линий, чем сильнее наблюдается ритм, тем проще направлять взгляд зрителя.
Canon EOS R6 + Canon RF 50 mm F1.8 STM | ISO 100, F/1.8, 1/1600 c |
Мы дошли до более людной части рынка, где уже можно было поснимать предметку, flat lay, портреты и в целом что-то сюжетное.
Canon EOS R6 + Canon RF 50 mm F1.8 STM | ISO 100, F/1.8, 1/1600 c
При необходимости выделить один персонаж, обращайте внимание на то, что может отвлечь от него внимание.
Canon EOS R6 + Canon RF 50 mm F1.8 STM | ISO 100, F/4, 1/6400 c
Зачастую банальное кадрирование может значительно улучшить ситуацию:
Canon EOS R6 + Canon RF 50 mm F1.8 STM | ISO 100, F/4, 1/6400 c
Настало время flat lay и вот здесь 50 мм имеет огромное преимущество, так как нет искажений перспективы и объекты по краям не деформируются, что позволяет получить снимок с правильными пропорциями.
Canon EOS R6 + Canon RF 50 mm F1.8 STM | ISO 100, F/6.3, 1/6400 c |
И – приятный момент при съемке в таких местах – расставлять ничего не нужно – все уже расставлено за вас. Остается только снимать:
Бонус таких рынков – это колоритные персонажи, в большинстве своём спокойно соглашающиеся на съёмку.
Canon EOS R6 + Canon RF 50 mm F1.8 STM | ISO 100, F/1.8, 1/6400 c |
А теперь еще один пример использования линий без искажений и изменения угла наклона камеры.
Canon EOS R6 + Canon RF 50 mm F1.8 STM | ISO 320, F/4, 1/6400 c
Canon EOS R6 + Canon RF 50 mm F1.8 STM | ISO 100, F/1.8, 1/8000 c
Итак, мы покинули рынок и направились к заброшенному зданию в парке. Подход к которому был буквально уставлен плитами, которые мы тоже попробовали использовать в качестве рамки для выделение главного объекта.
Canon EOS R6 + Canon RF 50 mm
F1.8 STM | ISO 100, F/4, 1/250 c
Canon EOS R6 + Canon RF 50 mm F1.8 STM | ISO 100, F/4, 1/250 c
Canon EOS R6 + Canon RF 50 mm F1.8 STM | ISO 100, F/6.3, 1/6400 c
В самом здании очень удобно контролировать свет на лице, подходя ближе или дальше к дверным проемам или окнам, и наблюдая, как ложится свет на лицо.
Canon EOS R6 + Canon RF 50 mm F1.8 STM | ISO 100, F/1.8, 1/160 c
Это позволяет отточить работу с одним источником света без наличия студии и даже просто осветителя. И по итогу оценивать какое фото лучше.
Canon EOS R6 + Canon RF 50 mm F1.8 STM | ISO 100, F/1.8, 1/2000 c
Конечно, для таких снимков подойдёт любое помещение, где есть светлая и глубокая теневая зоны.
Ну и классика жанра - съемка в отражении с последующей инверсией по вертикали.
Canon EOS R6 + Canon RF 50 mm F1.8 STM | ISO 100, F/1.8, 1/1250 c
Выводы
Мы с Алексеем опробовали бюджетный объектив Canon RF 50mm F1.8 STM для уличной фотосессии, смогли попутно зацепить и достаточно много разноплановых кадров. На открытой диафрагме присутствует виньетирование до F2.8, но оно легко убирается в редакторе, как и хроматические аберрации. Автофокус работает чётко и шустро. И объектив действительно очень маленький и легкий. В комплекте, например, с Canon EOS RP, это была бы отличная бюджетная связка.