Как заморозить движение. Видеоурок




Как заморозить движение. Видеоурок

Мне недавно написал наш зритель Алексей, застрявший на довольно простом техническом моменте. Он кидал в воду фрукты, снимал это всё в своей ванной со вспышкой и при этом гадал, почему нет идеальной резкости на объектах. Если помните, у меня в тесте Panasonic G9 тоже была подобная съёмка, и там всё было в порядке. Ответ здесь прост: движение всегда зависит от выдержки, просто считается, что в студии выдержка нас вообще особо не касается. В конце концов, мы снимаем в довольно темном помещении очень яркими источниками, у которых импульс составляет 1/500 с или короче, поэтому, снимая на любой выдержке, нам вообще ничего не грозит. Здесь мы не должны забывать, что выдержка синхронизации в обычных камерах составляет 1/250 с, а в камерах попроще — 1/160 с, но это не так важно, потому что фактически наша выдержка соответствует как раз импульсу вспышки.

И вот здесь наступает самое интересное. Оказывается, что импульс вспышки — это ключевая проблема для большинства недорогих источников. Если сильно замедлить разгорание и затухание лампы, вы увидите, что ее импульс растягивается во времени, и это, как правило, зависит от ее мощности. На максимальной мощности любой источник имеет более длинную выдержку чем на половине, 1/4 или даже 1/8, а соответственно, чем слабее вспышка, тем меньше света она будет отдавать в таких условиях. Это хорошо видно на нормальных вспышках, которые умеют вам показывать эффективную длительность импульса для соответствующей выдержки.  

Просто чтобы проиллюстрировать вам данную ситуацию, я взял свою портативную вспышку и снял с ней подобные сюжеты, а потом повторил всё то же самое с  качественным студийным источником.  Оборудование, которое я использовал в обоих случаях: 

  • Nikon D7000 с макрообъективом
  • Nikon Speedlite SB-700, SB-800

Второй вариант:

  • Nikon D7000 с макрообъективом
  • Godox QT400
  • Godox AD200, AD360

Теперь давайте более подробно о съёмке и о технике. Прежде всего, мы создаем подходящую студийную ситуацию. Можно, естественно, запереться в ванной и там снимать, не боясь брызг на полу комнаты или студии, но у ванной комнаты есть один существенный недостаток — там стены не чёрные, и все импульсы от вспышек будут от них отражаться, вмешиваясь в нашу цветовую схему. Лично у меня ещё и плитка зеленая, а подобных бликов, в данном случае, мне бы не хотелось. Именно поэтому предлагаю моделировать данную ситуацию на предметном столе, который пластиковый и, к тому же, нам и гибкости больше даст. Можно снимать и на обычном пластике, естественно.

Есть два основных направления фотографии здесь, и оба они довольно технические, то есть, предполагают, в основном, рутинную работу, но с большой нагрузкой на железо. Вам просто потребуется хороший студийный источник, способный обеспечивать импульс короче 1/1000, то есть 1/2000с, 1/4000с, 1/8000с, в принципе, пули мы снимать на лету не будем, поэтому нам хватит чего-нибудь в серединке, и даже на экране мы сможем увидеть, устраивает ли нас результат или нет. Я предлагаю начать с 1/2000, и впоследствии сокращать. Обратите внимание, что здесь я говорю о скорости импульса, а никак не о выдержке камеры. Если включить в студии высокоскоростную синхронизацию, камера ее, конечно, выдержит, но вот вспышка будет работать на пределе своих возможностей и фактически только 10% мощности импульса будет достигать цели, в силу ограничений этой технологии. Если же снимать на нормальный выдержке синхронизации, нам нужно будет просто обеспечить корректную экспозицию. Делаю я это следующим образом: мы полностью затемняем нашу съемочную площадку, оставив лишь небольшой источник света для визирования. Проверяем это по камере, здесь у нас установлена чувствительность ISO100, выдержка 1/250 без высокоскоростной синхронизации и диафрагма, которую я закрыл до f/8. На объект бросаем основной источник, поставив его над ним немного ближе к камере, дополнительными источниками создаем контурную подсветку и свет снизу. В принципе, подобное можно сделать и на улице в тени, как я это делал на даче, не боясь замочить траву, но там мой черный кадр частично засвечивается.

В первом случае, мы будем капать в воду каплями этой самой воды, для попадания в кадр лучше выбрать либо точность срабатывания камеры с помощью крутого синхронизатора, либо просто снимать серией и надеяться, что что-то выйдет в одном из дублей. Обратите внимание не столько на кадры, снятые нормальный студийной вспышкой, сколько на кадры от вспышки портативной.

Выглядят они похоже, но во втором случае, за счёт скорости падения капель наблюдается явное смазывание движения. Конечно, кажется, что здесь скорость движения не такая жуткая, но не забудьте, что мы используем макрообъектив для съёмки, а в нём всё становится крупнее, в том числе, и движение при таком соотношении размера ускоряется. Капля преодолевает миллиметры за доли секунды, и за время импульса вспышки успевает частично размазаться по кадру. В конце концов, ночью при съемке звезд мы тоже не видим, как они движутся, а ведь они вращаются вокруг полярной звезды, как и солнце бегает по небу. Увлечение каплями, конечно, интересная штука, ведь никогда не знаешь, какую форму они выведут, и так можно просидеть в студии полдня, настреляв 1000 кадров, чтобы потом отобрать оттуда целый огромный материал для выставки, особенно, если применять цветные гели или исправлять баланс белого уже потом при обработке, добавляя по желанию сплит-тонирование.

Но лично мне нравится второй и более художественный подход с киданием в воду фруктов. Для этого лучше взять не обычную воду, а газированную, потому что при попадании в неё объекта пузырики его сразу обволакивают, делая картинку совсем другой по восприятию. Правила здесь точно такие же, и требования здесь состоят только в том, что нужно найти подходящую емкость для воды с плоскими гранями, а источник света поставить под сильным углом, чтобы он не лез в кадр, в то же время, хорошо освещая объект. В остальном, снимаем мы почти так же, здесь надо очень аккуратно резать фрукты, а также следить за чистотой воды. Серийная съемка здесь тоже нам очень здорово поможет сделать картинку именно такой, какую мы хотим. Обратите внимание на всё то же самое сравнение с использованием портативных вспышек, на проблему которых натолкнулся наш зритель. По большому счёту, приемлемы оба варианта, только вариант со смазом капель более уместен для домашнего использования или для инстаграма, а если вы хотите напечатать фотографию крупным планом на стену, то лучше всё же задуматься о хорошем источнике света.

По теме:
Супермакро: урок 1, макрообъектив
Супермакро: урок 2, макрокольца
Супермакро: урок 3, макрофильтры
Супермакро: урок 4, реверсивное кольцо 





Последние комментарии на YouTube