Доклад CIPA выявил перелом рыночных трендов




Доклад CIPA выявил перелом рыночных трендов

Японская ассоциация производителей фото и видео оборудования, а также программного обеспечения для фото и видео сферы CIPA анонсировала свой итоговый доклад по результатам продаж фото и видеокамер за 2017 год. И хотя данные, на первый взгляд, ничем не примечательные, они показывают неприятный для лидеров рынка тренд, который они сами тоже не могли не заметить. Говоря о лидерах рынка, мы подразумеваем естественно Canon и Nikon, которые лидируют в продажах зеркальных камер. Естественно, на другой стороне весов находятся камеры беззеркальные, и здесь гораздо больше производителей, но и растёт этот сегмент теперь уже совсем другими темпами. Естественно, из годового отчёта этого не видно, но это сразу бросается в глаза, если сравнить два отчета за два прошлых года, 2017 и 2016.

Если вспомнить прошлые годы, амбиции производителей беззеркалок заключались в том, что далеко не каждому фотографу нужна профессиональная камера, а получить высокое качество можно и из небольшого размера аппарата, который будет и стоить дешевле. Данный сегмент не относится к профессионалам, но он тем более интересен компаниям, больше ориентированным на маркетинг. Дело в том, что емкость этого сегмента изначально производители беззеркалок оценивали в 2 раза больше зеркального. А значит, пределы для роста пока ещё не достижимы. Давайте посмотрим на цифры из отчёта.

Прежде всего, мы видим, что в 2016 году было продано  8 275 000 зеркальных камер, в то время как беззеркальных – 3 137 000. В 2017 году обе эти цифры дали уже совсем другой результат, и зеркальных камер было продано уже меньше, 7 580 000, а беззеркальных – 4 117 000. Таким образом, рынок в прошлом году поделился соотношение 65% к 35%, что не может не настораживать двух лидеров, которые в этом году как раз поменялись местами, за счёт падения продаж Canon. Наметившаяся несколько лет назад тенденция наконец дала свой результат: камеры бывшего лидеры рынка уже давно стали не очень интересными, и покупатель массово начал голосовать рублем (долларом, евро, йеной в зависимости от страны проживания).

Получается, что на данный момент, беззеркалок было продано даже не в два раза меньше, и эта цифра неумолимо растет. При этом беззеркалки явно взяли лишних 200.000 из какого-то смежного сегмента или уже за счёт изменения ситуации на рынке. Если рынок пошел в рост, этим не преминут воспользоваться именно беззеркальщики, поскольку их маркетинговые отделы явно работают лучше, и сокращений у них не происходили, в отличие от Nikon и Canon.

Заметны также изменения и в структуре продаж. Обратим внимания, что вырос даже сегмент компактных камер на 7.6% в штучном выражении,  при том, что в денежном выражении всего на 3,2%. Это означает, что в сегменте компактных камер потребители предпочитают покупать далеко не самые дорогие модели.

Продажа зеркальных камер в количественном выражении составили 91,6% к предыдущему году, но только 90,1% в денежном выражении к предыдущему году. Это означает, что среди зеркалок потребителей также опускаются в своих запросах, покупая не топовые камеры, а более доступные.

Однако в сегменте беззеркальных камер ситуация обратная: здесь рост составил 31,2% в штучном выражении и 42,1% в денежном. Это означает, что потребители здесь приобретают, наоборот, более дорогие камеры, по сравнению с годом ранее. Не будем забывать, что в  2017 году вышел ряд  беззеркальных камер, претендующих на профессиональный сегмент, как бы мы к ним не относились. Их количество на рынке растет, вместе с ростом их цены. А потому, и потребители имеют тенденцию выбирать более дорогие камеры.

Можно гадать, как повернется ситуация через год, но наметившиеся тренды уже сейчас можно продолжить. Если в этом году зеркальные производители не пойдут на радикальные меры и не начнут активно внедрять инновации, которые уже стали стандартными в беззеркальных камерах, данные тренды только углубятся. Количество негативной информации по поводу зеркальных камер на рынке вырастет, что неминуемо повлияет на поведение потребителей, всё больше выбирающих беззеркалки. Если они продолжат расти такими же темпами — а выпущенные год назад камеры интересны и сами по себе, и как возможность анализа рыночной ситуации на будущее — то еще через год при сокращении продаж зеркалок на миллион и соответствующим росте продаж беззеркалок данная пропасть еще больше разрастется, де-факто оставив зеркальным камерам только профессиональный сегмент. При этом даже без роста рынка доля продаж в 5 млн. против 6 млн. будет критически воспринята рынком, и даже несмотря на инертность некоторых локальных рынков, этот год  станет переломным.  Естественно, это вряд ли приведет к смене лидера рынка, но смена направления будет явной.  

Существующие модели Canon в зеркальном сегменте не представляют сегодня особого интереса и, по сути, являются блеклой копией существующих решений основных беззеркальных игроков. У компании Nikon вообще ничего в данном сегменте нет, и даже несмотря на многочисленные слухи, на один только старт продаж в беззеркальном сегменте будет потрачено огромное количество усилий и денег, а принесет ли это результаты в обозримой перспективе, вообще спорно. В тоже время, ряд моделей, анонсированных лидерами беззеркальной сферы, вообще не имеют аналогичных решений на рынке, и до подобных стандартов предстоит тянуться даже их беззеркальным конкурентам, не говоря уже о том, что игрокам зеркального рынка придётся предъявлять своим потребителям данные решения с более низкой ценой. В любом случае, наступивший год обещает быть интересным.