В недавнем интервью с главой компании Canon Фудзио Матараи прозвучали весьма самоуверенные слова о том, что Canon готов к активным действиям (в цитате даже более агрессивно: "перейти в наступление"), чтобы занять лидирующую позицию на рынке. Понять, насколько просочившаяся в сеть презентация является вбросом или действительно случайной утечкой, очень сложно, но попробуем рассмотреть реальные перспективы бывшего лидера.
Президент компании уточняет, что ресурсы будут взяты в
автоматизации производства, а выход на лидирующие объёмы компания планирует за
счет снижения издержек и увеличения маржинальности. Таким образом, на 50
процентную долю рынка компания планирует выйти уже к концу этого года. Если
говорить более понятным языком, драйверы роста Canon видит в производстве
недорогих зеркалок, в первую очередь, таких, как выпущенные недавно 4000D и 2000D, абсолютно безликих камер, основанных на
решениях шестилетней давности. Понятно, что для тех людей, кто никогда не
занимался фотографией, такое решение будет доступным входом на зеркальный
рынок.
Второй драйвер роста заключается в увеличении маржинальности, то есть,
компания просто будет завышать цены на другие свои решения. Здесь речь,
безусловно, о беззеркальных камерах компании. Недавно как раз была выпущена
Canon M50, которая, конечно, интереснее, чем предыдущие модели из линейки, но
всё равно не дотягивает до сегодняшних рыночных стандартов.
Давайте попытаемся вспомнить, что случалось с подобными производствами у других компаний на рынке, тоже с известными брендами, но не являющихся лидерами, то есть в той позиции, в которой сейчас находится и Canon. Похожие решения к своим младшим моделям применяла компания Sony, когда ещё занималась всерьёз зеркальными камерами. Младшие модели были сделаны из явно дешевого пластика и ничем особенным не отличались от старых камер. Естественно, их ждала судьба камер уже бывших в употреблении, которые им и составили конкуренцию. Как результат, особого распространения эти камеры не получили и сломали продажи. Переоцененные камеры, вроде Nikon DF или Olympus Pen F, также не принимались рынком, поскольку для своего времени стоили необоснованно много, но при этом у них отсутствовали существенно важный функционал для продаж в это время.
Вполне возможно, презентация, которая попала в сеть, просто является старой, выпущенной еще год или два назад, на которой и строилась стратегия этого года. Однако уже сейчас понятно, что она была явно ошибочной. 50% рынка – это действительно позиция лидера, которым Canon сейчас уже не является. В сегменте зеркальных камер уже уверенно лидирует Nikon, а беззеркальный сегмент возглавляет Sony и заполняется ещё несколькими компаниями, которые пытаются с ней конкурировать. Переломить данную тенденцию у Canon, в котором как и в Nikon, за последние два года произошли существенные сокращения, включая направление маркетинга, а ресурсы, направляемые на продвижение, были значительно сокращены, уже, скорее всего, не получится. Примириться же с этим руководство компании не может или же оно попросту не получает достаточной информации касательно реального положения вещей на рынке. Насколько ошибочной является данная позиция, мы узнаем уже концу этого года. Дело в том, что в этом году, по всей видимости, существенных анонсов от компании не предвидится, поскольку значимые камеры были представлены в 2017 году, а анонсы на этот год уже практически все прошли, и такие, которые были бы способны взорвать рынок, уже вряд ли будут. Но, в конце концов, Canon-то продолжает себя считать лидером, хотя, наверное, стоило бы его менеджерам почитать "Мёртвые души" Гоголя, главу про Манилова...