Впервые в истории NASA удалось зафиксировать на фото ударные волны от сверхзвуковых реактивных
самолетов. Невероятные изображения были сделаны в чрезвычайно сложной фотосессии
"воздух-воздух".
Для создания этих снимков исследовательский самолет B-200 с двумя турбовинтовыми двигателями был оснащен новой системой визуализации (способной снимать аж 1400 кадров в секунду в течение 3-х секунд). В районе проведения фотосессии B-200 был поднят на высоту 9000 метров, а пара сверхзвуковых реактивных "фотомоделей" Northrop T-38 Talon летала на сверхзвуковых скоростях на более низкой высоте.
"Пара Т-38 должна была не только сохранять летный строй, но и пролететь со сверхзвуковой скоростью непосредственно под самолетом-фотографом", – комментировали в NASA.
Эти фотографии стали результатом чрезвычайной точности расчетов оперативной группы, занимавшейся расчетами процесса и слаженной работы пилотов: все три самолета должны были находиться в конкретное время в конкретной точке, двигаясь на сверхзвуковых скоростях.
Два Т-38 всего в 10 метрах друг от друга. Фото NASA
Техника, лежащая в основе этих фотографий, известна как Background Oriented Schlieren (BOS), которая позволяет использовать относительно недорогое фотографическое оборудование для визуализации воздуха, тепла и звука. Примененная в фотосессии система NASA Air-to-Air Background Oriented Schlieren (AirBOS) разрабатывалась более десяти лет.
"Ударные волны, видимые на фотографиях, – это быстрые изменения давления, которые появляются, когда самолет летит на сверхзвуковой скорости", – NASA. "Волны, создаваемые самолетами, сливаются воедино, когда они проходят через атмосферу и создают звуковые волны, которые на земле мы слышим как рокот".
Ударная волна на "острие" Т-38. Фото NASA
Разумеется, всё это затеивалось не для эффектных снимком – в NASA будут использовать эту же систему для тестирования нового сверхзвукового самолета, который будет летать без громких звуковых ударов, а значит, сможет обойти ограничения на сверхзвуковые полеты над теми территориями, где они есть.