Появилась одна из первых матриц 8К с кадровым считыванием




Появилась одна из первых матриц 8К с кадровым считыванием

Компания CMOSIS, ранее не поднимавшая голову на неоднозначном рынке, в этот раз решила заявить о себе. Ее новый продукт — полнокадровая матрица разрешением 48Мп, которая, тем менее, больше ориентирована на сегмент видео. В принципе, для компании это странным не является — просто она довольно плотно ассоциируется с премиум-сегментом фото, поскольку производит матрицы для фотоаппаратов Leica.

Помимо Leica, компания поставляет свои матрицы BlackMagic Design, поэтому характеристики новой матрицы тоже интересны — если вы снимали «лейками», наверняка знаете, что компания производит их специально с дифференциально расставленными микролинзами для разных зон матрицы (центр и края), чтобы свести к минимуму эффект от различающихся углов падения света на матрицу. Однако, если до последнего времени немецкий производитель не оснащал свои топовые камеры функцией видеосъемки, то теперь хотя бы слухи поползут, что в новых камерах Leica M она появится. Тем не менее, новая матрица ориентирована совсем не на немцев.

Судя по соотношению характеристик и цены решения, их можно будет увидеть в топовых специализированных камерах для эфирной видеосъемки и киносъемки. Прежде всего, матрица имеет кадровое считывание, а не строковое, в результате чего не страдает от «эффекта желе», связанного с последним и встречающегося только при съемке быстродвижущихся объектов. Данное решение для матриц CMOS заметно дороже, и если для CCD такое считывание предполагается по умолчанию, то в случае с CMOS приходится ставить совсем другой ЦАП и процессор. Не менее важно и то, что производитель не стал размениваться на промежуточные решения эконом-класса, чтобы выйти в массовый сегмент, а сразу сделал дорогое полнокадровое считывание для 8К (полный кадр здесь 48 Мп, для 8К нужно только 18) с пересчетом на лету и частотой кадров не более 30 в прогрессивной развертке. Есть здесь и 4К с частотой кадров до 60, и 1080 до 120. Есть также и более интересные функции, использующие другие характеристики кадрового считывания, как расширение динамического диапазона за счет чресстрочного дифференциального считывания картинки и сведения ее в режиме реального времени в HDR, в зависимости от настроек камеры — де факто матрица считывает на каждый кадр по два, только с различающейся экспозицией и уже на уровне процессора пересчитывает и сводит результат в один кадр.

Звучит все это красиво, и у меня даже ответ есть для тех, кто задает вопросы «ну когда же появится global shutter в моей камере?». Никогда. Нет, конечно, рано или поздно, технология станет более зрелой, что позволит снизить ее себестоимость, но также снизится себестоимость и без того недорогих матриц CMOS… относительно недорогих. Надеюсь, вы читали внимательно и наверняка заметили, насколько сильно матрица отличается от существующих решений — в то же время, лидеры потребительского рынка сейчас бьются если не за 8К, то хотя бы ща 4К с частотой кадров 50/60. Упирается все в нагрев, инфраструктуру (скорость памяти и передачи данных) и, опять же, цену. Даже один из лидеров потребительского рынка, Panasonic, камеру на 18 Мп не успел выпустить к крупнейшей выставке этого года, пообещав сделать ее еще через полгода. Логично предположить, что более дорогостоящие решения появятся раньше — новая матрица будет стоить 3500 евро, соответственно, ожидать ее появления стоит только в камерах ценой от 10000, а это уже сугубо профссиональный сегмент.

Стоит также вспомнить анонсированную недавно полнокадровую камеру Canon C700, одна из версий которой также оборудована матрицей с кадровым считыванием — при этом, она только этим и превосходит «обычную» версию, отставая по прочим характеристикам, вроде динамического диапазона. Как раз разница по ДД составляет 2 ступени, которые, очевидно, CMOSIS и пытается компенсировать режимом съемки в HDR.

Тем не менее, не будем забывать о таких возможностях, как использование 8К для даунскейлинга — это не касается данной матрицы, естественно, поскольку сегодня, к примеру, он применяется для улучшения детализации. В частности, при съемке в 4К и даунскейлинге в 1080 де факто получается, что из камеры вытягивается картинка, снятая в модели 4:4:4 в плане сжатия (не битности, естественно).