Мир пленоптических камер неминуемо наступает. В течение года мы сами дважды тестировали последнее творение Lytro — камеру Illum, которая, конечно, инновационна, но при этом крупна и крайне неудобна в обращении, однако, наука уже не может пойти вспять, и новые решения продолжают появляться, несмотря на неудачи предыдущих моделей. А меж тем, мы сами считаем, что время таких камер либо еще не пришло, либо сегмент их применения совсем другой.
Как ни назови пленоптическую камеру — хоть «камерой светового поля» (не самый лучший перевод термина light field camera), хоть «расчетной» (computational), суть остается одна: камера захватывает на порядок больше информации, чем одна плоскостная глубинная характеристика плоскости, на которой сфокусировался современный фотоаппарат, вне зависимости от того, правильно или нет. Light L16, которую собирается выпускать американский стартап, собравший на днях 30 млн. долларов на свое производство, похоже, имеет в своей команде умных менеджеров, которые умеют трясти инвесторов. Естественно, на пустом месте это сделать было нельзя, и компании пришлось собрать прототип, который, собственно, инвесторам и показывали.
Прототип, мягко говоря, нетипичный — крупная плоская «компактная» камера с 16 модулями камер, которые натыканы в корпус, как в нетленной книге Мери Шелли, хаотично и с полным игнорированием норм современного промышленного дизайна. В принципе, тыкай, как хочешь — лишь бы работало, как творение доктора Франкенштейна... хотя бы. Однако, если бы дело сегодня стояло только за этим, на рынке осталась бы и Lytro, и еще Light места хватило бы. Но нет, инвесторы ведь не станут вкладывать деньги впустую — им впоследствии нужна прибыль. С другой стороны, если собирать деньги на ресурсах, вроде Kickstarter, можно ни за что и не отвечать, сделав просто «классный продукт», который умрет рыночной смертью вскоре после своего запуска.
К сожалению, история никого не учит, а маркетологи, сколь гениальными они ни были, все равно регулярно просчитываются, несмотря на то, что вроде бы все тренды учитывают. Посмотрим на камеру: даже если забыть про щедро раскиданные по корпусу модули камер, она получается очень крупной, толще любого самого толстого китайского телефона, который выпускается сегодня. Так ведь телефон еще умеет в инстаграм постить, звонить и писать комментарии в Facebook. Где системная интеграция здесь? А ведь это тот фактор, который за последние годы убил сегмент компактных камер и продолжает сокращать продажи даже зеркальных и беззеркальных фотоаппаратов. Пусть вся эта плеяда выпускаемых устройств не умела фокусироваться уже после захвата кадра — но как часто сегодня фотографы хотя бы форматом RAW пользуются, чтобы «вытянуть тени», «поправить баланс белого»? В своей массе, не пользуются — это удел профессиональных фотографов или фанатичных энтузиастов, которые явно не относятся к аудитории, на которую рассчитывают производители Light L16.
Думаете, я неправ? Так давайте посмотрим на характеристики и ролик, рекламирующий камеру. Из спецификаций указаны:
- объектив 28-150 (в прототипе 35-150, который решили расширить)
- внутренняя несменная память 256 Гб (вместо 1128 в прототипе)
- беспроблемная съемка в условиях плохой освещенности.
При этом везде кричат про 5-дюймовый сенсорный экран, а ролик выполнен так, что явно ориентируется на фанатов продукции Apple, которых, напомним, уже давно даже не треть от всех владельцев смартфонов. Почему память не расширяемая? Есть ли стандартное гнездо для штатива? Пишет ли видео? Не будем забывать, что современные программы для обработки изображений вообще корректно с файлами камеры работать не будут — а значит, для обработки придется использовать только свое программное обеспечение, которое, к сожалению, еще никогда не опровергало общих рыночных законов. Давайте не будем забывать, что самый популярный софт пишет компания, которая даже камер своих не выпускает.
Не подумайте, что я — закостенелый консерватор, которому ветер перемен постоянно дует в спину. Нет! Я всегда слежу за тенденциями, я вижу много новинок, как в интернете, так и на выставках. Просто это я уже «где-то видел». К тому же, печально это или нет, но современный маркетинг все равно не пустит такую камеру на рынок — в имеющихся реалиях ее попросту нельзя продать и интегрировать в сложившийся рабочий поток. И не такие проекты приходилось маркетологам хоронить, так что, то ли еще будет. Или думаете, я неправ? Тогда делитесь в комментариях.