Компания Samsung закрывает свое подразделение по производству фотокамер — это уже давно всем понятно. Беззеркальные камеры Samsung стали первыми на рынке с матрицей с кроп фактором ×1.5, и линейка которых совсем недавно пополнилась двумя замечательными моделями (Samsung NX1 и Samsung NX500), благодаря новой матрице, по всей видимости, уже не станут популярными, поскольку компания готовится сворачивает их производство. Подтверждения этих данных от компании не поступало, и не могло поступить. По всей видимости, представительство в разных странах сейчас готовятся к новогоднему сезону и продажи себе портить не хотят, поэтому слишком дозированно подходят к обмену информацией — по всей видимости, уже после Нового года мы узнаем много нового. Однако, судя по тому, что в двух европейских странах продажа камер Samsung уже прекратились, на очереди и все остальные, а вместе с ними и Россия. Заподозрить корейцев в шовинизме по отношению к немцам и англичанам вряд ли можно.
Необходимо, правда, помнить, что продажи камер сильно зависят от складских запасов, которые придают всему процессу определённую инерционность. Поэтому, кстати, у нас в России до сих пор продаются камеры, которые на Западе уже лет пять не производятся — в свое время поставщики их закупили себе на склад и по сей день реализуют.
На рынок фотокамер компания Samsung пришла как раз в момент его резкого роста с началом цифровой эры. Маркетологи компании очень правильно рассчитали, как и в какой нише этого рынка можно заработать, поэтому сначала вместе с компанией Pentax, а потом и отдельно, пользуясь частично наработками японской компании, а частично своими собственными, производство у корейской компании начало расти. Обратите внимание, что сегодня не так много в сегменте фотокамер неяпонских компаний. Здесь только немецкая Leica с явно завышенными ценами, Hasselblad и PhaseOne, которые контролируют среднеформатный рынок, и, естественно, Samsung. Последний активно пытался зацепиться в сегменте беззеркальных камер с кроп-матрицами, и делал это до какого-то времени успешно — однако, потом на фоторынке настал кризис. Рост сменился быстрым падением, и тут уже зависит все только от степени подготовленности компаний к ведению конкурентной борьбы за клиента — кто упадет меньше всего, и выживет. По всей видимости, уход Samsung в рынка не последний, и уже в следующем году мы можем увидеть еще одну или две компании, которые также покинут рынок фотокамер.
По всей видимости, в Samsung очень правильно рассчитали вектор движения рынка, поскольку во многих представительствах по всему миру компания уже успела сократить подразделения, отвечающие за маркетинг и импорт фотокамер. Более того, на протяжении этого года объем продаж также активно падал, что отчасти связанно с тем, что компания уже не имела сотрудников, отвечающих за этот сегмент. Нужно сказать, что наш тест Samsung NX1 весной этого года был инициирован дистрибьютором компании, а не самим представительством. Стоит помнить, что на сегодняшний день компания продолжает занимать довольно прочные позиции в других сегментах, отчего фотонаправление просто посчитала уже неинтересным и минусовым активом.
Ирония судьбы заключается в том, что такие резкие изменения произошли на фоне, действительно, революционных технических решений, которые компания привлекла в свои камеры и за счет которых, по мнению диванных маркетологов, могла бы укрепить свои позиции на рынке (еще один повод подумать над тем, почему производители не выпускают откровенно революционных решений). По разным тестам, ее последние камеры были заметно лучше ряда конкурентов, однако, в силу вялой маркетинговой политики это так и не вылилось в рост продаж. И если до этого компания успешно продавала свои камеры, даже с учетом того, что матрицы в них были далеко не лучшими, то в крахе продаж своих новинок виновата она исключительно своим бездействием, так как потенциал был, действительно, хорошим — как, впрочем, и расходы на исследования, которые уже не окупятся.
Учитывая то, что компания представлена и в сегменте компактных камер (съеден смартфонами), и беззеркальных камер (ликвидируется самой компанией), такая же судьба ждет и продажи объективов, которые под эту систему сейчас производятся только самим Samsung — по сути, уход компании с рынка фотоаппаратов заметят только сами владельцы камер. По всей видимости, сервисная поддержка камер и объективов еще сохранится в течение нескольких лет, однако, после этого можно будет считать эти камеры антиквариатом, вроде множества немецких брендов, которые до сих пор можно увидеть в руках фотографов-пленочников. Если помните, лет 10 назад Samsung выпускал автомобили на производственных мощностях, которые впоследствии были выкуплены бывшими конкурентами, и сейчас машины этого завода можно еще встретить на улицах под брендом Nissan. Как знать, может быть, и производство камер еще кому-нибудь пригодится — например, будет выкуплено китайскими производителями, которые готовы работать и с незначительной прибылью и будут продавать системные объективы владельцам камер.