Плагиат или заимствование? По итогам фотоконкурса The best of Russia' 2012




Плагиат или заимствование? По итогам фотоконкурса The best of Russia' 2012

Сегодня фотография развивается странными направлениями, о которых раньше и подумать было сложно. Одним раньше такое показалось бы преступлением, другим — нечестным поведением... одно можно сказать точно: вряд ли бы кто-то лет десять назад одобрил «заимствование» одним фотографом у другого не просто идеи, но четкого визуального решения. Сегодня мир более открыт: копирайт постепенно уходит в дебри юридических споров, де-факто переставая существовать в социальных сетях — они закрыты, и добраться туда у юристов вряд ли получится в ближайшее время — а фотографические решения становятся выразительными приемами и активно перенимаются друг у друга, развиваются дальше, двигают большую коммерческую машину.


Поводом для моей статьи послужила замеченная далеко не мной поразительная похожесть фотографии (онлайн-конкурс, выставка которого ежегодно проходит на «Винзаводе») Егора Заики под названием «Съемка для журнала ЦУМ», победителя «The Best of Russia» в номинации «Стиль». Дело здесь не в самом конкурсе — организаторы просто не в силах сверять фотографии участников хотя бы просто с известными, но, по большому счету, фотографии победителей должны через такие проверки прогонять, ведь их куда меньше, да и пометка «снято с конкурса за плагиат» была бы для конкурса возможностью постмодерации и даже рейтинг подняла бы. Как организатор не одного конкурса, я знаю, что от этого репутация ресурса не падает, а только повышается. 

Итак, в чем, собственно, суть: наверное, если бы мы некоторое время назад не проводили онлайн-выставку Сириля Ляжеля, наверное, и сами бы остались в неведении, однако, как оказалось, он еще лет пять назад снял вот такую фотографию для этой самой серии:

Фото: Cyril Lagel / Арт-бар

Просто для сравнения, вот фото Егора Заики:

Фото: Егор Заика / The Best of Russia

Да, конечно, в первом случае акцент на челке-губах, во втором смещен уже ближе к украшениям. И то, и другое — фэшн, жанр, который живет по своим правилам, отличается и обработка в карточках, однако, только слепой не заметит сильного визуального сходства, отчего со мной спорить и не будет. Ах да, есть еще и разница в губах: на первой зубов не видно, а губы бархатные закрытые или глянцевые открытые, во втором тяготеют к более натурально выглядящим. Еще линия волос не совсем точно соблюдена, свет другой (сверху — явная тарелка над головой, снизу простой софт-бокс «в лоб» с тарелкой для акцента). Однако, насколько это все важно для последующего восприятия фотографии широкой общественностью?

Да, для обычных коммерческих работ, когда фото отдается заказчику и забывается, как страшный сон, а также для экзерсисов студийных фотографов такое простительно. Я уверен, что вот этот самый кадр, в разных варивациях, через руки фотографов фэшна проходил неоднократно. Однако, насколько такое заимствование уместно в конкурсах, где ценится «оригинальность», «креативность», «самовыражение»? Насколько ценна, в таком случае, фантазия фотографа, как художника? Ведь и квадрат Малевича рисовал каждый школьник — но ведь они не пытались его потом отослать на конкурс талантов. Все просто: колесо уже изобрели, и нет необходимости ходить по кругу второй раз. Надо идти дальше, ведь первые шаги нас родители учат делать именно потому, что надеются, что мы сделаем свои, и даже если эти шаги будут вести не по той дорожке, которую они сами для нас наметили, это неважно, ведь мы все равно уйдем дальше них.

А по поводу плагиата/заимствования — тут уже, наверное, каждый должен определять политику для себя сам. Кстати, посмотрите выставку Сириля Лаже — она того стоит.