Станислав Лиепа – известный и состоявшийся фотограф из Петербурга, получивший невероятную популярность благодаря Инстаграму. Основной жанр – портретная съемка людей. Лиепа сумел создать свой собственный стиль в портретной фотографии, который стал образцом для многих начинающих фотографов.
Сергей Самсонов:
Станислав откуда это взялось – "какой-то известный фотограф из Санкт-Петербурга".
Станислав Лиепа:
Кто-то меня так назвал, написав мне в "личку" и я подумал, что это
хороший слоган :). Подписчики пишут, я использую. Спасибо вам, подписчики!
Сергей Самсонов:
Твои фото какие-то "бесконечные", какие-то безвременные, не связанные
ни с какой локацией. Где происходит действие в твоих фотографиях?
Станислав Лиепа:
Меня пугает слово бесконечность. С экзистенциальным кризисом приходит боязнь
слова бесконечность. Бе-ско-неч-ность – плохо, неприкольно. Что касается
фотографий – да, я стараюсь их снимать в стилистике вне времени, поэтому
выбираю сюжеты без временного акцента.
Это либо темный фон, либо какая-то красивая архитектура, которая будет актуально всегда, либо не бросающиеся в глаза локации. Которые можно идентифицировать и как 2015, и 2018, и 90-е. Это касается и одежды и лиц модели. Я не буду снимать гламурных дам с суперклассным марафетом на лице, я стараюсь брать классических тургеневских дам, бородатых фактурных мужчин и тогда получаются такие субъективно интересные снимки.
Сергей Самсонов:
То есть ты намеренно их никак не локализуешь?
Станислав Лиепа:
Естественно. За счет этого и получается стилистика. Мне не очень нравится весь
это существующий гламур, всё это выглядит безвкусно.
Сергей Самсонов:
Как ты выбираешь модель для своих съемок?
Станислав Лиепа:
Чаще всего работаю с проверенными моделями. С теми, у кого есть какое-то
портфолио. Были опыты, когда я брал в качестве модели людей "с улицы", которые мне
понравились, но обычно слчалось так, что хотя в реальной жизни, в динамике, они
интересны, работать моделью они не умеют и, как следствие, на фотографиях
выглядят не очень здорово. Поэтому лучше не тратить свое время, и работать с
теми, в ком уверен. Но это я о себе, возможно, новичкам стоит тренироваться и
пробовать снимать всех.
Сергей Самсонов:
Может это просто мое ощущение – но почему они все высокие и худые?
Станислав Лиепа:
Не сказал бы. Я не снимаю исключительно высоких моделей. Как раз я стараюсь не
работать с моделями и агентств, поскольку у них клишированные параметры и позы,
актуальные именно для нынешнего времени. А я старюсь говорить модели, чтобы она
расслабилась, опустила плечи, не выпячивала грудь – мы не снимаемся для школьного
фотоальбома. Поэтому и получаются эти самые снимки.
Сергей Самсонов:
У них на фото какой-то – извини – "бесконечный" взгляд, устремленный
в никуда. Ни с чем не связанный, неэмоциональный. Ты этого как-то особо
добиваешься?
Станислав Лиепа:
Да нет, это просто лиричный взгляд, расслабленный, без особых улыбок. Я часто
прошу моделей дышать через рот, чтобы они были расслабленней, и просто смотреть
в камеру. Может они просто боятся бородатого мужика, поэтому у них получаются
такие овечьи глазки.
Сергей Самсонов:
Люди на твоих фото как-будто немного потерянные, но при этом очень органично
смотрятся именно на том фоне, где ты их снимаешь. Ты намеренно подбираешь место
съемки под модель и транслируешь эту идею?
Станислав Лиепа:
Нет, в основном я снимаю моделей на темных фонах, чтобы со стороны
диссонанса светотени, они выделялись и привлекали зрителя. Тут нет никакой
смысловой нагрузки. Смысл – он субъективен, в зависимости от твоего предыдущего
опыта: у тебя он один, у меня другой, –поэтому и мы подспудно и видим разные смыслы.
Сергей Самсонов:
Ты оптимист?
Станислав Лиепа:
Я рационалист. И циник.
Сергей Самсонов:
Циник? А почему всегда такой радостный тогда?
Станислав Лиепа:
Люди любят, когда им улыбаются. Они же не знают, что у меня в голове на самом
деле :).
Сергей Самсонов:
Как-то во время фотопрогулки, когда мы вместе что-то фотографировали, ты мне
сказал, что любая фотография должна быть ситуативной. Можешь пояснить эту
фразу?
Станислав Лиепа:
Это касается того, когда меня кто-то снимает. Я не люблю постановочных
фотографий с собой. Нужно фотографировать в действии, тогда фото получается
живым.
Что касается классических портретов, там уже налаженный алгоритм работы с
моделью, в результате которого и получается тот стиль.
А та фраза была именно про то, когда меня фотографируют.
Сергей Самсонов:
Момент с усачами и бородачами. Это не просто усы, а какие-то необычные, лихо
закрученные. Ты откуда-то таких людей берешь, чтобы показать именно что-то
необычное?
Станислав Лиепа:
Ну нет, сейчас я уже не акцентирую внимание на бороду, может на щетину,
конечно, но именно с человеческим восприятием, этакий нейромаркетинг. Людям
комфортнее видеть контрастные вещи: приятно видеть девушек с веснушками, мужчин
с бородой, потому что идет цветовой диссонанс. Но сейчас сейчас я в большей
мере обращаю внимание именно на сам персонаж: как он выглядит, что делает, как это
отражается на его внешности. Так что это не всегда борода.
Сергей Самсонов:
Просто есть ощущение, что ты что-то заимствуешь из средневековья…
Станислав Лиепа:
Нет, это просто такая "безвременная" стилистика, а бородатые мужчины
– они оттуда, хотя сейчас это опять мейнстрим.
Сергей Самсонов:
Судя по фото, ты часто моделей выводишь из зоны комфорта: руки повернуты, спины
изогнуты. Зачем и почему?
Станислав Лиепа:
Это тебе так показалось. Моим моделям комфортно и они сами двигаются.
Сергей Самсонов:
Есть стереотипы в фотографии. Например, нельзя фотографировать девушек с
тыльной стороной руки, а ты как-будто намеренно это делаешь.
Станислав Лиепа:
Честно говоря, особо не знаю таких правил. Видел, конечно, в интернете такие
схемы с позами, но я не зацикливаюсь на этом, я все делаю интуитивно: нравится
– снимаю.
Сергей Самсонов:
Помимо этого, вот, например, какие-то явные вены у девушек и они оттеняются
светом. Или, наоборот, используешь в портретке сверхширокоугольный объектив,
когда снимаешь близко будто намеренно.
Станислав Лиепа:
Я использую не сверхширики, а широкоугольные портретные объективы, например, 35
мм для получения более динамичных визуально кадров, потому как при
использовании оптики 85, 150 мм, получаются более статичные картинки. Нужно ситуативно
понимать, какая картинка сейчас нужна.
Сергей Самсонов:
Зачем ты девушку в шкаф загнал?
Станислав Лиепа:
Чтобы он из него вылезала.
Сергей Самсонов:
Кадр мне понравился, но я пытался понять его мысль. Я не знаю, почему
понравился.
Станислав Лиепа:
Ну, это импровизация. Снимали в маленькой комнатке, где были один стол, пара
стульев и шкаф. Я всегда стараюсь сделать 10 кадров и все они должны быть
разными, вот и всё – в той серии был и шкаф.
Сергей Самсонов:
Мужчин ты часто снимаешь бородатыми, но если взять среднестатистического мужчину,
бородачей не так много, основная часть все же бреется. А у тебя получается перевернутая
статистика: бородачей очень много.
Станислав Лиепа:
Есть сложности с моделями, мне мало кто нравится, есть проблема “замыливания”
глаза, вот и стараюсь его “размылить”.
Сергей Самсонов:
На многих фото ты проводишь параллели между геометрическими формами и людьми:
человек и шкаф, человек и проем окна, ты намеренно это делаешь. Что это для
тебя?
Станислав Лиепа:
Ну, человек-шкаф – это про меня :). Я работаю с геометрическими фигурами, чтобы
они подчеркивали тот или иной объект. Это шкаф, это какие-то линии на стенах,
линии архитектуры – все это подводит к человеку.
Сергей Самсонов:
У тебя на фотосессиях девушки сами раздеваются?
Станислав Лиепа:
Мы все это заранее обговариваем. И если у модели есть опыт ню-съёмки, мы договариваемся:
будем снимать ню или нет. Так что всё корректно и субординационно.
Сергей Самсонов:
Можешь вспомнить, кто был самой сложной моделью.
Станислав Лиепа:
Да много таких моделей было. Были “деревянные” , были модели, которые обещали
зарезать мою семью, из Москвы, кстати.
Сергей Самсонов:
А кого, наоборот, ты хочешь сфотографировать? Как мечта:
актер, модель, образ.
Станислав Лиепа:
Да можно всем предложить, написав на почту. Со всеми же можно договориться.
Сейчас из наших я поснимал бы Ваню Урганта, Константина Хабенского, из
заграничных – старушку Монику Беллучи.
Сергей Самсонов:
Звезды не обойдены вниманием ни в видео, ни в фото. Уже есть много фотографий.
Как бы ты хотел снять того же Хабенского, как его не снимал никто?
Станислав Лиепа:
Я, честно говоря, не видел, как кто-то снимал Хабенского – не смотрю чужие
фотографии. Снимаю, как мне хочется. Иногда вспыхивают интересные и
вдохновляющие картинки, но я не зацикливаюсь на именах авторов, просто откладывается
в голове: понравилось – не понравилось. Было бы просто интересно поснимать, пообщаться
с человеком. В первую очередь мне нравится общение, а потом уже съемка и обработка. Конечный результат иногда радует – какой классный человек у тебя в
кадре, а иногда не радует.
Сергей Самсонов:
Ты большой, крупный. Даёт ли это преимущество в фотографии?
Станислав Лиепа:
Не знаю. Пока не замечал минусов. Разве что одежду сложно найти :). Может быть,
в качестве преимуществ, – удобнее большой рюкзак носить, не так обременительно.
Сергей Самсонов:
Спасибо большое за интервью.
Это был Стас Лиепа – "какой-то известный фотограф из Санкт-Петербурга".