Интервью с фотографом Юрием Афанасьевым




Интервью с фотографом Юрием Афанасьевым

Юрий Афанасьев – один из самых известных рекламных фотографов. И мы посчитали интересным взять у него интервью, что, собственно, и сделал Сергей Самсонов. Отметив, что студия насыщена огромным количеством интересного фотооборудования, что сразу спровоцировало логичный вопрос.

 

Сергей Самсонов: Как долог может быть путь фотографа, чтобы достичь такого уровня?
Юрий Афанасьев: Мой путь составил всего 40 лет. Начал я в далеком семьдесят пятом и вот, не меняя профессии, дожил до почти пенсионного возраста :). 

С. С.: Можно сказать, что Вы стояли у истоков рекламной фотографии в нашей стране и наверняка помните свой первый коммерческий заказ. Каким он был? И какими были ваши ощущения от него?
Ю. А.: Свой коммерческий заказ я помню. Это был 1994 год. Заказчиком стал магазин «Интероптика», который привозил из-за рубежа уникальные изделия из стекла. Нужно было сфотографировать вазу от Baccarat. Когда я получил её, это стало для меня неким шоком, поскольку ваза была настолько прозрачна, что её в принципе и видно-то не было, и нужно было что-то придумывать, чтобы сделать фотографию.


 
С. С.: Это же был век нецифровой фотографии…
Ю. А.: Да, до цифровой фотографии было еще больше десяти лет. У меня была камера Linhof Master Technika, слайд форматом 4х5 см. Всё, или почти всё, зависело от фотографа, ведь приходилось почти вслепую делать снимок, доверяясь только приборам, меряя силу вспышек и высчитывать, подгоняя под нужный результат… Когда композиция выстроена, делался финальный замер параметров, затем – финальная съемка, обычно 2 дубля. Потом – проявка, причем, доступны были только два места: ТАСС и АПН, ожидание с нетерпением результатов, молясь, чтобы всё правильно получилось и с химикатами, и с процессом… То есть, было такое творческое ожидание результатов с надеждой, что никакие творческие проблемы не перечеркнут результат съемки.

С. С.: Но, судя по Вашему дальнейшему опыту, этот первый кадр удался?
Ю. А.: Да, кадр удался. И хотя, мне пришлось два раза переснимать его, приняли в итоге первый вариант.

С. С.: Рассказывая про первую съемку, вы упомянули про множественные математические расчеты. Это уводило от творчества?  
Ю. А.: Нет, творчество и расчеты – совершенно разные вещи. Тут нельзя уйти от творчества. Можете не заниматься вычислениями, но нужно помнить, что каждый кадр плёнки, как и его проявка, стоил денег, причем, приличных.

С. С.: Цитирую Ваши слова: «Фотография – это техногенный вид творчества, в неё приходят не за деньгами, а за ощущениями». Сколько все-таки здесь творчества и сколько здесь ощущений? Как коммерция борется с творчеством?
Ю. А.: Если вы пришли в фотографию только за деньгами, то, мне кажется, сейчас есть более продуктивные способы зарабатывания, а фотография не является способом, дающим зарабатывать большие деньги. Если вы пришли за творчеством, то мне, например, нравится, что я не знаю, что будет завтра. Мне могут позвонить и спросить – свободен на неделю? – и я улетаю на съемку в места, где, если бы не этот заказ, никогда и не побывал бы.

С. С.: Это дайв?
Ю. А.: Да, это драйв. Причем, здесь есть такой эффект – чем больше удовольствия вы получаете от самой фотографии, тем больше шансов получить такую работу, которую вы, идя другим путем, не получите. Потому что иногда вам приходится снимать в условиях опасных для жизни, Например, мне пришлось как-то снимать наши MИГ-и из открытого люка другого летящего самолета и шансы вылететь из этого люка вместе со всей аппаратурой было велики :).  Иногда, чтобы снять что-то с необычной точки, нужно забираться на край обрыва, высокую крышу… Это обычное дело.


С. С.: По поводу точек съемки. Есть же сейчас руферы, которые лазают по крышам, чтобы сделать кадр с другой точки и отличный от известных ракурсов, сделанных с гораздо более доступных точек. То есть суть здесь не в том, что снято, а как снято. Как Вы к этому относитесь?   
Ю. А.: Если честно, я воспитан на рекламной фотографии и моё мнение – если есть возможность сделать что-то эффектно, не подвергая себя какому-то риску, то зачем искушать судьбу, ведь человеку дается одна жизнь. Но если этот риск оправдан уникальностью кадра, то можно и рискнуть.  

 

С. С.: Возвращаясь к теме пленочной и цифровой фотографии. Что для Вас эти две сферы? Это разные проявления одного и того же? Или две совсем разные ипостаси, разные миры?  
Ю. А.: Если быть совсем откровенным, я стоял у самых истоков цифровой фотографии и одним из первых перешел на цифру. Это произошло в 2003 году.
С.С.: Это когда пошли цифровые задники?
Ю.А.: Да, когда пришли цифровые задники. А также когда Canon выпустил 10D, которую я брал с собой в поездки как дополнительную к огромному комплекту из Pentax 67 с оптикой. Специальных сумок-кофров тогда не было и всё это паковалось в огромных туристический рюкзак. На камеру и объективы шились специальные чехлы. Весил такой рюкзак с аппаратурой порядка 33 кг. Поэтому, сами понимаете, мой интерес к цифре был очень высок :).
С. С.: Интерес был явно прагматичный :).
Ю. А.: Да, очень прагматичный :).
Модельная съемка в студии на тот момент делалась на Mamiya 67 со всем необходимым набором объективов. Был специальный задник, на который можно было заказчику, когда делалась съемка, сделать контрольных кадр  с помощью Polaroid и показать, как поставлен свет.
Что произошло? Скачок, эволюция от аналоговой фотографии, которая существовала с XIX века.
В свое время, на стыке этих эпох, я делал проект с типографией «Линия графика», которая тогда, пожалуй, лучше всех печатала цвет. Мы делали календарь с панорамами. Когда напечатали, меня поразило, что панорама, сделанная в сложных условиях на слайды 6х7 по зерну уступала похожей панораме, сделанной цифрой. Я увидел это своими глазами. После чего долго исследовал файлы и понял, что я в аналоговой фотографии, чтобы убрать зерно, придется убить все детали. А в цифровой фотографии можно управлять этими процессами. И это учитывая зачаточное развитие цифровых технологий на тот момент. А появление Canon-ких матриц вывело эти технологии на качественно новый уровень.
А когда на рынке появилась Sony, она сделала новую революцию – отказалась от зеркала и призмы. Это, кстати, опять технология XIX века. В результате камера и объективы стали намного легче. И когда я понял, что 16 кг, которые я возил вместе со своим Canon, можно сократить до 8-9 кг, это тоже стало серьезным аргументом. К тому же, я осознал, что за этой технологией будущее.

С. С.: Что можно сказать не о цифровой фотографии, а о возможности постобработки?
Ю. А.: Сразу с приходом реальной цифровой фотографии в фотомир пришёл и RAW-формат. Это изначально «сырой» формат, набор каких-то цифр, полученных из матрицы. В чём его преимущество? В том, что если вы в одном и том же месте сняли RAW и JPG, в процессе обработки вы из первого файла вытащите намного больше информации, чем из второго. Каким бы высококачественным изначально не был JPG, финально он будет уступать RAW: будет меньше фотографической широты, меньше цветовых деталей, меньше динамический диапазон, потеряются детали в тенях и т. д. То есть картинку из RAW можно будет довести отличной, а другая, из JPG, будет практически конечной и неизменяемой, как будто вы сняли на плёнку.
Если сравнивать, то цифра сейчас превосходит плёнку по всем показателям. По моему мнению, одной из самых главных головных болей фотографа, помимо съемки – это постобработка, причем не в Photoshop, а в конверторах RAW-файлов, которые уже стали по возможностям не уступать редакторам. К Photoshop-у приходится прибегать лишь в крайних случаях, когда нужно что-то изменить радикально. Компьютер теперь – это как фотолаборатория раньше, поэтому компьютерная грамотность – обязательный навык профессионального фотографа, поскольку отдавать клиенту необработанный, сырой файл – неприлично.    

С. С.: Понятно, что фотограф должен уметь снимать и уметь обрабатывать изображения. Но это вообще должен уметь делать фотограф. А какими навыками должен обладать рекламный фотограф для успешной работы?
Ю. А.: Фотограф должен обладать креативным подходом. Рекламная фотография конкретно в России нескольких типов. Часть работ попадает от рекламных агентств и тогда в рекламном брифе все досконально прописано – фотографу нужно просто всё чётко выполнить. Часть работы приходит напрямую от заказчика, который часто лишь примерно знает, что он хочет. Тогда от вашей креативности напрямую зависит, что в итоге получит заказчик.

С. С.: Насколько сегодня наша рекламная фотография отличается от зарубежной?
Ю. А.: Отличия очень большие. Как правило, западные фотографы работают в очень больших командах. Они связаны с агентствами и работают по брифам, предельно точным заданиям. Ну, а главное отличие – в бюджетах на съемку. Там и здесь. Когда съемка поддерживается бюджетом, решения технических задач находить значительно проще. То есть гибкости больше. У нас же, как правило, фантастически ограниченный бюджет и вы должны сделать съемку, которая в принципе устроит заказчика и в тоже время не будет баснословно дорогой.

С. С.: Какие самые важные этапы становления Вас как известного фотографа у нас в России?
Ю. А.: Это опыт. Стремление к постоянному совершенствованию. Выбрасывание из головы мыслей, что я уже чего-то достиг. Нужно все время пытаться познать что-то новое. Фотография должна приносить удовольствие.
Если всё это сочетается, человек будет успешным в фотографии.
Когда нужно в сугубо специфических условиях сделать то, что никто до этого не делал и придумать интересное решение всё становится  по-другому. Потому что, если человек в совершенстве не знает возможностей техники, которой обладает, если он не знает возможностей постобработки, он не сможет выдать нужный результат. И, конечно, если есть возможность снять без ретуши, лучше так и сделать и не тратить время, на постобработку, поскольку ретушь высококачественного изображения – может быть очень продолжительной.
Но бывает так, что при заказе съёмки какого-то объекта, снять его целиком невозможно, поскольку он, например, попросту еще не готов. Но заказчик просит и готов заплатить. Что делать? Вам придётся снять месторасположение недостающей части и воспользоваться Photoshop-ом, в котором «достроить» объект. Это будет все же проще, чем достроить его в реалии.

С. С.: Юрий, какой Ваш самый любимый инструмент?
Ю. А.: Фотокамера :).

С. С.: Но фотокамера есть и телефоне.
Ю. А.: Снять можно и на телефон. Кстати, был такой случай – я попал в Венецию на карнавал с крутой профессиональной камерой и, начав фотографировать, понял, что забыл зарядку и поскольку камера навороченная, прикупить её там было нереально. Закончилось тем, что я всё отснял на телефон. Но самое главное, всё снятое я смог продать. Хотя пришлось долго обрабатывать снимки. Главное, что ракурсы и экспозиция были выбраны правильно. Поэтому, если в смартфоне невозможно поставить ручной режим, я его никогда не куплю.

С. С.: Тогда повторю свой вопрос – какой Ваш самый любимый инструмент?
Ю. А.: Голова.

С. С.: Думаю, что те вещи, о которых Вы рассказали, будут полезны и начинающим рекламным фотографам, и начинающим фотографам вообще. Спасибо, Юрий, что приглашение и беседу.
Ю. А.: Если то, что я рассказал, сможет как-то повлиять на их судьбу, мне будет очень приятно. Потому что всегда, когда есть чем поделиться, хочется это сделать.

Сайт Юрия Афанасьева

Автор Юрий АфанасьевАвтор Юрий АфанасьевАвтор Юрий АфанасьевАвтор Юрий АфанасьевАвтор Юрий АфанасьевАвтор Юрий АфанасьевАвтор Юрий АфанасьевАвтор Юрий АфанасьевАвтор Юрий АфанасьевАвтор Юрий АфанасьевАвтор Юрий Афанасьев




Последние комментарии на YouTube