Юрий Афанасьев – один из самых известных рекламных фотографов. И мы посчитали интересным взять у него интервью, что, собственно, и сделал Сергей Самсонов. Отметив, что студия насыщена огромным количеством интересного фотооборудования, что сразу спровоцировало логичный вопрос.
Сергей Самсонов: Как долог может быть путь фотографа, чтобы достичь такого
уровня?
Юрий Афанасьев: Мой путь составил всего 40 лет. Начал я в далеком семьдесят
пятом и вот, не меняя профессии, дожил до почти пенсионного возраста :).
С. С.: Можно сказать, что Вы стояли у истоков рекламной
фотографии в нашей стране и наверняка помните свой первый коммерческий заказ.
Каким он был? И какими были ваши ощущения от него?
Ю. А.: Свой коммерческий заказ я помню. Это был 1994 год. Заказчиком стал
магазин «Интероптика», который привозил из-за рубежа уникальные изделия из
стекла. Нужно было сфотографировать вазу от Baccarat. Когда я получил её, это стало для меня неким шоком,
поскольку ваза была настолько прозрачна, что её в принципе и видно-то не было,
и нужно было что-то придумывать, чтобы сделать фотографию.
С. С.: Это же был век нецифровой фотографии…
Ю. А.: Да, до цифровой фотографии было еще больше десяти лет. У меня была
камера Linhof Master Technika,
слайд форматом 4х5 см. Всё, или почти всё, зависело от фотографа, ведь
приходилось почти вслепую делать снимок, доверяясь только приборам, меряя силу
вспышек и высчитывать, подгоняя под нужный результат… Когда композиция
выстроена, делался финальный замер параметров, затем – финальная съемка, обычно
2 дубля. Потом – проявка, причем, доступны были только два места: ТАСС и АПН, ожидание
с нетерпением результатов, молясь, чтобы всё правильно получилось и с
химикатами, и с процессом… То есть, было такое творческое ожидание результатов
с надеждой, что никакие творческие проблемы не перечеркнут результат съемки.
С. С.: Но, судя по Вашему дальнейшему опыту, этот первый
кадр удался?
Ю. А.: Да, кадр удался. И хотя, мне пришлось два раза переснимать его, приняли
в итоге первый вариант.
С. С.: Рассказывая про первую съемку, вы упомянули про
множественные математические расчеты. Это уводило от творчества?
Ю. А.: Нет, творчество и расчеты – совершенно разные вещи. Тут нельзя уйти от
творчества. Можете не заниматься вычислениями, но нужно помнить, что каждый
кадр плёнки, как и его проявка, стоил денег, причем, приличных.
С. С.: Цитирую Ваши слова: «Фотография – это техногенный вид
творчества, в неё приходят не за деньгами, а за ощущениями». Сколько все-таки
здесь творчества и сколько здесь ощущений? Как коммерция борется с творчеством?
Ю. А.: Если вы пришли в фотографию только за деньгами, то, мне кажется, сейчас есть
более продуктивные способы зарабатывания, а фотография не является способом,
дающим зарабатывать большие деньги. Если вы пришли за творчеством, то мне, например,
нравится, что я не знаю, что будет завтра. Мне могут позвонить и спросить –
свободен на неделю? – и я улетаю на съемку в места, где, если бы не этот заказ,
никогда и не побывал бы.
С. С.: Это дайв?
Ю. А.: Да, это драйв. Причем, здесь есть такой эффект – чем больше удовольствия
вы получаете от самой фотографии, тем больше шансов получить такую работу,
которую вы, идя другим путем, не получите. Потому что иногда вам приходится
снимать в условиях опасных для жизни, Например, мне пришлось как-то снимать
наши MИГ-и из открытого
люка другого летящего самолета и шансы вылететь из этого люка вместе со всей
аппаратурой было велики :). Иногда,
чтобы снять что-то с необычной точки, нужно забираться на край обрыва, высокую крышу…
Это обычное дело.
С. С.: По поводу точек съемки. Есть же сейчас руферы,
которые лазают по крышам, чтобы сделать кадр с другой точки и отличный от известных
ракурсов, сделанных с гораздо более доступных точек. То есть суть здесь не в
том, что снято, а как снято. Как Вы к этому относитесь?
Ю. А.: Если честно, я воспитан на рекламной фотографии и моё мнение – если есть
возможность сделать что-то эффектно, не подвергая себя какому-то риску, то
зачем искушать судьбу, ведь человеку дается одна жизнь. Но если этот риск
оправдан уникальностью кадра, то можно и рискнуть.
С. С.: Возвращаясь к теме пленочной и цифровой фотографии.
Что для Вас эти две сферы? Это разные проявления одного и того же? Или две совсем
разные ипостаси, разные миры?
Ю. А.: Если быть совсем откровенным, я стоял у самых истоков цифровой
фотографии и одним из первых перешел на цифру. Это произошло в 2003 году.
С.С.: Это когда пошли цифровые задники?
Ю.А.: Да, когда пришли цифровые задники. А также когда Canon выпустил
10D, которую я брал с
собой в поездки как дополнительную к огромному комплекту из Pentax 67 с оптикой. Специальных
сумок-кофров тогда не было и всё это паковалось в огромных туристический
рюкзак. На камеру и объективы шились специальные чехлы. Весил такой рюкзак с
аппаратурой порядка 33 кг. Поэтому, сами понимаете, мой интерес к цифре был
очень высок :).
С. С.: Интерес был явно прагматичный :).
Ю. А.: Да, очень прагматичный :).
Модельная съемка в студии на тот момент делалась на Mamiya 67 со всем необходимым набором
объективов. Был специальный задник, на который можно было заказчику, когда
делалась съемка, сделать контрольных кадр
с помощью Polaroid и показать, как поставлен свет.
Что произошло? Скачок, эволюция от аналоговой фотографии, которая существовала
с XIX века.
В свое время, на стыке этих эпох, я делал проект с типографией «Линия графика»,
которая тогда, пожалуй, лучше всех печатала цвет. Мы делали календарь с
панорамами. Когда напечатали, меня поразило, что панорама, сделанная в сложных
условиях на слайды 6х7 по зерну уступала похожей панораме, сделанной цифрой. Я
увидел это своими глазами. После чего долго исследовал файлы и понял, что я в
аналоговой фотографии, чтобы убрать зерно, придется убить все детали. А в
цифровой фотографии можно управлять этими процессами. И это учитывая зачаточное
развитие цифровых технологий на тот момент. А появление Canon-ких матриц вывело эти технологии
на качественно новый уровень.
А когда на рынке появилась Sony,
она сделала новую революцию – отказалась от зеркала и призмы. Это, кстати, опять
технология XIX века. В результате камера и объективы стали намного легче. И
когда я понял, что 16 кг, которые я возил вместе со своим Canon, можно сократить до 8-9 кг, это
тоже стало серьезным аргументом. К тому же, я осознал, что за этой технологией
будущее.
С. С.: Что можно сказать не о цифровой фотографии, а о возможности постобработки?
Ю. А.: Сразу с приходом реальной цифровой фотографии в фотомир пришёл и RAW-формат. Это изначально «сырой»
формат, набор каких-то цифр, полученных из матрицы. В чём его преимущество? В
том, что если вы в одном и том же месте сняли RAW и JPG, в процессе обработки вы
из первого файла вытащите намного больше информации, чем из второго. Каким бы высококачественным
изначально не был JPG, финально
он будет уступать RAW:
будет меньше фотографической широты, меньше цветовых деталей, меньше динамический
диапазон, потеряются детали в тенях и т. д. То есть картинку из RAW можно
будет довести отличной, а другая, из JPG, будет практически конечной и неизменяемой, как будто вы
сняли на плёнку.
Если сравнивать, то цифра сейчас превосходит плёнку по всем показателям. По
моему мнению, одной из самых главных головных болей фотографа, помимо съемки –
это постобработка, причем не в Photoshop,
а в конверторах RAW-файлов,
которые уже стали по возможностям не уступать редакторам. К Photoshop-у приходится прибегать лишь в
крайних случаях, когда нужно что-то изменить радикально. Компьютер теперь – это
как фотолаборатория раньше, поэтому компьютерная грамотность – обязательный навык
профессионального фотографа, поскольку отдавать клиенту необработанный, сырой
файл – неприлично.
С. С.: Понятно, что фотограф должен уметь снимать и уметь
обрабатывать изображения. Но это вообще должен уметь делать фотограф. А какими навыками
должен обладать рекламный фотограф для успешной работы?
Ю. А.: Фотограф должен обладать креативным подходом. Рекламная фотография
конкретно в России нескольких типов. Часть работ попадает от рекламных агентств
и тогда в рекламном брифе все досконально прописано – фотографу нужно просто
всё чётко выполнить. Часть работы приходит напрямую от заказчика, который часто
лишь примерно знает, что он хочет. Тогда от вашей креативности напрямую
зависит, что в итоге получит заказчик.
С. С.: Насколько сегодня наша рекламная фотография
отличается от зарубежной?
Ю. А.: Отличия очень большие. Как правило, западные фотографы работают в очень
больших командах. Они связаны с агентствами и работают по брифам, предельно
точным заданиям. Ну, а главное отличие – в бюджетах на съемку. Там и здесь.
Когда съемка поддерживается бюджетом, решения технических задач находить значительно
проще. То есть гибкости больше. У нас же, как правило, фантастически
ограниченный бюджет и вы должны сделать съемку, которая в принципе устроит
заказчика и в тоже время не будет баснословно дорогой.
С. С.: Какие самые важные этапы становления Вас как известного
фотографа у нас в России?
Ю. А.: Это опыт. Стремление к постоянному совершенствованию. Выбрасывание из
головы мыслей, что я уже чего-то достиг. Нужно все время пытаться познать
что-то новое. Фотография должна приносить удовольствие.
Если всё это сочетается, человек будет успешным в фотографии.
Когда нужно в сугубо специфических условиях сделать то, что никто до этого не делал
и придумать интересное решение всё становится по-другому. Потому что, если человек в
совершенстве не знает возможностей техники, которой обладает, если он не знает
возможностей постобработки, он не сможет выдать нужный результат. И, конечно,
если есть возможность снять без ретуши, лучше так и сделать и не тратить время,
на постобработку, поскольку ретушь высококачественного изображения – может быть
очень продолжительной.
Но бывает так, что при заказе съёмки какого-то объекта, снять его целиком
невозможно, поскольку он, например, попросту еще не готов. Но заказчик просит и
готов заплатить. Что делать? Вам придётся снять месторасположение недостающей
части и воспользоваться Photoshop-ом,
в котором «достроить» объект. Это будет все же проще, чем достроить его в
реалии.
С. С.: Юрий, какой Ваш самый любимый инструмент?
Ю. А.: Фотокамера :).
С. С.: Но фотокамера есть и телефоне.
Ю. А.: Снять можно и на телефон. Кстати, был такой случай – я попал в Венецию на
карнавал с крутой профессиональной камерой и, начав фотографировать, понял, что
забыл зарядку и поскольку камера навороченная, прикупить её там было нереально.
Закончилось тем, что я всё отснял на телефон. Но самое главное, всё снятое я
смог продать. Хотя пришлось долго обрабатывать снимки. Главное, что ракурсы и
экспозиция были выбраны правильно. Поэтому, если в смартфоне невозможно
поставить ручной режим, я его никогда не куплю.
С. С.: Тогда повторю свой вопрос – какой Ваш самый любимый
инструмент?
Ю. А.: Голова.
С. С.: Думаю, что те вещи, о которых Вы рассказали, будут
полезны и начинающим рекламным фотографам, и начинающим фотографам вообще. Спасибо,
Юрий, что приглашение и беседу.
Ю. А.: Если то, что я рассказал, сможет как-то повлиять на их судьбу, мне будет
очень приятно. Потому что всегда, когда есть чем поделиться, хочется это
сделать.