Последние несколько лет в области самых бюджетных кинокамер безраздельно (и по делу) царствуют Blackmagic Pocket Cinema Camera. Они стали суперпопулярными из-за своей невероятной универсальности. Приобретая в 2017 году 4К-версию всего за $1300, покупатель получал камеру, которая снимала отличное видео с разрешением DCI 4K и частотой кадров до 60, с профессиональной цветопередачей, используя при этом 12 битный сырой кодек. А после того, как компания Blackmagic представила первые свитчеры ATEM mini, оказалось, что эти камеры также очень удобно использовать и для прямых трансляций.
Видеообзор на VK-видео
Видеообзор на YouTube
Очень быстро BMPCC4K, а потом и BMPCC6К и все их поздние модификации, включая студийные камеры, стали фактически стандартом для бюджетного и при этом очень качественного видеопроизводства. Такой своеобразной камерой «для всего». Но время идёт и, хотя эти камеры всё еще вполне актуальны, обновляться с них на что-то более продвинутое в конце концов придется. Опять же накопился пользовательский фидбэк, исходя из которого требуются некоторые улучшения и изменения. Например, более высокая кадровая частота съемки или дополнительные разъемы для вывода видео.
И вот в конце 2023 года компания Blackmagic Design представила новую камеру Blackmagic Cinema Camera 6K с новой, теперь полнокадровой матрицей и байонетом L-Mount. Оправдала ли новинка долгого ожидания, попробуем разобраться.
Из названия теперь пропало слово Pocket, впрочем, эти камеры никогда карманными и не были. Тем не менее, корпус для новинки использован тот же самый, что и у камер BMPCC6K G2 и 6K Pro, с поправкой на укороченный до 20 мм рабочий отрезок и байонет L. Так что разработки новых аксессуаров, вроде батарейной ручки, видоискателя, а так же клеток и креплений не понадобится. Можно использовать те, что уже продаются.
Поэтому пользовательский опыт с новой камерой совершенно тот же самый, что и со всеми старыми. Споры о том, хорош такой формфактор для кинокамеры или нет, предлагаю не возобновлять; скажем, за прошедшие годы все смирились и привыкли к нему, как к данности. Думаю, что каждый, кто работал с камерами этой линейки, найдут удобный для себя способ управления. Кому-то комфортнее нажимать физические кнопки, но мне, например, сподручнее пользоваться сенсорным экраном.
Встроенный монитор привычный. Поворотный, 5 дюймов, FHD, яркость 1500 нит. На улице с ним работать вполне можно. Однако такая большая яркость означает и большее энергопотребление. Так что будьте готовым к тому, что при максимальных настройках экрана от встроенного аккумулятора камера будет работать минут 20-30. Хотя в технических характеристиках написано «до 60 минут», но это при сниженной вполовину яркости монитора.
В общем, как и на всех остальных камерах серии Pocket с питанием надо что-то придумывать. Либо использовать внешние батареи — V-mount, например, — либо закупать десяток NP-F570. Причем не абы каких, а от нормального производителя, способные держать большую мощность. Так как максимальное потребление этой камеры может доходить до 30 Вт. Мои китайские аккумуляторы, которые отлично работают с накамерным мониторчиком с потреблением порядка 5 Вт, на BMCC 6K отключаются через 3-4 минуты.
Однако есть несколько ключевых моментов, в которых новая камера отличается от предыдущих. Например, на всех «покетах» в качестве носителей для записи видео используются два вида карт памяти: SD либо CFast 2.0. Здесь один разъем под карточки CFexpress Type B.
В целом решение логичное, ибо формат карт CFast 2.0 умирающий и в новых устройствах уже не используется, а скоростей карт SD, даже самых быстрых, будет недостаточно для сохранения исходников в высоком качестве. Да и по стоимости сейчас на рынке нет ничего более адекватного, чем CFexpress Type B, учитывая их характеристики, конечно же.
Но и возможность записи на внешний SSD производитель сохранил. Только список совместимых накопителей довольно сильно изменился, потому что битрейты растут и
для некоторых режимов съемки понадобится постоянная скорость записи вплоть до 1 ГБ/с, то есть, как мы понимаем, SSD, например, ограниченные интерфейсом SATA 3.0 с таким потоком данных уже не справятся. Нужно что-то побыстрее. Впрочем, для режимов с большим сжатием подойдут и старые добрые Samsung T5.
Но самое большое изменение, это, конечно, новая матрица. Здесь установлен 24 Мп полнокадровый датчик с соотношением сторон 3:2 (и это уже нововведение, потому что во всех других камерах BM серии Pocket матрицы 16х9). Много режимов съемки, рассчитанных на применение анаморфотной оптики: кроме максимального open gate 6048х4032, есть ещё два анаморфотных режима — полнокадровый 4832х4032 (6:5) и с кадрированием до размера Super35 4096х3072 (4:3). Очевидно, что при таком раскладе эффективнее всего использовать объективы с коэффициентом анаморфирования 1,6 и выше.
Тем не менее, в настройках камеры нет возможности корректно отображать видео с такими параметрами на встроенном мониторе. Только с коэффициентом анаморфирования 1,33. Да, эта проблема легко решается внешним накамерным монитором, но добавить в ОС возможность настройки коэффициента анаморфирования не стоит ничего. Почему бы этого не сделать — не совсем понятно.
Другие режимы съемки предлагают 6K DCI и 4К DCI (соотношение сторон 17х9) и широкоформатный 6К с аспектом 2,4:1. В 16х9 камера снимает только в разрешении чуть больше FHD с кадрированием матрицы до размера Super 16. Это сильно ограничивает использование BMCC на трансляциях, потому что, как ни крути, стандарт вещания у нас 16х9.
Высокой частоты кадров, к сожалению, не завезли. И это одно из самых больших моих разочарований. В разрешении 6К open gate максимальная частота кадров составляет 36 к/с, 48 к/с в 6К DCI и до 60 к/с в 6К 2,4:1. Ну а скорость съемки в 120 к/с доступна лишь при разрешении FHD 1920х1080. Напомню, что в других камерах серии Pocket 120 к/с можно снимать в разрешении 2,8К.
Несмотря на то, что матрица, как мы выяснили, довольно медленная, дефект называемый «эффектом скользящего затвора» выражен не слишком сильно и неплохо контролируется, хотя, конечно, целиком избавится от него невозможно.
Так же теперь нет возможности записывать видео с использованием кодека Apple ProRes. С одной стороны, в этом нет большой проблемы, потому что используемый проприетарный 12 битный кодек BM RAW очень хорош и в большинстве ситуаций работает лучше 10-битного Apple ProRes.
С другой стороны это создаёт некоторый сложности для тех, кто монтирует и обрабатывает видео в популярной программе Final Cut Pro на компьютерах Apple. Плагин для нативной обработки сырья, снятого в BM RAW, насколько мне известно, надо покупать отдельно, а у всех ли пользователей есть такая возможность и желание — ещё большой вопрос.
Второе, — при сохранении видео с помощью сырых кодеков (любых, не только BM RAW) нельзя использовать передискретизацию. Если по-простому, то не получится, снимая сигнал со всей матрицы с разрешением 6К, сохранить его в камере в более низком разрешении, 4К или FHD. Опять же, возможность управлять кропом матрицы, сохраняя при этом все остальные параметры записи и вывода сигнала на HDMI весьма полезна при трансляциях.
Зато теперь параллельно с основной записью ведется сохранение файлов прокси. Отключить эту запись нельзя. Видео всегда сохраняется с разрешением FHD 8 бит. Битрейт переменный, порядка 7-8 мбит/с, но может быть и еще меньше. Супер полезная штука для монтажа на слабых компьютерах. К сожалению, использовать его для других целей, вроде отчетной записи для клиента, весьма проблематично из-за крайне низкого качества.
Матрица имеет 13 ступеней динамического диапазона и двойное нативное ISO: 400 и 3200 единиц. Такими же параметрами обладает датчик, установленный в BMPCC 6K, 6K G2 и 6K Pro. Так же есть фильтр низких частот, который избавляет камеру от неприятного эффекта муара.
Если говорить о съемке в условиях низкой освещенности, то вплоть до 1600 ISO можно совершенно точно не беспокоиться за качество картинки. Далее шум становится сильно заметным и приобретает цветную составляющую. Но если на значениях ISO в районе 3200 единиц с этим шумом вполне можно бороться на посте, то ближе к 6400 ISO и выше в тенях появляются полосы и динамический диапазон изображения сильно снижается.
Впрочем, вряд ли так уж часто вам придется выбирать в настройках значения ISO выше 1600 единиц. Все же эта камера больше предназначена для съемки в условиях контролируемого освещения. А современный рынок осветительного оборудования позволяет подобрать все для этого необходимое практически под любой бюджет.
Одни из самых популярных сегодня осветительных приборов имеют потребляемую мощность порядка 200 Вт. Однако по этому параметру судить о реальных характеристиках яркости, например, можно довольно приблизительно. Чтобы не быть голословным, я взял по два осветительных прибора от двух известных производителей: Aputure и Godox и хочу сравнить их между собой. Aputure будет представлять очень популярные лампы серии Amaran 200d и 200x второго поколения с приставкой S, а Godox два осветителя серии Litemons 200d и 200Bi. Как вы поняли, один из них биколорный, а второй имеет неизменную цветовую температуру 5600К.
На расстоянии 1 метр от светодиода осветительного прибора установлен спектрометр UPRtek MK350. Будем замерять основные характеристики: цветовую температуру, CRI, яркость в люксах. И посмотрим на спектрограмму.
Начнем с лампы Godox Litemons 200d. Цветовая температура его составляет 5582К, то есть отличие от номинала совсем небольшое — всего 18К, — весьма неплохо для потребительского устройства. CRI 97 — тоже очень высокий показатель, — буквально несколько лет назад, такое качество света было недоступно даже на гораздо более дорогих светодиодных приборах. Яркость 7453 люкса вполне нормальный показатель для осветителей такой мощности.
Теперь обратим внимание на показатели другой лампы — Aputure Amaran 200d S. Как оказалось, цветовая температура его отличается от номинальной больше, чем на 100К и составляет всего 5491К. CRI также высок, но все же немного меньше, чем у Godox’a — 96 единиц, впрочем, такие отличия можно списать на погрешность измерений, а яркость практически такая же — 7463 люкса.
Переходим к биколорным приборам. Прибор Godox Litemons 200Bi снова показывает хорошую точность цветовой температуры: 5558К при установке значения на 5600К — отличие 42К и потрясающие 3198К при установке 3200К. То есть отличие от номинала всего 2К! CRI 96-97 — отличный показатель. Ну а яркость ощутимо ниже, чем на одноцветных светильниках: 5191 люкс при ЦТ 5600К и 3519 люкс на ЦТ 3200К.
Amaran снова сильно мажет по цветовой температуре — 5469К — отличие от номинального значения 5600 целых 131К. Но на ЦТ 3200 промах значительно меньше 3133К. Разница с номиналом 67К. Качество света CRI стандартно высокое 97, а яркость значительно выше, чем у Litemons 200Bi – 5933 люкса на значении 5600К и 5175 люкс на значении 3200К.
Конечно, кроме основных технических характеристик, нужно обращать внимание и на другие особенности светильников. Например, лампы Amaran полностью пластиковые, а у Godox байонет и пьедестал под светодиодом сделаны из металла, что гораздо практичнее, потому что эти части могут сильно нагреваться. Ну и самый важный момент — цена. Стоимость обоих Godox Litemons 200 значительно ниже, не только приборов Aputure, но и многих других осветителей с похожими характеристиками.
В общем, несмотря на всю критику, BMCC 6K это все ещё отличная бюджетная кинокамера. С фирменной цветопередачей BMD Film и прекрасным кодеком BM RAW, а теперь еще и с крупной матрицей для поклонников «полнокадровой эстетики», что бы это не означало. Просто она потеряла большу́ю часть универсальности предыдущих камер и теперь заточена только под видеосъемку.
В связи со всем вышесказанным, думается мне, что BMCC 6К, вопреки заявлению производителя, не является камерой нового поколения. Это всего лишь расширение уже существующей линейки кинокамер. До этого были устройства с матрицей micro 4/3 и Super35, а теперь еще и полный кадр. Ну а по-настоящему новые камеры появятся с выпуском моделей BMPCC4K G2, BMPCC6K G3 и так далее. С сенсорами того же размера, но уже современными, более скоростными. Чтобы частота кадров была повыше, а эффект роллинг-шаттера поменьше, ну и подороже текущего поколения баксов на 200-300, куда без этого. Капитализм пока никто не отменял.
Это, конечно, в том случае, если компания Blackmagic планирует именно такое развитие, а не полную смену курса на что-то принципиально другое. Типа модульной кинокамеры в форме кубика, чего некоторые пользователи уже давно от них ждут. Вот тогда я подумаю о покупке новой камеры Blackmagic, а пока посижу еще на своей BMPCC4K, благо процентов 80 моих потребностей она покрывает.
На этом все на сегодня. Я хочу поблагодарить магазин Kremlin Store за предоставленную на обзор камеру .
Материалы для скачивания
Видео исходного качества (5,5 ГБ), снятое на BMCC 6K, можно скачать по ссылке.