Так получилось, что из всех самых крупных производителей я меньше всего пересекался с камерами Canon. Canon C70 и EOS R6 первого поколения — вот пара устройств, с которыми у меня самый большой опыт работы. Первая из них произвела отличное впечатление, а вот R6, на мой взгляд, для съемки видео подходит не слишком. С первой EOS R5 я знаком шапочно — пару раз снимал на неё небольшие проекты. И больше всего мне запомнились, честно говоря, проблемы с постоянным её перегревом, причем даже при съемке в не слишком высоком темпе.
Смотреть на ВК-видео
Смотреть на YouTube
И вот рядом со мной Canon EOS R5 Mark II – второе поколение этой камеры. И на первый взгляд по большинству характеристик первая и вторая отличаются мало. Так ли это и получилось ли у производителя исправить проблемы в новой версии? Давайте будем разбираться.
Матрица новой камеры имеет разрешение 45 Мп, такое же, как и в первом поколении R5, но сделана она по другой технологии. Если раньше использовался обычный CMOS-датчик, то сейчас это уже самый современный многослойный сенсор с обратной засветкой. Кроме прочих преимуществ это позволяет вести серийную фотосъемку до 30 к/с в полном разрешении с отслеживанием автофокуса и видеосъемку 8К до 60 к/с.
Из-за высокого разрешения матрицы нативным размером видео является 8К. Все остальные режимы съемки так или иначе используют преобразование пикселей. При этом только один из них 4К fine с частотой кадров до 30 использует полную передискретизацию со всех 8000 с хвостиком пикселей по длинной стороне. Все остальное — это пиксель-биннинг. Если сказать по-простому, — максимальное качество видео доступно при съемке в 8К и 4К fine, все остальное, включая 4К от 50 до 120 к/с и FHD до 240 к/с имеет сниженное разрешение, а так же некоторые артефакты, вроде муара, альясинга и прочих.
Впрочем, камере можно всё простить за картинку в высококачественных режимах. Вообще мало есть камер, не только гибридных, но и даже некоторых кинокамер, которые могут сравниться с Canon EOS R5 mark II. Новая матрица, хоть и имеет несколько сниженный относительно своей предшественницы динамический диапазон, все же прекрасно справляется с самыми сложными сценами, в том числе благодаря одному из лучших логарифмических профилей: кроме привычных C-Log и C-Log3 сюда был добавлен и C-Log2, который позволяет сохранять видео с более широким динамическим диапазоном.
Кроме записи с использованием сжатых кодеков, камера может сохранять на внутреннюю карту памяти сырой исходник в формате RAW. Есть полноразмерный 8К RAW до 50 к/с с максимальным битрейтом 2600 Мбит/с, есть SRAW – облегчённый, со сниженным до 4К разрешением — при его считывании, по всей видимости, применяется пропуск строк. Качество видео значительно ниже, однако и битрейт тоже меньше — практически вдвое при той же частоте кадров. И это, естественно, позволяет сильно экономить на объеме карт памяти.
Слотов под карты два. Один под обычные SD, второй под CFexpress Type B. Видео в RAW можно писать только на CFexpress, все остальное и на SD тоже. Конечно, желательно использовать быстрые карты. Если скорости карты не будет хватать для сохранения какого-то исходника, то камера вас об этом предупредит.
Впервые в основной линейке гибридных камер, Canon использовала элементы ранее доступные только для Cinema EOS. Например, в EOS R5 mark II есть возможность вывести на экран инструменты waveform и «ложные цвета». Доступна «зебра» и светодиод «талли» на передней панели.
Ну и С-Log2 тоже впервые появился в камере за пределами линейки Cinema EOS. Сырой формат Canon RAW по умолчанию адаптирован для использования в DaVinci Resolve и Adobe Premiere. А вот пользователям Final Cut и Avid Media Composer надо будет установить специальный плагин от Canon.
Быстрая матрица означает, что при съемке видео дефект, называемый «эффектом роллинг-шаттера» будет сведен к минимуму. И для такого большого разрешения этот датчик демонстрирует выдающиеся результаты. Чуть больше 12 мс при считывании всей матрицы в полном разрешении, что сравнимо, например, c Panasonic LUMIX GH7 и около 7 мс в стандартном 4К и это быстрее, чем в 12 Мп Sony α7S III. Такая высокая скорость считывания позволяет снимать на Canon EOS R5 mark II самые динамичные сцены, не боясь получить «желе» при резких движениях камеры.
Специально для Canon EOS R5 mark II была разработана новая батарея LP-E6P. По форме она полностью повторяет хорошо всем известную LP-E6, но имеет большую емкость и мощность. Заявлено, что камера имеет ограниченную совместимость с аккумуляторами LP-E6N (NH), которые используются в других беззеркалках Canon, в том числе R5 первого поколения. «Ограниченная совместимость» означает, что для записи видео вам не будут доступны все режимы высокого качества, в том числе 8К, 4К fine, запись 4К со скоростью 50 и более кадров в секунду, а так же сырой кодек RAW. Фактически вы сможете записывать видео максимум в 4К до 30 к/с в стандартном, то есть сниженном качестве. Так же будет снижена скорость серийной фотосъемки. Использовать оригинальные LP-E6, а так же большинство сторонних китайских аккумуляторов такого формата не получится. С ними камера банально не включается.
Конечно, есть возможность запитать камеру через USB-C от внешнего источника. Пауэр-банка или аккумулятора V-Mount. Для этого нужно, чтобы ваш внешний аккумулятор поддерживал один из протоколов быстрой зарядки PD (power delivery), но вот какой конкретно, нигде не указано, и приходится узнавать это буквально методом тыка. Интересно, что некоторые внешние источники питания позволяют заряжать внутренний аккумулятор при выключенной камере, но не питают её при работе.
Когда вы угадаете с выбором внешнего аккумулятора, значок батареи на дисплее станет серым, как бы неактивным. При таком режиме работы заряд внутреннего аккумулятора не расходуется вообще, и камера теоретически будет работать, пока не кончится заряд внешней батареи.
Теоретически. Потому что ещё существует фактор перегрева. Инженеры Canon постарались учесть ошибки первого поколения R5 и здесь уже есть система охлаждения. Но она пассивная – вентилятора внутри корпуса, по видимому, нет, хотя в некоторых источниках указано обратное. В любом случае камера может довольно сильно нагреваться. Вплоть до того, что её становится некомфортно держать в руках. Об этом везде есть предупреждения: в технических характеристиках, на корпусе камеры и на экране тоже в определенный момент появится соответствующая надпись. И хотя проблема перегрева в R5 mark II не стоит так остро, как в первом поколении, перегреться она может. При непрерывной съемке в 8К это может произойти уже через 40 минут, в 4К fine – через 80 минут, в режимах стандартного качества вероятность перегрева существенно ниже.
При записи сырых форматов RAW, а так же при питании от внешнего источника, камера, как это не странно, греется быстрее. Существует отдельная батарейная рукоятка, в которой установлена дополнительная система охлаждения, а вентиляционные отверстия совпадают с таковыми же на корпусе камеры, при её использовании вероятность перегрева значительно снижается.
Камера совсем новая, конкретно в этой сейчас установлена прошивка 1.0.0, и я поймал на ней любопытный баг. При съемке в компактный 8К RAW, исходник полностью уходит в брак, если на камере через переходник установлен объектив, не имеющий связи с байонетом. Я почитал интернет, – пишут, что проблема распространенная. На данный момент уже есть прошивка 1.0.2, которая вроде бы этот баг фиксит, но я её не ставил. Так что, если планируете использовать, например, полностью ручную кинооптику, как минимум проверьте заранее, работает ли она корректно. Самое обидное, что в самой камере файлы воспроизводятся, а вот на компе уже нет. Проверено и на «Маке» и на «Винде». Да и проявляется это только при съемке в RAW, в сжатых форматах все работает отлично.
Кто-то из вас, наверное, в курсе, а многие не знают, что я живу далеко от европейской части России — на Дальнем Востоке, в Хабаровске. А камера эта прилетела ко мне аж из Москвы, ее упаковали и отправили в новом прокате фото/видеотехники Synchro Rental.
Компания с 30-летней историей теперь открыла собственный сервис аренды техники, где уже достаточно новинок, таких как Canon C80, Sony Burano 8K, различной кинооптики, а также огромный выбор света Aputure и не только. Поэтому если вам вдруг понадобится взять технику в Москве, вы знаете, где это можно сделать, – Synchro Rental открыт для вас каждый день!
Фактически EOS R5 II имеет ту же систему автофокуса, что и флагманская EOS R1. По сути, она довольно проста: есть 8 различных режимов зоны автофокусировки, от маленькой точки до всей сцены, что позволяет камере выбирать, где фокусироваться. Нажатие кнопки Info включает отслеживание, то есть точка автофокуса будет перемещаться, следуя за тем объектом, который вы указывали.
Есть режимы распознавания объектов, которые позволяют камере обнаруживать людей, животных или транспортные средства. Если включить настройку «Авто», то камера будет искать в кадре любой объект, подходящий под эти характеристики. Так что сильно злоупотреблять автовыбором объектов не стоит.
Продуктивность автофокуса очень высока. Во всех ситуациях, когда его использование оправдано, он ведет себя предсказуемо и позволяет получить отличный результат.
Canon EOS R5 mark II имеет одну из самых лучших на рынке систем матричной стабилизации. С некоторыми объективами, например с RF 24-70 f2.8 L, её эффективность достигает невероятных 8,5 ступеней, что позволяет без проблем снимать видео с рук. И при некотором навыке, можно добиться почти такой же стабильности картинки, как если бы вы снимали с помощью штатива.
Для максимальной плавности при ходьбе все же лучше использовать внешние стабилизаторы, но даже в этом случае внутрикамерную стабилизацию можно использовать для компенсации мелких вибраций, которые пока никуда не делись, как бы производители стедикамов не старались.
Принято считать, что полнокадровые камеры лучше других работают в условиях слабого освещения, хотя здесь дело больше, всё-таки, в размерах самих пикселей, а не матрицы. Canon EOS R5 mark II, как раз это и демонстрирует. Нативное ISO матрицы составляет 800 единиц. От этого значения я и начинал тесты, хотя расширенная регулировка позволяет выставить ISO от 100 единиц даже при съемке с логарифмическими профилями. Внутрикамерное шумоподавление при записи C-Log автоматически отключается.
При таком большом количестве пикселей, даже на достаточно крупном датчике, размер каждого пиксель-сенсора довольно мал. Следовательно, на него попадает меньше света и от этого работа матрицы на высоких ISO далека от лучших примеров. На мой взгляд, без опасений можно использовать значения ISO вплоть до 6400 единиц, все, что выше, уже требует дополнительной обработки на посте.
Хотя я не претендую на роль эксперта по фотографии, все же этот аспект нельзя оставить без внимания. Потому что Canon EOS R5 mark II – это один из лучших фотоаппаратов, который сейчас можно приобрести. При достаточно высоком эффективном разрешении матрицы в 45 Мп эта камера может снимать серии с максимальной скоростью до 30 к/с с электронным затвором. Если такая высокая скорость не нужна, то можно выбрать и более низкие значения 5, 10, 15 и 20 к/с. Все это с отслеживанием автофокуса и без затемнений видоискателя.
Ни времени, ни способностей на какую-то серьезную постановочную фотосессию у меня не хватило, но пару-тройку корпоративов я отфотографировал. Вот что мне удалось выяснить. Полностью заряженной батареи хватает примерно на 2000 снимков – это в покадровом режиме, – снимал бы серийно, взял тысяч 5 кадров. Камера отлично фокусируется практически в полной темноте. Вспышка у меня универсальная, без TTL, так что это было очень кстати.
Один кадр, снятый в RAW, весит примерно 40-50 МБ, но можно выбрать сохранение в компактный CRAW, пишут, что без потери качества, при этом объем каждого снимка уменьшится в два раза. Кроме 8-битного jpg, есть возможность использовать 10-битный HEIF.
Как и во многие другие современные флагманские или около того камеры, в Canon EOS R5 mark II завезли искусственного интеллекта. Для этого здесь есть отдельный сопроцессор, так называемый Digic Accelerator, точно такой же, как и в Canon EOS R1. По словам производителя использование самообучающихся алгоритмов позволяет камере лучше справляться с автоматическими настройками экспозиции и баланса белого, а так же измерением расстояний до объектов для лучшей работы автофокуса. Кроме того, c помощью встроенного ИИ реализовано более эффективное шумоподавление и внутрикамерный апскейл фотографий, который позволяет без видимых искажений растянуть нужный снимок в два раза.
Вообще, если говорить о фотографии, то Canon EOS R5 mark II камера вполне себе флагманская. Кроме высокого разрешения и скорости съемки тут полно технологичных «фишек», которые помогут получить самый лучший результат. Например, если вы снимаете через видоискатель, то специальный датчик отслеживает положение вашего зрачка и камера фокусируется на той точке изображения, в которую вы смотрите.
Конечно, есть предварительная съемка. Чтобы не пропустить начальную фазу важного движения, камера сохраняет несколько кадров до того, как вы полностью нажмете кнопку спуска. Это работает и при съемке видео, кстати, тоже — до 5 секунд видео можно сохранить до начала записи, если включить в меню соответствующий пункт.
Кроме привычного отслеживания людей, животных и транспортных средств, есть отдельная «фича» для спортивных фотографов, построенная на возможностях самообучающегося ИИ. Автофокус определяет типичные действия и положения тел игроков и помогает фокусироваться на важных моментах игры: ударах по мячу, подкатах, сэйвах и так далее. Пока это доступно для футбола, волейбола и баскетбола, но Canon вроде обещали добавить и другие виды спорта. Короче, мне кажется, что фотографы будут максимально довольны этой камерой.
Прямо вам скажу, – у меня двоякое впечатление от Canon EOS R5 mark II. С одной стороны камера имеет достаточно проблем. Она капризна к батареям, довольно сильно греется в режимах высокого качества, имеет баги в прошивке (которые, скорее всего, поправят) и проблемы с качеством в режимах с большой частотой кадров. С другой стороны – я очень давно не получал такого эстетического удовольствия от результата своей работы. Здесь отличный C-Log, возможно лучшая среди гибридных камер цветопередача, изумительная картинка в режимах 8К и 4К fine, запись сырого видео в RAW на внутреннюю карту памяти и практически образцовая матричная стабилизация.
Но. Честно говоря, я бы не стал покупать такую камеру лично для себя. Прежде всего, поскольку у меня очень много проектов, подразумевающих длительную запись, для которой она, к сожалению, не слишком подходит. Интервью, подкасты и все такое. Но вот взять в аренду под проект – рекламу, музыкальное видео или даже кино, – было бы, на мой взгляд, одним из лучших вариантов. Потому что при минимуме затрат можно получить материал по качеству не уступающий исходникам, снятым на дорогие кинокамеры. Ну а обо всех сложностях я вас уже предупредил.
Материалы для скачивания
Исходники (11,7 ГБ), снятые на Canon EOS R5 II, можно скачать по ссылке.