Обзор Kinefinity MAVO Edge 6K, кинокамеры из Китая с 6K/75fps, ProRes 4444




Обзор Kinefinity MAVO Edge 6K, кинокамеры из Китая с 6K/75fps, ProRes 4444

В профессиональной киносреде принято со снисхождением относиться к китайскому оборудованию. Однако самих китайцев это волнует мало, и они продолжают, где-то быстрее, где-то чуть медленнее, двигаться вперед. Давайте вспомним осветительное оборудование Godox, Aputure или Nanlite; дроны и стабилизаторы DJI; обвесы SmallRig и Tilta – таких примеров, на самом деле, гораздо больше. Всего 10-15 лет назад эти производители были обычным китайским ноунеймом, а теперь их продукцию уважают и используют на съемочных площадках во всем мире. Даже в разработке и производстве оптики как для фото, так и для кино, в последние два-три года производители из Поднебесной совершили резкий скачок.

 

Но вот с кинокамерами все очень неоднозначно. Компании, рискнувшие ступить на эту трудную тропу, можно пересчитать по пальцам одной руки, да еще запас останется. Но сегодня я расскажу вам о кинокамере Kinefinity MAVO Edge 6K, которая, по заверению производителя, может потягаться с самыми популярными камерами на рынке. Так ли это? Сегодня постараемся разобраться.

 

Внешний вид далеко не самый важный параметр для кинокамеры, но должен сказать, что Kinefinity MAVO Edge 6K выглядит как надо. Это алюминиевый параллелепипед выкрашенный в серый металлик — просто и брутально. Внутри корпуса матрица, «мозги» и система охлаждения, а снаружи небольшой экранчик, кнопки управления и разъемы для подключения навесного оборудования.

 

Байонет собственной разработки Kinefinity, называется KineMOUNT, но объективов с таким разъемом вы, конечно, не найдете в продаже. Он специально сделан с очень коротким рабочим отрезком, чтобы сюда можно было установить переходники или сменные байонеты под любую оптику, в том числе и для объективов, разработанных под некоторые беззеркальные системы.

 

На сегодня доступны переходники на LPL, активный Canon EF и пассивный Sony E. Так же можно открутить родной байонет KineMOUNT и вместо него поставить активный байонет PL. Весь процесс смены занимает буквально 10 минут — я сам лично переставлял. Все переходники кроме байонетного замка имеют  замок positive lock, который позволяет максимально надежно закрепить объектив во избежание даже минимального люфта. Один раз мне пришлось установить Canon 70-200 f/2.8 без дополнительной поддержки под объективом и все отработало отлично, несмотря на мои опасения. Но, как говорится, не повторяйте этот трюк в домашних условиях, под тяжелый объектив всегда надо ставить поддержку.

 

С момента нажатия кнопки питания до полной загрузки и готовности камеры к работе проходит чуть меньше минуты реального времени. Сразу же можно услышать, как заводится система охлаждения. Сейчас скорость вращения вентиляторов стоит на 50%, если выставить на все 100%, то их громкость будет совсем запредельная. Не надо переживать по этому поводу — стоит нажать кнопку записи и вентилятор смолкает. При длительной непрерывной съемке камера не перегревается. Я писал на неё интервью двумя фрагментами по 80 минут без каких-либо проблем.

 

Kinefinity MAVO Edge 6K оборудована исчерпывающим количеством интерфейсов подключения. Давайте посмотрим, что здесь есть. На передней панели, кроме байонета, два разъема Video 1 и 2 для подключения внешнего экрана и видоискателя, через них передается не только видеосигнал, но и питание, и сигналы управления. То есть можно полноценно управлять камерой, как с монитора, при помощи тачскрина, так и с видоискателя, на котором для этого есть кнопки и нажимное колесо. Тут же разъем для подключения моторизированной оптики, решетка, за которой прячется встроенный микрофон и 3,5 мм разъем для внешнего микрофона. Сверху два XLR-разъема с фантомным питанием для более серьёзной работы со звуком.

 

Сзади справа — основная интерфейсная панель. Тут прямой выход от батареи D-Tap, чтобы можно было дать питание, например, на фоллоу-фокус, видеосендер или дополнительный монитор, разъем синхронизации; USB-C для обновления прошивки и загрузки 3D Lut’ов; выход на наушники 3,5 мм; вход-выход генератора таймкода и разъем Ethernet для дистанционного управления камерой, передачи данных и прямых трансляций. Тут же рядом: гнездо для WiFi антенны (она идет в комплекте) – по воздуху тоже можно управлять камерой и подключать её к прямым трансляциям. Два SDI разъема для видеосендера и второго монитора. Еще один тестовый BNC разъем, 3-х пиновый выход батареи и 2-х пиновый разъем LEMO для сетевого блока питания. 

Сзади – всё, что касается питания от батарей. Замок V-Mount для соответствующих аккумуляторов, а под ним гнездо для батарей типа BP (как на камере Canon серии Cinema EOS) – это будет удобно, если понадобится максимально облегчить камеру для установки на стабилизатор, например. Кроме того, компания MovCam сделала для  MAVO Edge 6K специальную клетку, в которой предусмотрен еще один способ питания: от двух батареек типа Sony NP-F550. Я не проверял, но вряд ли камера будет работать от них очень долго, однако их можно использовать в качестве резервного питания и менять на горячую батареи V-mount. 

Ну а слева на камере установлен небольшой ЖК экран для отображения параметров камеры и кнопки для управления этими параметрами. Так же здесь расположена кнопка записи. Еще по одной кнопке записи есть на мониторе и видоискателе.

 

Тушка камеры весит относительно немного: чуть больше 1,5 кг. Плюс аккумулятор, монитор, объектив — и вот сетап только с необходимым оборудованием весит 4-5 кг. Добавим сюда зум-объектив, фоллоу-фокус, компендиум с фильтрами, видеосендер — уже 6-7 кг. То есть даже для работы с минимальным обвесом потребуется физическая подготовка. Так что оптимально будет поставить все это на штатив.

Впрочем, без внешних ND-фильтров можно обойтись. В камере есть встроенная система переменных фильтров нейтральной плотности. Компенсировать можно от 2 до 8 ступеней экспозиции (в кинотерминологии – от ND0,6 до ND2,4). Причем это электронная система. Такое решение позволяет регулировать плотность плавнее, с шагом не в одну ступень, как с оптическими фильтрами, а в 1/10 ступени. Так же eND не привносит цветовых и других оптических искажений.

В Kinefinity MAVO Edge 6K установлена FF матрица на 24 Мп с соотношением сторон 3:2. И вся её площадь может использоваться для съемки видео. То есть в режиме Open Gate сохраняется материал с разрешением 6000х4000 пикселей и частотой кадров до 48 к/с. Но вообще в 6К можно записывать видео с максимальной частотой кадров 75 к/с, в 4К – до 150 к/с. Максимальная же скорость, с которой может снимать камера, составляет 290 к/с в разрешении FHD c cоответствующим кадрированием, естественно.

Датчика с построчным считыванием – глобал-шаттера здесь нет, – но довольно быстрый. За все время использования у меня не было никаких проблем с эффектом роллинг-шаттера, даже при съемке с рук. Но надо понимать, что в каких-то ситуациях этот эффект все-таки проявится и это может стать проблемой. То есть надо быть аккуратным при очень динамичной работе.

Сенсор способен обеспечить более 14 ступеней динамического диапазона. Цифра не рекордная, но этого будет достаточно для большинства съемочных ситуаций. Ну, конечно, если оператор в состоянии хоть немного следить за экспозицией.

Запись можно вести только с логарифмическим профилем. Называется он KINElog3 и его вы не найдете среди стандартных профилей конвертации в распространенных программах монтажа и цветокоррекции. Найти соответствующий 3D Lut можно на официальном сайте Kinefinity, но вообще камера, при сохранении исходника на носитель, аккуратно складывает каждый видеофайл в отдельную папочку, в которой так же есть картинка превью в формате .png, 4 канала звука в формате .wav, текстовичок с метадатой и, в том числе, 3D Lut для перевода KINElog3 в стандартное цветовое пространство Rec709.

И к тому, как работает это 3D Lut, у меня есть некоторые вопросы. Я бы не сказал, что он конвертирует цвет некорректно, нет. Но по результату видно, что приоритет отдается цвету кожи. Поэтому скинтон и все близкие к нему оттенки как бы выпячиваются, а все, что находится на противоположной стороне цветового круга, то есть синий и близкие к нему тона, насыщены в меньшей степени. Поэтому видео после преобразования выглядит более теплым, чем оно было на самом деле. То есть 3D Lut, несмотря на то, что он называется нейтральным, все-таки добавляет некий творческий элемент.

 

Это не слишком большая проблема для колористов, но все же хотелось бы иметь на самом деле нейтральную точку отсчета для последующей творческой цветокоррекции. Мне бы, например, так же хотелось, чтобы профиль  KINElog3 был в плагине Color Space Transform для DaVinci Resolve. Это вообще было бы удобнее, поскольку позволило бы работать и в других цветовых пространствах, а не только в Rec709.

Поймите меня правильно. Я бы не стал придираться к этому, на самом деле несущественному моменту, если бы речь шла о любой беззеркалке. Даже наоборот, я бы скорее всего сказал: «О, какой классный цвет прямо из камеры, сразу после преобразования из логарифмического профиля». Но это довольно дорогая кинокамера, использовать которую буду профессионалы. И они захотят, я вас уверяю, иметь полный контроль над тем, что должно получиться в результате.

Кода речь заходит о КИНОкамере, то, по умолчанию считается, что она должна записывать исходник в один из форматов без обработки — так называемый RAW. Чаще всего производители кинокамер разрабатывают свои способы сохранять «сырой» материал. У Arri, RED, Black Magic Design есть отличные кодеки, которые они успешно применяют в кинокамерах собственного производства.

Компания Kinefinity в MAVO Edge 6K использует для этого кодек Cinema DNG RAW, который Adobe Systems представила еще в 2008 году. Это прекрасный кодек, который не требует покупки дорогостоящей лицензии. Он так же используется, например, в бюджетной кинокамере Sigma FP, а до разработки своего BM RAW его так же успешно эксплуатировала компания  Black Magic Design.

Однако на сегодняшний день запись в RAW на камере  MAVO Edge 6K недоступна. Её обещают добавить с обновлением прошивки где-то в ближайшем будущем. Сейчас материал можно сохранять либо в 10-битный Apple ProRes (HQ, 422, LT) с субдискретизацией 4:2:2, либо в 12-битный  Apple ProRes 4444, который позволяет писать исходник с субдискретизацией 4:4:4, то есть без потерь в каналах цветности. Тоже хороший вариант для производства. Но надо учитывать, что свободно управлять балансом белого и чувствительностью ISO, как при съемке в RAW, уже не получится.

Битрейт довольно высокий (при записи 6К OG 48 к/с он достигает 6 Гбит/с), а когда появится возможность съемки в RAW, то скорость передачи данных возможно еще увеличится, поэтому для сохранения исходника нужны быстрые носители. Здесь применяются проприетарные карты памяти KineMAG Nano. Впрочем, нестандартный здесь только корпус. Внутри него находится обычный M2 NVMe накопитель самого распространенного размера 22 на 80 мм. Самый главный плюс в том, что для чтения этих носителей не нужен какой-то специальный кардридер, который сам по себе может быть редким и дорогим устройством, здесь прямо на корпусе карты памяти есть разъем USB-C, через который можно подключиться к любому компьютеру и скачать данные, как с обычного внешнего SSD-накопителя.

В камере есть трехосевой акселерометр — это такой датчик, который позволяет отслеживать положение камеры в пространстве. Насколько я понимаю, сейчас он используется только для работы электронного уровня. И я не уверен, можно ли использовать его данные для гиростабилизации видео на посте, но было бы здорово иметь эту функцию. Потому что в некоторых камерах Black Magic и RED Commodo это есть и иногда довольно неплохо помогает стабилизировать исходники, что называется, постфактум.

Датчик изображения имеет двойное нативное ISO: 800 единиц и 5120 единиц. Переключение между ними происходит автоматически при переходе с 2560 на 3200 ISO. Если не усложнять лишней математикой, то для пользователя это означает, что камера способна выдать рабочий результат буквально на любом значении ISO, которое вы сможете на ней выставить. От 160 до 10240 единиц. Хотя кинокамеры чаще всего работают в условиях, скажем, контролируемого освещения — хорошая работа в сложных условиях тоже не помешает. Тем более, что производитель позиционирует MAVO Edge 6K, как камеру для документального кино в том числе. А в таком случае управлять светом получится далеко не всегда.

В общем не надо бояться выкрутить ISO на 3200 или даже 6400 — небольшой шум, конечно, появится, но он вполне себе приятный по структуре. В этой камере нет внутренних алгоритмов шумоподавления, и это прекрасно. Но шум можно легко убрать на посте, если он вдруг вам не понравится.

Мне очень жаль, что рынок используемых кинокамер очень маленький и пробиться туда невероятно сложно. Все знают, что если есть много денег на проект, то надо снимать на Arri, если бюджет поменьше, то RED, а если денег нет совсем, то BlackMagic к вашим услугам. Для документального кино есть Sony серия FX и Canon Cinema EOS. На всех, кто пытается этот порядок нарушить, смотрят как на сумасшедших.

Kinefinity MAVO Edge 6K – отличная камера, которая, не предлагая ничего уникального, в то же время умудряется сочетать в себе практически все необходимое для съемки любого проекта с небольшим бюджетом. Но я не завидую таким производителям, как Kinefinity, потому что им мало сделать хороший продукт, нужно еще убедить пользователей, что он достоин внимания. И что из этого сложнее ещё очень большой вопрос.

У меня все на сегодня, более подробно почитать про камеру Kinefinity MAVO Edge 6K можно перейдя по ссылке.

Материалы для скачивания

Видео исходного качества (10,9 ГБ), снятое на Kinefinity MAVO Edge 6K, можно скачать по ссылке.





Последние комментарии на YouTube