Универсальный инструмент для видео: обзор Panasonic S1H




Универсальный инструмент для видео: обзор Panasonic S1H

В 2019 году Panasonic выпустил самую мощную во всех смыслах беззеркальную гибридную камеру Panasonic Lumix S1H, ориентированную по большей части на видеосъемку. S1H одинаково впечатляет как возможностями, так и размерами. И ценой. 
Попробуем разобраться насколько эта цена оправдана…

 

Panasonic никогда не парились по поводу компактности своих флагманов. GH5 имеет матрицу micro4/3, а размерами корпуса превосходит многие полнокадровые камеры. Ну а Panasonic S1H крупнее большинства любых других гибридных камер, включая зеркалки. При первом знакомстве она действительно поражает размерами, но я не вижу в этом никакой проблемы. Более того, большой корпус дает для профессиональной камеры ряд преимуществ, которые, на мой взгляд, гораздо важнее компактности.

Первое такое преимущество — максимально удобное расположение органов управления. Я всегда говорил и буду это повторять, что лично для меня эргономика не является самым важным элементом камеры, но, несомненно, снимать приятнее, когда все что нужно, находится под рукой. Достаточно взять S1H в руки и сразу понятно, как ею управлять.

Сверху расположен информационный дисплей, на нем даже в выключенном состоянии камера отображает заряд батареи и остаток места на карточках памяти. Кнопок начала записи видео аж целых три: кнопка спуска, рядом с ней сверху еще одна, на нее удобно нажимать большим пальцем при съемке «от живота» и еще одна на передней панели корпуса, чтобы начать запись, если доступ к верхней части камеры затруднен, например, она установлена высоко на штативе.

Второе преимущество — в крупном корпусе легче соблюдать температурный режим. Проблема в том, что при нагреве больше положенной температуры меняются свойства полупроводниковых материалов. Матрица камеры тоже состоит из полупроводниковых материалов. Поэтому при сильном изменении температуры камера будет снимать по-другому. Если в любительском сегменте такими отклонениями можно пренебречь, то в  камере стоимостью 4000$ такие моменты должны быть учтены.

 

Для сохранения приемлемой температуры во время съемки в S1H так же предусмотрена и дополнительная вентиляция с задней стороны камеры. Пыле-, влагозащита несмотря на это, по заявлению производителя, не пострадала. Как результат, камера не имеет ограничений на запись непрерывного фрагмента видео ни в одном из режимов съемки и при этом практически не греется. Я спокойно записывал на нее шоты длиной более часа в режиме 5,9К.

Третье преимущество крупного корпуса — на эту камеру банально удобно снимать с рук. Да, она тяжелее других полнокадровых беззеркалок в среднем на полкилограмма, но, в одну из смен я снимал на нее с рук на протяжении 4-х часов. Не стану врать, что совсем не устал, но это было ни капли не тяжелее, чем такая же съемка на Sony a7III или Nikon Z6, просто потому что  S1H прекрасно сбалансирована по весу и у нее отличный стабилизатор.

 

Раз уж я заговорил про съемку с рук, то тут же логично было бы рассказать и про матричную стабилизацию. Panasonic обещает компенсацию до 6,5 ступеней экспозиции в режиме Dual IS (это вместе с оптической стабилизацией в объективе) — как это работает в фотографии представить себе довольно просто, — при съемке видео, как пример, могу сказать что я  спокойно снимал на 150 мм эквивалентного фокусного расстояния, а проходки отлично выглядят на 35 мм.

И, кстати, всю эту смену я отработал на одном аккумуляторе. Батарейка здесь емкостью 3050 мАч и на одном заряде я отработал, как уже и сказал, чуть больше 4-х часов в режиме старт-стоп и взял ровно 2 часа материала в разрешении 4К с включенным экраном, а также матричной стабилизацией и оптической в объективе.

Так как камера все равно очень большая и экономить место нет необходимости, то здесь Panasonic сделал свою собственную систему поворота экрана. Она получилась довольно громоздкой, но зато уникальной. Чтобы угодить всем пользователям экран может работать и как обычный откидной и как полностью поворотный во всех плоскостях. Причем в полностью откинутом состоянии он не перекрывает разъемов подключения микрофона и наушников.

Panasonic до сих пор не использует в своих камерах гибридную контрастно-фазовую систему автофокуса. И в S1H тоже применяется только контрастная. Она хоть и точная, но при этом очень медленная. Поэтому снимать видео со следящим автофокусом здесь строго не рекомендуется. Нет, если камере дать время, на то чтобы сфокусироваться и при этом объект будет находиться в одной и той же точке, то никаких проблем с удержанием этого объекта в фокусе не будет. Но в случае когда объект движется относительно камеры, даже не слишком быстро, контрастная система не в состоянии быстро на это движение среагировать.

Сейчас хайп по поводу того, что Panasonic S1H сертифицирован для производства потоковым сервисом Netflix немного утих и можно спокойно обсудить этот момент. Надо пояснить, что сертифицирован вполне конкретный режим работы — DCI 4K (4096х2160) 10 бит 4:2:2 400 мбит/с All-I. Может показаться странным, почему именно 4К, ведь камера способна снимать и с более высоким разрешением, —  вплоть до 6К. Дело в том, что всё что разрешением выше, чем Cinema 4K пишется кодеком Н265 только с межкадровой компрессией и битрейтом до 200 Мбит/с. И, тем не менее, сам факт того, что беззеркалка впервые попала в список утвержденных камер говорит о многом. Надо сказать, что критерии отбора у Netflix очень высоки и в этот список, например, не попали такие популярные камеры, как Canon C200 и ARRI Alexa Mini (версия с датчиком S35).

Вообще выбор способов записи видео очень обширный. Есть возможность записывать 4К в Н264 с низким битрейтом в 100 Мбит/с для съемки тех же свадеб или других событийных мероприятий. Разрешение 5,9К оказалось очень полезным для блогерской работы, как в моем случае, при съемке без оператора. Чтобы делать склейки по крупности, мне не надо менять фокусное расстояние объектива, я могу на монтаже кропнуть видео почти на 30% и выдавать готовый материал на Ютуб в 4К без визуальной потери качества.

Есть во всем этом и ложка дегтя. 4К 48-50-60 к/с нельзя писать со всей площади матрицы — только в режиме S35. Также для 4К 48-50-60 к/с не предусмотрена возможность сжатия с внутрикадровой компрессией. Но, в любом случае, — это Н265 10 бит 200 Мбит/с, —  то есть кодек очень качественный. Касается это все только записи на внутренние карты памяти, на внешний рекордер камера отдает сигнал 10 бит 4:2:2 с разрешением до DCI 4K  и частотой кадров до 60 к/с. Через полноценный HDMI, что тоже очень важно.

Panasonic S1H имеет возможность снимать с логарифмическим профилем и, в отличие от камер серии GH, здесь применяется полноценный V-Log. С точно таким же color science, как и в профессиональных кинокамерах Panasonic VariCam. И наиболее точная цветопередача у камеры именно при съемке в этом режиме. V-Log есть в прошивке по умолчанию, покупать и устанавливать его отдельно не нужно, и применим он ко всем кодекам используемым в камере, включая и 8-битные.

Кроме V-Log есть и множество других профилей для тех, кто не хочет сильно заморачиваться постобработкой, хотя я не сказал бы, что сейчас с этим большая проблема. Практически все производители имеют стандартные 3D LUT’ы для перевода расширенного цветового пространства в стандартное Rec709 и все монтажные программы с этими  3D LUT’ами могут работать. Так что я бы на S1H совершенно спокойно снимал в V-Log всегда, кроме тех моментов, когда нужно сверхзамедленное видео в FHD.

Дело в том, что в Panasonic S1H есть два способа записать видео со скоростью кадров больше 60 к/с. Один из них — это запись 100 или 120 к/с со звуком, его можно замедлить во время монтажа. Такой режим имеет возможность 10-битного кодирования кодеком H265. А вот режим с переменным фреймрейтом (тот, где частоту можно выбирать вручную от 2 до 180 к/с) может быть сжат только кодеком Н264 с 8 битами на канал цвета. В этом режиме видео сохраняется на карту памяти уже замедленное или ускоренное. 

В режимах съемки с высокой частотой кадров, очевидно, применяется пиксельбиннинг, поэтому есть некоторые проявления такого неприятного явления, как муар. Во всех остальных режимах съемки ни муара, ни альясинга нет. Эффект роллинг-шаттера, скажем так, «средний по больнице» — примерно на уровне всех полнокадровых флагманских камер на рынке.

Камера имеет двойное нативное ISO: 640 и 4000 единиц. Эти пределы можно переключать вручную через меню или оставить на откуп автоматике, которая работает вполне корректно. В результате практически во всем заявленном диапазоне значений ISO, от 100 до 51200 единиц, камера выдает прекрасный результат. Ограничено годным для использования можно считать только значения от 40 000 ISO и выше. Да и они после соответствующей обработки вполне годятся для использования в соцсетях и на YouTube в том числе.

Panasonic S1H – это самая универсальная камера из всех, которые мне приходилось держать в руках. На неё можно совершенно спокойно поснимать свадьбу и получить материал с отличным качеством и невысоким битрейтом, который будет легко монтироваться и он не займёт много места на носителях. В то же время в ней есть режимы, позволяющие снимать исходники, соответствующие самым высоким требованиям.

Явный недостаток у камеры только один, да и то критичен он только для начинающих и неопытных видеомейкеров — это отсутствие рабочей системы следящего автофокуса. Но камера на таких пользователей и не рассчитана.

Некоторые материалы в исходном качестве (3,4 ГБ), сделанные во время тестирования камеры Panasonic Lumix S1H, можно скачать по этой ссылке.





Последние комментарии на YouTube