Panasonic Lumix GH5 появилась в продаже в марте 2017 года. Эта прорывная, без преувеличения, для того времени камера, да и сейчас, в начале 2021 года, она все еще очень актуальна для съемки видео. Более того, до сих пор она по многим параметрам превосходит большую часть камер в своем классе, представленных гораздо позже. Но в ноябре 2017 года Panasonic выпустила очень схожую по начинке камеру Lumix G9, правда, с совсем другим позиционированием. Если GH5, без сомнения, имела уклон в видеосъемку, то G9 предназначалась для фотографии, поэтому лично мне она не была особенно интересна.
Panasonic Lumix GH5 и Lumix G9
Однако, как я уже не один раз говорил, камера, которую мы покупаем на старте продаж, через несколько лет, после обновлений, может очень сильно измениться. И вот теперь, спустя 3 года существует стойкое мнение (во всяком случае, я слышал это уже от нескольких знающих людей), что G9 стала для съемки видео чуть ли не лучше самого легендарного "пятого ГаШа" (GH5). Вот это утверждение я и хочу проверить этим сравнением.
Обе камеры имеют матрицы 20 Мп
...и поворотный экран
Обе эти камеры с точки зрения компонентов очень похожи: матрица 20 Мп, процессор обработки изображений, 5-ти осевая система стабилизации, поворотный во всех плоскостях экран, аккумулятор и много чего еще у них одинаковое…
Обновленная прошивка Lumix G9
Ну, а после обновления прошивки на Lumix G9 до версии 2.0 в ноябре 2019 года, которая добавила возможность записи 10-битного видео на внутреннюю карту памяти — они вообще стали одинаковыми по видеосъемке. Если вспомнить, что G9 изначально имел чуть более широкие возможности фотографии и стоит немного дешевле, чем GH5 – вот вам и вывод о том, что Lumix G9 сейчас гораздо более выгодная покупка, чем «гаш». Но на самом деле все не так просто.
Panasonic Lumix GH5 и Lumix G9
Одно из главных отличий состоит в том, что G9 имеет ограничение на время записи непрерывного фрагмента видео. В FHD до 60 к/с и 4К до 30 к/с оно составляет 30 минут, в 4К 50-60 к/с — 10 минут.
Panasonic G9 имеет ограничение по время записи видео: FullHD до 60 к/с и 4К до 30 к/с оно составляет 30 минут
Не знаю, вызвано ли это техническими причинами; ведь корпус G9 немного меньше, чем у GH5, и не предназначался для длительной непрерывной видеосъемки, а, следовательно, может не успевать рассеивать тепло, неизбежно при этом возникающее, либо ограничение чисто программное и появилось только из-за желания как-то разделить продукты на рынке, но возможность долгое время без остановки снимать видео для многих была одним из главных критериев для покупки Panasonic Lumix GH5.
Лично я на своей камере приспособился работать и с 30-ти минутными отрезками, но, объективно, без ограничений жить было бы намного удобнее. Также на GH5 гораздо более широкий выбор кодеков и контейнеров для записи высококачественного видео.
Например, на него можно снимать видео не только с межкадровым сжатием, но и в кодек с внутрикадровой компрессией и максимальным битрейтом 400 Мбит/с, а на G9 максимум H264 150 Мбит/с IPB. Тоже важное отличие, потому что для того количества информации, которое нужно сохранить при кодировании 10-битного 4К видео, 150 Мбит/с в Н264 кодеке может и не хватить и тогда полезут очень хорошо различимые артефакты компрессии. Ну и всем известно, что внутрикадровые кодеки гораздо проще обрабатывать на не очень мощном монтажном компьютере, возможно, ноутбуке.
В GH5 есть поддержка анаморфотного режима, в G9 — пока нет
В G9 нет, и пока нет никакого способа его добавить, анаморфотного режима. В связи с появлением в последнее время весьма доступной и очень неплохого качества анаморфированной оптики — для кого-то это может стать весьма важным критерием для выбора камеры.
Но зато, в Lumix G9, как и в GH5 можно дополнительно установить логарифмический профиль V-Log L, чтобы получать с матрицы камеры исходник с максимальным динамическим диапазоном. Вместе с этим станет доступно отображение на экране при съемке вектроскопа или вэйвформа.
Обе камеры тестировались с одним и тем же объективом Lumix G 35-100 f/2.8
Теперь давайте узнаем насколько схожа или картинка, снятая на эти камеры в абсолютно одинаковых условиях. Я использовал, насколько это возможно, идентичные настройки, один и тот же объектив Lumix G 35-100 f/2.8, освещение тоже не изменялось.
ISO и детализация
Начнем с работы на различных ISO. На низких значениях картинка очень похожа, что вполне ожидаемо. Вплоть до ISO 800 разницу найти очень непросто и только в прямом сравнении можно увидеть различия. А вот на ISO 1600 и выше на G9, такое ощущение, что включается какое-то внутрикамерное шумоподавление, которое сглаживает шум, но и дает потери в детализации. Если на значениях 1600 и 3200 ISO все это выглядит более-менее приемлемо, то на 6400 ISO потери становятся уже слишком велики. Впрочем, значения ISO выше 3200 я бы избегал использовать и на GH5, ну, во всяком случае, делал бы это с большой осторожностью.
Не знаю, можно ли отключить это шумоподавление в G9 – я такой кнопки не нашел. В условиях хорошего освещения, как я уже сказал, обе камеры снимают идентично, проблема роллинг шаттера практически не будет вас беспокоить, а детализация высока как в 4К, так и в FHD на всех возможных частотах кадров. Но, поскольку фильтра низких частот нет ни там, ни там, то муар на мелких повторяющихся деталях вполне может появиться при использовании любых разрешения и частоты кадров.
Детализация хорошая у обеих камер и в 4К, и в FHD
Все о чем мы сейчас с вами говорили — это теоретические выкладки и студийные сравнения, в реальной жизни люди часто делают выбор в пользу той или иной камеры импульсивно, на основе субъективных предпочтений. И вот мне в плане эргономики и вообще работы на реальной съемке почему-то больше понравилась Lumix G9. Она чуть потоньше, чем GH5, поэтому у нее чуть глубже хват, и камера лучше лежит в руке. У G9 также больше коэффициент увеличения у видоискателя, 0,83 против 0,76 на GH5 – кажется, что немного, но я люблю работать с видоискателем и всегда приятно видеть картинку большего размера. Хотя разрешение видоискателей у этих камер одинаковое — около 3,68 млн. точек.
Экран GH5 выше по разрешению
А вот поворотный экранчик лучше на GH5: он выше по разрешению и, мне показалось, что чуть ярче. Дополнительный монохромный экран на G9 практически бесполезен для видеосъемки (может быть не бесполезен, но непривычен — это точно), но в остальном верхняя панель с органами управления более удобна именно на G9.
Верхний дисплей G9 практически бесполезен для видеосъемки
Более эргономичный рычаг включения питания, который находится вокруг кнопки спуска, позволяет очень быстро включать и выключать камеру одним движением, а характерный выступ дает возможность даже не глядя определять на какую кнопку (ISO, WB или экспокоррекции) ты нажимаешь в данный момент.
У G9 удобный рычаг включения питания у кнопки спуска, а специальный выступ позволяет вслепую ориентироваться, где какая из кнопок (ISO, WB или экспокоррекции) находится
Матричная стабилизация работает примерно одинаково и прекрасно на обеих камерах — снимать с рук одно удовольствие, особенно если еще и объектив имеет оптическую стабилизацию. Тогда включается система Dual IS2 и эффективность стабилизации может достигать внушительных 6,5 стопов. Но и с обычными, не стабилизированными объективами все прекрасно работает. Но вы не должны обольщаться – внутрикамерная стабилизация пока не в состоянии заменить внешний стабилизатор.
LUMIX Webcam Software
Как уже говорил, я взялся за это сравнение, поскольку услышал утверждение, что G9 теперь снимает видео лучше, чем GH5. Как мы определили к этому моменту — это далеко не так, хотя и весьма близко к правде. Но я хочу узнать вот еще что: мне так же сказали, что у Panasonic одно из лучших приложений для подключения камеры к компьютеру в качестве веб-камеры. Я имею некоторый опыт работы в прямом эфире и, в целом, у меня есть представление о том, как это должно работать в идеале.
На сайте Panasonic.com, где можно скачать LUMIX Webcam Software, есть табличка, в которой представлен довольно широкий перечень программ для веб-конференций и онлайн-стриминга, с которыми эта утилита сможет работать. Я проверил в двух самых популярных их них, Zoom и Open Broadcast Software (OBS). В общем, без каких либо танцев с бубном в обоих случаях камера (я взял GH5, хотя G9 точно так же подойдет) подключилась и работала без сбоев.
С FHD разрешением. Все настройки камеры при этом оставались активными. Важно помнить, что при таком подключении передается только видео, звук придется захватывать отдельно.
Короче, я не готов пока сказать, что это приложение у Panasonic самое лучшее из всех, но оно позволяет передавать видео на компьютер без отдельных и довольно дорогих карт захвата и работает с теми приложениями, которые нужны мне. И, во всяком случае, оно точно лучше фуджифильмовского, которое в OBS не работает.
Первая информация о Lumix GH5 появилась в конце 2016 года. Тогда она поразила меня прежде всего возможностью записи 4К в 10-битном представлении и 4К до 60 к/с прямо на карту памяти в камере. Да, через некоторое время кто-то там что-то измерил и оказалось, что не 10 бит, а 9 с чем-то, да и 4К 60 к/с 8 бит в камеру, а 10 бит только на внешний рекордер, но — это было уникальное предложение для своего времени. Сегодня у Panasonic есть еще одна камера с очень похожими характеристиками.
И если, как мы выяснили, Panasonic Lumix GH5 предлагает больше узконаправленных, профессиональных возможностей, то Lumix G9 камера более универсальная и станет хорошим помощником, как в фотографии, для чего она была предназначена изначально, так и в съемке видео. И позволит вам получать результат очень высокого качества. Часто лучшего, чем при использовании гораздо более современных камер.
Исходные файлы
Файлы исходного качества (1,8 ГБ), сделанные во время теста сравнения Panasonic LUMIX GH5 и G9, можно скачать по ссылке.