На момент своего появления оригинальный Lumix GH5, без всяких сомнений, был лучшей гибридной камерой для съемки видео. Он предлагал пользователю уникальный набор возможностей: впервые в таком бюджете запись 10-битного 4К видео на внутренний носитель, запись видео в 4К до 60 к/с, отличную матричную стабилизацию и неограниченное время записи почти во всех режимах. Это я перечислил только несколько основных. Фактически в 2017 году именно с GH5 и началась новая эра, когда, по сути, на любительские камеры стало возможным снимать видео технически профессионального уровня.
Но за четыре с половиной прошедших года логично, что некоторый функционал все же успел устареть. Хотелось, чтобы запись 4К 50-60 к/с была доступна и в 10-битном представлении тоже, а не только в 8 бит. Неплохо было бы иметь возможность питать камеру от пауэрбанка во время работы, ну и некоторые другие моменты. Поэтому в 2021 году появилась обновленная версия легендарного «пятого гаша», в которую попутно Panasonic добавил и другой полезный функционал.
Корпус новой камеры
остался неизменным и это хорошо. Тем, кто захочет обновиться с первой версии,
не придется покупать новые аксессуары — клетка, другие обвесы, аккумулятор,
батарейная ручка — все это можно использовать от GH5. Чтобы камера хоть немного отличалась
визуально, во внешний облик добавили пару красных акцентов: под колесом
переключения режимов фотосъемки и на кнопке записи видео. Ну и римская двойка
на шильдике не оставляет сомнений – перед нами GH5 mark II.
Давайте я не буду повторяться — Lumix GH5 камера популярная и все,
кто хотел, давно про неё уже все выяснили — в основном будем заострять внимание
на том, что изменилось. Первое и, на мой взгляд, самое важное – это съемка в 10
бит 4К с частотой кадров больше 30. Пусть с субдискретизацией 4:2:0, пусть
только с межкадровым сжатием, но это тот режим, который должен быть в любой
современной камере обязательно, чего бы там не говорили ретрограды.
При этом используется кодек H265 c битрейтом 200 мбит/с. Я в таком режиме снимаю на своей камере (другого производителя) уже достаточно давно и с уверенностью могу сказать, что этих параметров более чем достаточно для репортажной и бюджетной постановочной съемки. Кодек Н265 отличается более эффективным алгоритмом сжатия и поэтому позволяет сохранять в исходнике больше информации, чем кодеки на основе формата Н264.
Все остальные способы съемки перечислять не буду, потому что
количество их вплотную приближается к 50-ти — все осталось, как и было, включая
запись FHD-видео с
переменной частотой кадров от 1 до 180 к/с, а также анаморфотные режимы.
Кстати, напомню, что GH5,
как первый, так и второй — это одни из немногих беззеркалок, в которых есть
полноценный режим open gate.
Он позволяет снимать видео со всей площади матрицы с соотношением сторон 4х3 с
последующим преобразованием в высококачественное анаморфированное изображение с
разрешением 6К.
Сейчас под байонет
микро 4/3 выпускается много анаморфотной оптики с различными коэффициентами
анаморфирования, в том числе есть и достаточно бюджетные объективы. Так что
возможность эта многим пользователям будет очень полезна.
Логарифмический профиль V-Log L теперь есть в камере прямо из коробки. В первой версии GH5, напомню, его, между прочим, нужно докупать отдельно за 8 тысяч рублей. Насколько мне помнится, это была одна из немногих вещей, которые не понравились мне в первой камере.
Я уверен, что сегодня, есть смысл всегда снимать видео с логарифмическим профилем, конечно при условии, что ваша камера умеет сохранять исходник, как минимум в 10-битном представлении. Лет 5-6 назад не все камеры имели адекватные настройки для съемки в логарифм, также могли возникнуть проблемы при конвертации расширенного цветового пространства и лог-гаммы. Сегодня все актуальные беззеркалки пишут видео в этом режиме хорошо, а перевод в стандартный для большинства ситуаций Rec709 занимает буквально несколько секунд в любой монтажной программе. При этом выигрыш в качестве картинки просто гигантский.
При съемке в логарифмический профиль гораздо меньше цена ошибки, то есть можно довольно сильно промахнуться по экспозиции с минимальными последствиями для финального результата, хотя, конечно, лучше этого не делать. И у меня, например, обработка видео, снятого в таком профиле занимает гораздо меньше времени, чем исправление косяков, свойственных большинству стандартных режимов. Так что не бойтесь снимать в логарифм, только не забывайте соответственно подписывать папки с сохраненными исходниками, чтобы потом не вспоминать мучительно, в каком режиме это снято. Ну и если снимаете для кого-то другого, то в сопроводительной записке указывайте, в каком профиле сохранено видео — монтажер будет вам благодарен.
Остались моменты, которые было бы неплохо исправить, но, видимо, без замены ключевых элементов — матрицы, например, сделать этого не получается. Например, съемка видео с переменной частотой кадров. Как я уже сказал, GH5 mark II, так же как и предшественник, может записывать видео со скоростью от 1 до 180 к/с, но сохраняется оно при этом, к сожалению, только в 8-битном представлении. Также в ситуациях съемки некоторых тканей, сетки и других объектов с мелким повторяющимся рисунком вполне возможно появление муара.
Ну и система автофокуса, конечно. Не смотря на то, что в камере установлен обновленный процессор обработки изображения, который намного чаще совершает опрос матрицы для более точной и быстрой фокусировки, по моим впечатлениям изменилось мало что. Возможно, это как-то повлияло на процесс фотографии, но при видеосъемке этим автофокусом я бы пользоваться не стал. В некоторых ситуациях, может быть, он и справится с поставленной задачей, но, мне кажется, рисковать не стоит, гораздо надежнее будет сфокусироваться вручную. Это касается не только Lumix GH5 II, а всех камер вообще: если нет крайней необходимости, то лучше воспользоваться ручной фокусировкой. Но кардинальных изменений ждем в GH6: там, по слухам, уже будет гибридная фазово-контрастная система автофокуса, надеюсь, гораздо более эффективная, чем в GH5.
Потребность в прямых трансляциях в интернет в последнее время сильно выросла и такие возможности Panasonic добавляет во многие свои видео- и гибридные камеры, в Lumix GH5 II этот функционал тоже появился. Работает это все без проводов по WiFi, максимальное разрешение FHD 1920х1080, частота кадров до 60, а битрейт до 16 Мбит/с — это очень много для потокового вещания и, если конечно позволяет ширина интернет-канала, можно транслировать видео в очень высоком качестве.
Организовать трансляцию можно двумя способами. Первый — подключив камеру к смартфону по Bluetooth. В приложении Lumix Sync настраиваются параметры подключения к точке доступа Wi-Fi, а также подгружаются адрес сервера и логин.
Второй способ — трансляция прямо из камеры. Для этого потребуется некоторая подготовка. Прежде всего, необходимо установить на ваш компьютер программу Lumix Network Setting software, затем при помощи неё сохранить настройки стрима на карту памяти, а уже с карты памяти перенести и сохранить эти настройки в камере. Потом подключить камеру к точке доступа WiFi и вы в прямом эфире.
Камера использует стандарт RTMP/RTMPS, следовательно, можно вести трансляцию на любой сервис, использующий этот протокол. Среди них Youtube, Facebook, Twich и многие другие.
Что еще изменилось в новой камере по сравнению с первой версией? Lumix GH5 mark II может получать питание и заряжать батарею прямо во время съемки. Очень полезная функция, я думаю, что это объяснять никому не нужно. Для того чтобы все заработало, нужно, чтобы ваш пауэрбанк поддерживал технологию PowerDelivery. Кстати, сам аккумулятор все же немного изменился, он обратно совместим с тем, который устанавливается в оригинальный GH5, но емкость его больше на 300 мАч.
Также изменился размер заднего экранчика, но почему-то в меньшую сторону. Было 3,2 дюйма, стало 3 дюйма. Но зато выросло разрешение с 1,6 млн до 1,84 млн точек.
Увеличилась эффективность матричной стабилизации с 5 до 6,5 ступеней экспозиции. Я не могу проверить это без сложных тестов и сравнений, так что поверим на слово. Если вы заметили, то я очень много снимал на GH5 mark II c и именно за возможность получать потрясающий по плавности материал, используя абсолютно любую оптику, я обожаю оригинальный «гаш», а теперь и Lumix GH5 mark II тоже.
До 2021 года в линейке GH не было камер второй версии даже у самых удачных моделей. Для Panasonic гораздо более характерно выпускать камеры революционные, которые способны переворачивать рынок и диктовать тренды. Такие как Lumix GH6, разработка которой анонсирована в мае этого года. Появление Lumix GH5 mark II мера, во многом, вынужденная, эта камера дитя уникального периода времени, который сейчас проживает наша цивилизация. Дефицит электронных компонентов, постигший мировую промышленность, не мог не сказаться на производителях камер. Все крупные анонсы переносятся на более позднее время, а поставки новинок сильно задерживаются.
Смогла бы Panasonic удовлетворить несомненно высокий спрос на GH6, выйди он сейчас, прогнозировать сложно, а вот Lumix GH5 mark II можно производить в достаточных количествах, благодаря запасам компонентов, накопленным еще с благополучных времен. Обстоятельства сложились таким образом, что сейчас мы получили почти идеальный GH5, который был невозможен в 2017 году, а теперь будет актуален еще очень долгое время.
Материалы для скачивания
Тестовое видео (1,8 ГБ), снятое на Panasonic LUMIX GH5 II, можно скачать по этой ссылке.