Panasonic Lumix S5 II и S5 IIx | Обзор камер НОВОЙ эры Lumix




Panasonic Lumix S5 II и S5 IIx | Обзор камер НОВОЙ эры Lumix

Компания Panasonic была самой первой, кто начал выпускать гибридные камеры, ориентированные на видеосъемку. Серия GH, начиная примерно со второй модели, уважаема у «бывалых» операторов до сих пор, а четвертый и пятый «Гаш», вполне заслуженно, на мой взгляд, имеют почетное звание «легендарных».

 

На протяжении всех прошедших лет (а Lumix GH1 вышла 15 лет назад, в 2009 году) видеоориентированные беззеркалки Panasonic были на острие технологий, предлагая своим пользователям самые передовые на текущий момент возможности для видеосъемки. И претензия ко всем камерам Lumix за эти годы, по большому счету, была только одна – отсутствие наиболее эффективной фазово-контрастной фокусировки, которая позволяла бы без проблем пользоваться автофокусом при съемке видео.

Только в начале 2023 года была анонсирована первая беззеркалка Panasonic, оснащенная гибридным автофокусом, — это DC-Lumix S5II. Про неё, а так же про модификацию Lumix DC-S5IIx сегодня и поговорим.


Panasonic Lumix S5II и Lumix S5IIx 

Для начала должен сказать, что Panasonic Lumix S5II и Lumix S5IIx с технической точки зрения камеры абсолютно одинаковые. То есть всё, что я буду говорить про одну из них, в полной мере относится и к другой. Кроме некоторых, довольно специфичных, изменений в программном обеспечении, на которых я обязательно заострю внимание. 

Как и ее непосредственные конкуренты, Lumix S5II — это не просто фотокамера. Её видеохарактеристики во многих отношениях находятся на уровне лучших в своем классе. Например, это единственная камера в сегменте, способная выводить видео со всей матрицы, предлагая функцию Open Gate 6K с соотношением сторон 3:2. Дополнительные варианты включают 6K-видео с соотношением сторон 16:9 с частой кадров до 30, UHD и DCI 4K до 60 к/с и FHD до 180 к/с. Всё это предлагается в 10-битном формате, что дает возможность съемки с использованием логарифмического режима V-Log и HLG, в которых камера может предложить до 14 ступеней динамического диапазона. 

Так же, это единственная на сегодняшний момент полнокадровая камера в этом ценовом диапазоне, оснащенная вентилятором для увеличения времени съемки видео без перегрева. Я записал для проверки 2 часа видео в режиме 4К 25 к/с 10 бит одним фрагментом без каких-либо проблем. Записал бы и больше, но штатного аккумулятора хватает как раз на 2 часа съемки. И карты памяти на 128 Гб тоже, как оказалось, хватает примерно на 2 часа записи видео с битрейтом 150 Мбит/с. Совпадение? Не думаю.

Заявленная эффективность матричной стабилизации составляет 5 ступеней, но Panasonic добавила «активный» режим стабилизации, который обеспечивает ещё большую степень коррекции движения камеры, вплоть до 6,5 ступеней.



Однако хорошее видео становится все более распространенным в этом сегменте рынка, а 24-мегапиксельная матрица камеры S5II не обеспечивает особенно быстрого считывания. Оно заметно быстрее, чем, например, в Sony a7 IV, но все же для съемки 4K-видео с частотой кадров 50 и 60 приходится уменьшать область считывания датчика изображения до размера APS-C. И это, конечно, затрудняет получение широкоугольного кадра, означает некоторую потерю качества и увеличение шума.


Меню Lumix S5 II и Lumix S5 IIx

По этой же причине уровень роллинг-шаттера далек от показателей лучших представителей гибридных камер с многослойными матрицами. Впрочем, ценовой сегмент Lumix S5II и не подразумевает использование самых прогрессивных на сегодняшний момент датчиков изображения.

Но если учесть необычные функции, такие как поддержка съемки с анаморфотными объективами, 4-канальный звук, отображение вейфворма для настройки экспозиции и вектороскопа для понимания цвета, то базовая Lumix S5II станет очень и очень неплохой видеокамерой.

В отличие от большинства современных беззеркалок, в которых фактически стандартом стало использование для сохранения отснятого материала не только карт SD, но и CFexpress (чаще всего Type B), Lumix S5II имеет сдвоенный слот карт памяти SD. Поддерживаются самые скоростные их разновидности SDXC UHS II V90, с заявленными скоростями чтения/записи до 300 мБ/с.


Lumix S5II имеет сдвоенный слот карт памяти SD

Не знаю к чему относить эту особенность: к достоинствам или недостаткам. Есть причины, по которым моё мнение склоняется ко второму. И тут мы плавно подходим к отличиям обычной S5II от Lumix S5IIx.

Несмотря на все продвинутые режимы записи видео, простая S5II не предлагает пользователю ни одного режима сохранения исходника в формат с внутрикадровой компрессией. Только LongGOP с битрейтом не выше 200 Мбит/с. Это выглядит как искусственное ограничение, потому что быстрые карты SD вполне могут работать с гораздо большими скоростями передачи данных. Lumix S5IIx уже имеет возможность записи видео с кодированием All-Intra. Видео с битрейтом до 600 Мбит/с можно сохранять на карты памяти SD, а все что выше – на внешний SSD через разъем USB-C. Так же на внешний SSD можно писать видео в профессиональном кодеке Apple ProRes, максимальный битрейт которого при съемке в 5,8К, составляет 1,6 Гбит/с. 

Что же тут плохого? – спросите вы, а я отвечу. Внешний SSD в подавляющем большинстве случаев делает конструкцию менее надежной и подверженной влиянию пыли и воды. Да, в базовом своем состоянии обе эти камеры имеют пылевлагозащиту, несмотря на решетки вентиляции для системы активного охлаждения. Если бы одной из карт памяти здесь была CFexpress Type B, необходимости во внешнем SSD не было бы вообще. Все, что может предложить Lumix S5IIx сохранялось бы на внутренний носитель без каких-либо проблем.

Еще одним отличием S5IIx от S5II является то, что она по умолчанию имеет возможность вывода через разъем HDMI видео в сырых форматах Apple ProRes RAW и Blackmagic RAW. В 5,9К с полного кадра с частотой до 30 к/с и 4,1К с частотой до 60 к/с с ограниченной области матрицы.

Впрочем, такую возможность можно реализовать и на обычной S5II установив платное обновление. Цена вопроса – 200$.

Как я уже говорил, Lumix S5II явилась серьёзным прорывом для Panasonic, став первой камерой с гибридной фазово-контрастной системой фокусировки. До этого момента все камеры этого производителя использовали только контрастный автофокус.

Проблема контрастного автофокуса не в том, что он медленный или не точный. Нет. И того и другого ему как раз-таки хватает вполне. Проблема кроется в самом принципе контрастной фокусировки. Для её правильной работы нужно чтобы камера с некоторой периодичностью проверяла точность фокусировки, сдвигая в небольших пределах точку фокуса вперед и назад. При фотографировании этот процесс никак не отражается на результате, поскольку всё происходит довольно быстро, а вот при съемке видео все эти дергания фокуса, естественно, прекрасно видны.

Я, честно говоря, не очень понимаю, почему компания Panasonic так долго держалась именно за контрастную фокусировку во всех своих камерах. Возможно, было жалко времени и денег, потраченных на её разработку. Но, если к операторам, не умеющим снимать видео с ручным фокусом, могут возникать вопросы профессиональной пригодности, то с точки зрения компании, продающей съемочное оборудование, игнорировать их потребности нельзя. Ведь именно они составляют львиную долю покупателей таких камер, как Lumix S5II и ей подобных.

В общем, перед Panasonic’ом встал выбор. Выпускать камеры для профессиональной, но не слишком многочисленной аудитории, для которой важны, прежде всего, характеристики изображения (детализация, цветопередача, динамический диапазон и другие) или все же заняться созданием актуальной системы фокусировки, чтобы охватить гораздо более широкий пласт потребителей, которые в первую очередь обращают внимание на работу камеры в автоматических или полуавтоматических режимах. И выбор этот, на мой взгляд, совершенно очевиден. Должен сказать, что разработчики прекрасно справились со своей задачей. Теперь автофокус работает так, как и должен работать в современной камере. Вряд ли его можно назвать идеальным, впрочем, как автофокус от любого другого производителя, но, во всяком случае, он уверенно отслеживает в кадре человека, а это и есть основная его задача для большинства пользователей.

Я для проверки использовал настройки по умолчанию, но, конечно, можно выбрать параметры фокусировки под свои задачи. Есть выбор отслеживания лиц и глаз, человека, животных. Так же имеются настройки скорости и чувствительности автофокуса.

Камеры, несомненно, оказывают существенное влияние на качество картинки, но важнейшая составляющая любого изображения — это, конечно свет. Большинству из нас хотелось бы иметь максимально универсальные источники света, подходящие для любого типа съемки. Такие, чтобы имели регулировку цветовой температуры в широких пределах, а еще неплохо было бы иметь возможность пользоваться цветным светом.

До недавнего времени иметь такие осветительные приборы было просто не возможно. Всего пару лет назад появились первые мощные профессиональные осветители, совмещающие в себе возможности белого света и света RGB. А весной 2023 года компания Aputure представила подобные приборы в своей бюджетной линейке Amaran. 


На сегодняшний момент таких приборов два, мощностью 150 и 300 Вт. Первый может обеспечить максимальную яркость 15610 люкс со штатным рефлектором на цветовой температуре 5600К, второй — более мощный – уже 26580 люкс также со штатным рефлектором.

Для своих возможностей эти осветители имеют очень привлекательную стоимость. При этом они имеют вполне профессиональные характеристики. Цветовая температура регулируется в пределах от 2500 до 7500К, есть регулировка по оси зеленый–пурпурный, что позволит тонко  подстроить оттенок света под любые условия освещения.

Наличие светодиодов RGB даёт возможность выбрать любой цвет, его яркость и насыщенность с очень большой точностью. Качество света CRI/TLCI составляет не менее 95 единиц.

При помощи фирменной технологии Sidus Mesh, Amaran 150с и 300c можно управлять без проводов, а мобильное приложение Sidus Link App поможет идеально подобрать цвета с помощью Color Picker и активировать 9 системных эффектов, включая Paparazzi, Fireworks, Faulty bulb, Lightning, TV, Pulsing, Fire, Party, Cop car/Police, Strobe, Explosion.

Так же важно, на мой взгляд, что все элементы несущие максимальную нагрузку, как силовую, так и температурную, сделаны из металла. Это позволяет без опасений использовать с этими приборами не только софтбоксы, но и другие модификаторы, типа линз Френеля или проекторных насадок, которые нагревают область байонета гораздо сильнее.

Лично я пользуюсь версией на 150 Ватт уже несколько месяцев, а Amaran 300с попробовал буквально 2-3 недели назад и, честно говоря, в полном восторге. Спасибо за такую возможность магазину Kremlin store. Это один из любимейших моих магазинов, где я покупаю своё оборудование.

Я не буду сильно углубляться в особенности конструкции и тонкости работы с этими камерами: во-первых, чтобы понять все нюансы нужно больше времени, а во-вторых, тогда выпуск этот будет длиться несколько часов. Но ключевые возможности все же озвучу.

Сейчас уже нет необходимости слишком акцентировать внимание на работе камер при низкой освещенности. Большинство современных полнокадровых камер, ну может кроме самых бюджетных, вполне  уверенно справляются со съемкой на значениях ISO 12800 и более единиц. Lumix S5II тут совсем не исключение. Первое нативное ISO составляет здесь 640 единиц — это минимально значение, с которого начинает работать V-Log, но при использовании функции расширения, можно использовать и ISO 320 – второе нативное ISO 4000 единиц. Снимая с на высоких ISO с логарифмическим профилем, имеет смысл слегка переэкспонировать изображение, на 1-1,5 ступени, чтобы уменьшить количество шума.

Обе камеры имеют возможность подгрузки 3DLut, а S5IIx может напрямую подключаться к точке доступа в интернет (и по проводу и по Wi-Fi) для ведения прямых трансляций без дополнительного оборудования.

Что касается фотосъемки, то тут, я бы сказал, сложно найти более среднюю камеру, чем Lumix S5II. Но в этом сегменте фотокамер развитие уже давно практически  остановилось, и все производители предлагают примерно одно и тоже. Сегодняшние наши герои выделяются, разве что, наличием режима фотосъемки со сдвигом пикселей, для получения фотографий с разрешением до 96 Мп. Это в лучшую сторону. В худшую — сниженной скоростью серийной съемки: 7 к/с со следящим автофокусом и 9 к/с с ручной фокусировкой. Впрочем, с электронным затвором камера снимает с вполне актуальными 30 к/с.

Примеры фотографий, сделанных на S5 IIx:

Выводы

Никто и не сомневался, что Panasonic может делать отличные гибридные фото-видеокамеры. Прекрасная цветопередача, отличная работа на высоких ISO, широкий динамический диапазон — ко всему этому мы привыкли в камерах Lumix, как полнокадровых, так и стандарта micro-4/3”. А в Lumix S5II и её модификации S5IIx этот производитель ликвидировал и единственное своё отставание от других — систему автофокуса. Возможно она не идеальная, но с ней уже вполне можно работать без опасений испортить материал.

Лично мне здесь не хватило всего 2 вещей. Возможности съемки в 4К 50-60 к/с без кропа, а так же высокоскоростной записи видео 4К с частотой кадров до 120. Думаю, что Panasonic не будут тянуть слишком долго и такая камера, которая будет называться S2H или S1H II?  появится в самое ближайшее время. Только стоить она будет, конечно, совсем других денег.

Я хочу сказать большое спасибо магазину Camerasales за камеры, которые они предоставили для обзора. Кстати в этом магазине по неплохой цене можно найти и другое оборудование для фото и видеосъемки.

Материалы для скачивания

Видео и фото исходного качества (2,7ГБ), снятое на Panasonic LUMIX S5II и S5IIx, можно скачать по ссылке.





Последние комментарии на YouTube