Обзор Panasonic LUMIX GH7 | Почему лучшая MFT-камера Panasonic проиграла Sony?




Обзор Panasonic LUMIX GH7 | Почему лучшая MFT-камера Panasonic проиграла Sony?

Хотя у меня никогда не было своей личной камеры LUMIX, я с огромным уважением отношусь к продукции компании Panasonic и всегда, когда есть такая возможность, с удовольствием снимаю на эти камеры — прежде всего серии GH, конечно. Мне нравится, что производитель все время делает больший упор на профессиональные функции в этих устройствах. Одними из первых они добавили съёмку в 4К, логарифмический режим и 10-битное представление исходника. 

Смотреть на ВК-видео: 

Смотреть на YouTube: 

 

И не их вина, что продвинутые профессиональные возможности оказались необходимы не такому уж большому числу пользователей. Большинство людей ленивы и готовы пожертвовать высоким качеством видео ради автоматических функций, прежде всего следящей автофокусировки, конечно. Но с разработкой именно этой технологии, по непонятной причине, в компании тянули до последнего момента. Однако гибридный фазово-контрастный автофокус — самый эффективный на сегодняшний момент — все же появился. Сначала в полнокадровых камерах LUMIX S5 второго поколения, потом в G9 mark II, а теперь и в той линейке камер, где он был нужен сильнее всего: Panasonic LUMIX GH7. Нам для обзора её любезно предоставил сервис аренды Rentall.

На первый взгляд может показаться, что в GH7 установлена та же BSI-матрица, что и в GH6. Но это совсем не так. Да? разрешение такое же — 25,2 Мп, но и только. Главное отличие, конечно, — это расположенные на ней датчики фазовой фокусировки, что, естественно, заслуживает отдельного разговора. Но и некоторые идеи, заложенные в камере предыдущего поколения, здесь получили своё развитие. Например, улучшенная версия двойного выходного усиления.

Если коротко, то матрица использует два параллельных пути считывания с разными уровнями усиления: с низким – для захвата светлых участков и с высоким –  для захвата теней. После этого данные обоих потоков объединяются для получения изображения с более широким динамическим диапазоном. В случае видео ширина его при съемке с использованием логарифмического профиля составляет порядка 13 ступеней экспозиции. Нечто подобное по смыслу, но не по реализации, делала Canon еще в EOS 80D и 5D mark IV. Интересно, что при увеличении частоты кадров свыше 60 к/с система Dual Output Gain отключается, что приводит к снижению ДД до, примерно 12 ступеней экспозиции. 

На мой взгляд, совсем некритично. Если учитывать эту особенность при съемке 4К 100-120 к/с и FHD до 300 к/с, то потерь в светлых и темных участках легко можно избежать.

А вот скорость роллинг шаттера примерно такая же, как и на предшественнике: порядка 13 мс при съемке 4К до 60 к/с и в два раза выше (около 7 мс) при записи 4К 120 к/с. Это вполне на уровне лучших камер с датчиками обратной засветки, например, как в Sony A7S III, но все еще не дотягивает до характеристик флагманских многослойных матриц, как в Fujifilm X-H2S, где полная скорость считывания составляет около 5 мс.

Хорошо, что несмотря на небольшую матрицу, Panasonic не старается делать свои флагманы слишком компактными. Относится это не только к LUMIX GH7, но и к фотофлагману G9 II. Достаточно крупный, но без перебора, корпус позволяет разместить на нем исчерпывающее количество органов управления. Большую часть кнопок и колес можно перенастроить под себя, но, честно говоря, такого желания не возникает. Все удобно и практично. Включая дополнительную кнопку записи на передней панели, характерную для профессиональных кино и видеокамер.

Отдельного упоминания заслуживает поворотный механизм экрана. С помощью него монитор можно повернуть в любое удобное положение. Впервые такую конструкцию Panasonic использовала ещё в полнокадровой LUMIX S1H, тогда её оценили не только пользователи, но и некоторые другие производители камер тоже. Так же, практически без увеличения габаритов, в этот корпус влезла активная система охлаждения. Холодный воздух захватывается под экраном справа, а горячий выдувается через решетку вентиляции слева на корпусе в районе интерфейсной панели. Настроек работы вентилятора множество, но и в автоматическом режиме он вполне справляется с нагревом корпуса. В результате LUMIX GH7 вообще не имеет каких-либо ограничений на съемку видео связанных с высокой температурой камеры.

А эта камера может снимать в очень высоком разрешении и с большой частотой кадров. В 5,8К — это режим Open gate, — максимальная частота кадров составляет 30 к/с, 5,7К 17х9 уже до 60 к/с, а 4К до 120 к/с. Все это без обрезки матрицы, то есть при полном считывании датчика. Самая высокая частота кадров доступна в разрешении FHD – 300 к/с, – это уже пиксель-биннинг, конечно, но тоже никакого кропа изображения нет.

Для проектов с высокими требованиями к исходнику есть возможность сохранения материала в 10-битный Apple ProRes и 12-битный Apple ProRes RAW. Первый режим очень полезен, поскольку фактически является индустриальным стандартом, второй далеко не всегда имеет смысл использовать, так как не во всех монтажках существует его поддержка. Например, очень популярная программа DaVinci Resolve такие исходники не понимает.

GH7 питается от таких же батарей, что использовались начиная с GH5 II, включая G9 II, а так же полнокадровые S5 обоих поколений и S9 тоже. Впрочем, можно применять и более старые аккумуляторы, камера от них также работает. Это, среди прочего, говорит о том, что огромное количество батареек сторонних производителей здесь вполне можно использовать. Вероятно, только с некоторыми из них не будет поддерживаться заряд от внешнего источника во время съемки. 

В качестве носителей для записи здесь применяется проверенная схема: одна карта CFexpress type B и одна карта SDXC UHS-II. Поддерживаются карты со скоростью вплоть до V90. Так же в качестве носителя для записи видео можно использовать внешний SSD-накопитель, подключенный через разъем USB-C.

12-битный RAW так же можно записывать на внешний рекордер подключенный через полноразмерный HDMI, правда не совсем понятно зачем, раз есть возможность записи по сути того же самого “сырья” внутрь камеры.

Ещё Panasonic, оказывается, “партнёрится” с компанией Arri и для своих пользователей добавила в GH7 возможность использовать Arri Log C3, чтобы все могли приобщиться к цветовым профилям, разработанным для настоящих дорогих кинокамер. Правда, включение этой функции требует оплаты лицензии. Примерно $160. Поскольку цифровой код нельзя купить онлайн, он приобретается на физическом носителе (буквально напечатан на карточке, подобно лицензии DaVinci Resolve), то в нашей стране он не доступен в свободной продаже. Так что насколько Arri Log полезен конкретно на GH7, сказать трудно. На мой взгляд, довольно сомнительная вещь. Хотя надо проверять, конечно. 

Звук в сегодняшнем обзоре записан с помощью Godox Magic XT1. Это беспроводная микрофонная система нового поколения, которая отличается высоким качеством звука, оригинальной конструкцией и хорошей автономностью. 

Микрофонная система Godox Magic XT1 работает на частоте 2,4 ГГц и может обеспечивать стабильную передачу сигнала на расстоянии до 200 метров в условиях прямой видимости. Созданная с применением самых передовых акустических технологий, радиосистема Magic XT1 оснащена микрофонными модулями премиум-класса, обеспечивающими впечатляющий высококачественный звук в диапазоне частот от 20 Гц до 20 кГц. Она способна без искажений передавать очень громкие звуки с  максимальным уровнем звукового давления до 115 дБ. 


Godox Magic XT1

Godox Magic XT1 не имеет традиционного зарядного кейса — его функцию выполняет приемник устройства, к которому с помощью магнита крепятся два передатчика. За счёт этого весь комплект очень компактен. Заряда передатчиков хватит на 8 часов непрерывной работы, а вся система с учетом зарядки от приемника проработает до 16 часов. 

Сами передатчики очень маленькие и легкие: вес каждого всего 8 граммов. Их можно крепить либо используя обычную клипсу-прищепку, либо с помощью магнитов. Такие передатчики на одежде выглядят достаточно гармонично и не оттягивают даже самую тонкую ткань. 

Приемник оснащен цветным сенсорным экраном. Настройка устройства проста и интуитивно понятна. Есть привычные режимы работы: моно, стерео, безопасный трек, система динамического шумоподавления, фильтр низких частот 150 Гц и регулировка громкости. К записывающему устройству приемник можно подключить как через аналоговый разъем mini jack 3,5 мм, так и при помощи цифрового интерфейса USB-C. 


Godox Magic XT1

Godox Magic XT1 подойдет как начинающим, так и продвинутым блогерам, журналистам и всем другим творческим людям, которым может потребоваться компактная, но при этом максимально функциональная микрофонная система.

Матричная стабилизация похоже перекочевала сюда с предыдущей модели. Во всяком случае эффективность её точно такая же, как и на GH6 – 7,5 ступеней экспозиции, а что еще, в конце концов, нас как потребителей должно волновать. Впрочем, цифра эта самая что ни на есть топовая. Камер с лучшей стабилизацией немного и стоят они значительно дороже. Да, ей все еще очень далеко до эффективности внешних стабилизаторов, но снимать с рук передвигаясь даже по довольно пересеченной местности уже не выглядит совсем уж дурной идеей. Результат получается очень даже неплохим.

Но самое главное нововведение в GH7 – это, конечно же, гибридный фазово-контрастный автофокус. На мой взгляд, компания слишком сильно затянула разработку и внедрение этой технологии и огромную часть своих потенциальных клиентов, которым рабочая следящая автофокусировка при съемке видео была нужна, Panasonic потеряла, скорее всего, безвозвратно. Тем не менее, теперь функция эта есть — так давайте её проверим.

Мне уже приходилось работать с новым гибридным фокусом Panasonic в полнокадровых LUMIX S5II(x) и, в целом, несмотря на некоторые недостатки, им вполне можно пользоваться в реальной работе. Впрочем, до лучших систем Sony и Canon еще расти и расти. Примерно то же самое я, наверное, могу сказать и про следящий автофокус в LUMIX GH7. За прошедший год-полтора система повзрослела и стала более предсказуемой. Она уже работает хорошо, и в большинстве типичных ситуаций на неё можно положиться, но в сложных условиях ей пока еще не хватает стабильности и точности.

Что ж, до этого момента казалось, что Panasonic наконец-то создала идеальную гибридную камеру способную удовлетворить запросы практически любого пользователя, от новичка требующего наибольшей автоматизации съемки, до профессионала, которому необходим максимум качества и предпочитающего полностью контролировать все процессы.

Однако есть некоторые моменты обусловленные физикой, повлиять на которые производитель, пока, во всяком случае, никак не может. Это стандартная проблема для большинства камер с небольшими матрицами — работа на высоких ISO. Если без лишних подробностей, то надо быть готовым к тому, что заметный шум появится на видео начиная с 1200 ISO. До значений 2000-2400 ISO он выглядит вполне органично, но после 3200 ISO уже может стать проблемой, которую придется решать на посте.

У Panasonic уже был опыт создания камеры с матрицей micro-4/3” и работой на высоких ISO достойной лучших представителей полного кадра, — вы наверняка помните GH5s, но там все решалось матрицей с низким разрешением порядка 10 Мп. Чего вполне хватает, чтобы снимать видео в 4К, но для фотографии уже недостаточно. А GH7, очевидно, хотели сделать универсальной камерой. 

Так что если вы думаете, что GH7 – это только про съемку видео, то сильно ошибаетесь. Конечно, вряд ли стоит ждать результатов схожих с камерами среднего формата или даже полного кадра – шума здесь будет побольше и малой глубины резкости добиться посложнее, но, в конце концов, фотография — это прежде всего свет, композиция, экспозиция, оптика, а потом уже всё остальное. Так что снимать фотографии достойные крупноформатных постеров можно вполне. Для этого камера предложит 16-битный RAW и динамический диапазон более 13 ступеней экспозиции.

Поскольку датчик изображения здесь такой же, как у G9 II, то и больша́я часть возможностей фотофлагмана LUMIX формата micro-4/3” перекочевала в GH7. Среди прочего – серийная съемка со скоростью до 60 к/с с отслеживанием фокуса и до 75 к/с с фокусировкой по первому кадру, режимы съемки высокого разрешения 50 и 100 Мп c рук, а так же интеграция с новым приложением Lumix Lab для загрузки и обработки фотографий в реальном времени на вашем смартфоне.

Впрочем, брать Lumix GH7 исключительно для фотографии будет, мягко выражаясь, выбором не слишком разумным. За примерно те же деньги сейчас достаточно фотоаппаратов — даже полнокадровых, — которые сделают эту работу лучше. Все же основной уклон сделан здесь на съемку видео.

 

Panasonic LUMIX GH7 — отличная камера. Да, она имеет некоторые проблемы — часть из них проблемы системные, как, например, работа матрицы с высокой чувствительностью при низкой освещенности, но большинство, такие как эффективность автофокуса и другие, решается обновлением прошивок. Однако практически в любой ситуации, начиная от блогинга, репортажки и свадебной съемки, и заканчивая документалкой и даже вполне серьезной постановкой, — эта камера вас не подведет.

Другое дело, что сейчас в похожем ценовом диапазоне уже достаточно других близко к идеальным камер, которые позволят решить примерно те же задачи с очень высокой эффективностью. Nikon Z6 III, Fujifilm X-H2S, с некоторой натяжкой туда же можно причислить Canon EOS R6 II и Sony… Sony тоже когда-нибудь, я верю, порадует своих поклонников хорошей и при этом не слишком дорогой камерой. Да даже у самой Panasonic есть очень неплохие полнокадровые близнецы LUMIX S5II и S5IIx.

На самом деле складывается достаточно парадоксальная ситуация. Я понял это, когда владелец предыдущей модели, задал мне вопрос: «А что кардинально нового я получу, купив новый «гаш»?”. И правда, что? LUMIX GH7, вероятно, лучшая гибридная камера на рынке, но практически все, что нужно, уже было в GH6. Запись ProRes Raw на карту памяти? Не слишком востребовано, на мой взгляд. Те, кому нужен недорогой сырой кодек, используют камеры Blackmagic Pocket. Автофокус? Нуждающиеся в нем давно ушли на Sony и Canon и обратно вряд ли вернутся, а те, кто остался, привыкли крутить фокус руками и не видят в этом большой проблемы. В общем, времена, когда «гаш» был лучшим для съемки видео практически безальтернативно, на мой взгляд, позади. И ответ на вопрос выберет ли современный покупатель для своих целей конкретно LUMIX GH7, честно говоря, уже не выглядит однозначным.

Материалы для скачивания

Исходники (2,5 Гб), снятые на Panasonic LUMIX GH7, можно скачать по ссылке.





Последние комментарии на YouTube