Panasonic S1 vs Sony a7III. Тест




Panasonic S1 vs Sony a7III. Тест

Panasonic S1 появился в продаже уже больше года назад и тем не менее до сих во многом является темной лошадкой. Меня очень часто просят рассказать об этой камере, так что давайте поговорим. Но делать классический обзор тоже мне кажется не очень разумным — так что пусть это будет сравнение. И в качестве оппонента для Panasonic S1 я выбрал Sony a7III.

Я согласен, что сравнение это не слишком честное — все-таки камера Sony на год старше, а в России еще и дешевле немного (хотя мне все равно кажется, что слегка переоценена). Но зато она очень популярна, как у фотографов, так и у видеомейкеров и очень много людей знают ее возможности. Так что пусть Sony A7III будет у нас выступать неким, ну не эталоном — до эталона ей далеко, — но примером массовой универсальной полнокадровой камеры, относительно которого мы будем изучать возможности Panasonic S1. Со своей стороны обещаю быть максимально непредвзятым. Опять же, для честности на обеих камерах установлены объективы одного класса: на Sony a7III это G-Master 24-70 f2,8, на Panasonic S1 – Lumix S Pro 24-70 f2,8.

Чтобы сразу закрыть самый необъективный момент, начнем с эргономики. Тут все зависит от личных предпочтений и привычек. Кому-то главное чтобы камера была легкой и не обременяла на протяжении многочасовых съемочных смен. А кто-то готов мириться с бо́льшим весом ради удобного хвата и лучшего баланса.

И вот тут как раз мы и можем увидеть две разные философии. Sony при построении своих полнокадровых камер с самого первого поколения сразу взяла курс на компактность, даже несмотря на недостатки с этим связанные, а Panasonic, наоборот, никогда не парился по поводу размеров своих беззеркалок — у них даже камеры с матрицами микро-4/3” больше и тяжелее большинства полнокадровых беззеркальных камер других производителей. 

Мне ближе подход Panasonic, хотя я не могу сказать, что эта камера Sony совсем неудобна. Хват на Sony A7III стал в разы лучше, чем был на первых двух поколениях A7 – я 4 года снимал на Sony A7S первого поколения и знаю это не понаслышке. Но  Panasonic не только удобно лежит в руке, здесь больше физических органов управления и они интуитивно понятнее.

Единственное, что действительно вызывает недоумение — это расположение рычага включения питания — что мешало сделать его вокруг кнопки спуска, как на всех нормальных камерах, включая и панасониковские? —  непонятно.

Разница в весе камер хорошо заметна, если использовать какой-то нетяжелый объектив, фиксы с небольшой светосилой, например. Но чем крупнее и, соответственно, тяжелее оптика, тем меньше чувствуется вот это базовое различие в 300 г. И при установленных наших зумах разница все еще есть, но совсем незначительная.

На Panasonic также гораздо более толково сделана интерфейсная площадка. Разъемы для наушников и микрофона под одной, отдельной от других крышкой — зачем в Sony их сделали под двумя разными, для меня загадка. Также выглядит не совсем оправданным наличие целых двух USB-портов, лучше бы установили более крупный HDMI, пусть не полноразмерный, как на Panasonic, но хотя бы миниверсию, а не вот этот микроскопический:

А вот насчет карт памяти вопрос спорный: обе камеры имеют два слота, но на Sony оба предназначены для работы с SD-картами, а на Panasonic один для SD, а второй для XQD.

У Sony оба слота предназначены для работы с SD-картами


На Panasonic один слот для SD, а второй - для XQD

Понятно, что такие карты быстрее и надежнее, чем большинство SD’шек, но и значительно дороже. Для моей работы скорости карт SDXC II будет более чем достаточно, так что я для своей камеры скорее всего предпочел бы первый вариант.

Кстати, раз уж заговорили про карты памяти. Уважаемая компания Sony, что это у вас за катавасия с файловой системой? Почему я могу спокойно вынуть карту из Fuji и тут же поставить её в Panasonic (или GoPro, или Nikon, да какую угодно другую камеру) или наоборот и продолжать снимать. А любая ваша камера сначала будет полчаса там создавать какую-то базу данных, а потом все равно предложит отформатировать карточку. А если у меня там важные исходники? Да что там говорить, даже при попытке переключить скорость кадров с 25 на 30 к/с на этой камере уже надо форматировать карту. Нельзя ли этот процесс как-то упростить?

По поводу меню я не стану ничего говорить критического, потому что это самый, наверное, субъективный момент. Привыкнуть можно и к тому, что есть в Sony A7III – тем более что меню тут стало действительно немного удобнее, чем то с которым работал я в первом поколении A7. А в меню Panasonic  я иногда путаюсь до сих пор, хотя имею дело с ним уже около двух месяцев. Но управляться в меню с помощью тачскрина, конечно, в разы удобнее, кто бы что не говорил. 
Ну и да, экран и видоискатель у Panasonic объективно лучше: и разрешение выше, и яркость и, что самое важное, точность цветопередачи.

Обе камеры позиционируются производителями как гибридные, так что предлагаю изучить возможности съемки видео. В общем, даже просто глядя на технические характеристики Panasonic S1 можно увидеть, что  в этом вопросе он сильно превосходит возможности Sony A7III. Даже в базовой версии он умеет записывать видео в 4К до 30 к/с с полного кадра и до 60 к/с с области матрицы Super35. В FHD скорость записи может достигать 180 к/с. 

Тенденция нынче такая, что в скором времени все будут снимать видео в 10 бит и Sony A7III  в этом плане камера абсолютно бесперспективная. Даже на внешний рекордер она не способна отдавать 10-битное видео, а Panasonic S1, опять же, если мы говорим даже про базовую версию, через HDMI спокойно выводит 4К до 60 к/с в 10 бит 4:2:2. Кроме этого режим HLG в Panasonic соответствует техтребованиям стандарта и записывается на внутреннюю карту памяти в 10-битном представлении, в отличие от HLG в камере Sony, который может там быть только 8-битным. 

Panasonic S1 по умолчанию не имеет логарифмического профиля (для 8 бит он и ни к чему, абсолютно согласен), но эта камера имеет возможность апгрейда. Не знаю сколько в рублях, но за 200 $, можно купить профессиональную прошивку и получить профиль V-Log и возможность 10-битной съемки в него. Также важным для многих может оказаться то, что у Sony A7III есть получасовое ограничение на запись непрерывного фрагмента видео и обойти его никак нельзя, а Panasonic S1 останавливает запись через 30 минут только при съемке в 4К 50-60 к/с, в остальных режимах видео будет записываться пока не закончится место на вашей карте памяти или не сядет аккумулятор. 

По своему опыту я давно выяснил, что чувствительности ISO 3200 достаточно для сложных условий съемки, если вы используете светосильную оптику с максимально открытой диафрагмой 1,2-1,4, а если ваша камера способна достойно снимать на чувствительности ISO 12800, то ее смело можно брать для съемки в практически полной темноте. И хотя, опять же, как показывает практика, разные производители эту самую чувствительность ISO вычисляют по-разному, в случае с этими двумя камерами можно сказать, что они при одинаковом ISO выдают примерно одинаковое количество шума. Можно найти различия в детализации и цветопередаче — но они, я считаю, не критичны, – потому что постановочные сцены с настолько малым количеством света человек в здравом уме снимать не станет, а для репортажных съемок допуски по качеству исходников уже совсем другие. 

Обе камеры имеют системы матричной стабилизации. В прошлом году я делал сравнение Sony A7III c Nikon Z6 и камера Nikon по этому параметру оказалась лучше. Примерно также обстоят дела и с Panasonic S1. Я напомню, что оба объектива не имеют оптической стабилизации и поэтому при их использовании мы можем оценить работу только встроенного матричного стабилизатора.

Как-то так пока получается, что Panasonic S1 обходит камеру Sony практически по всем пунктам, но это далеко не так. И самое очевидное тому подтверждение – это работа автофокуса. Сколько бы Panasonic не утверждала в рекламных материалах, что их вот эта технология DFD (Depth from Defocus) работает быстро и точно — это совсем не так. Если только по каким-то внутренним критериям, но по сравнению с камерами других производителей — нет. И, честно говоря, я не знаю, почему у них до сих пор нет рабочей системы фазового автофокуса. Может нет нужных специалистов для разработки, не хватает денег, чтобы заказать на аутсорсе или просто купить лицензию?

Сейчас в беззеркальных камерах самые лучшие результаты показывает гибридная фазово-контрастная технология автофокуса, большинство производителей (Sony, Canon, Nikon, Fujifilm) используют именно её и это отлично работает. Какие еще аргументы нужны? И пока у Panasonic`а не появится своя фазовая технология, чтобы «загибридить» её с уже существующей контрастной фокусировкой — ничего не изменится.

Это, может быть не так сильно критично при фотографировании – хотя, если при серийной съемке самый удачный кадр (по фазе движения) будет не в фокусе, тоже приятного мало — но максимально недостатки применяемой на Panasonic S1 технологии автофокуса проявляются при съемке видео. Лично для меня это не имеет никакого значения вообще, потому что я не снимаю видео с автофокусом, но для гораздо бо́льшей части пользователей автофокус является важнейшим параметром при покупке камеры. И можно сколько угодно говорить о том, что использовать автофокус при съемке видео — это непрофессионально, но с точки зрения компании производителя, желающей поднять свои продажи, игнорировать таких людей нельзя. Они не станут покупать продукт, который не соответствует их основным требованиям. Это моё мнение.

Ну и если говорить про фотографию, то тут уже камеры гораздо ближе и по теоретическим возможностям и по практическом у функционалу. Обе имеют матрицы на 24 Мп, у обеих примерно одинаковая максимальная скорость серийной съемки. 

Для всех камер, как ни крути, очень важна цветопередача. Если в фотографии, имея на выходе 14-битный RAW файл, это не имеет большого значения, потому что при обработке можно добиться любого необходимого цвета, то для фото в jpg и, самое главное, для съемки видео точность внутрикамерной работы с цветом трудно переоценить. Мне и самому интересно, что получится. Источником эталонных оттенков буду выступать я, вернее мой скинтон и Datacolor SpyderCheckr 24.

Сравним камеры при съемке в стандартном профиле и профиле HLG. Также для Sony будет еще один тест цветопередачи в профиле S-Log2. Баланс белого выставлен вручную по серой карте. Результат съемки в стандартном профиле вы увидите без каких-либо коррекций, а HLG и S-Log2 сконвертированы в Rec709 с настройками по умолчанию в DaVinci Resolve при помощи плагина Color Space Transform. Если хотите попробовать сделать то же самое, то  скачать исходники этого теста и вы сможете по ссылке в конце публикации.

При съемке в HLG и последующем переводе в цветовое пространство Rec709 гораздо ближе к реальности выглядит картинка из Panasonic S1; Sony A7 III имеет отчетливый сдвиг в сторону красного, который становится еще более выраженным при съемке с логарифмическим профилем. При этом 8-битный исходник усложняет качественную постобработку, что в результате приводит к весьма высокой возможности появления искажений и артефактов в финальном видео. В стандартном профиле Color shift на Sony совсем небольшой и увидеть его можно только в сравнении или на приборах, а картинка с Panasonic S1 по умолчанию выглядит более контрастной.

Как видите, тестирование проходило в полностью затемненном помещении с одним источником света Aputure LS300X – его я использовал, чтобы ни у кого не возникло никаких вопросов по поводу качества света.

Этот новый прибор от известного производителя светового оборудования появился в продаже в конце апреля 2020 года и является развитием популярной линейки Light Storm 300, но теперь и с настраиваемой цветовой температурой. Диапазон изменения ЦТ оставляет от 2700К до 6500К — что шире, чем на большинстве других приборов. Из особенностей его я хочу отметить оригинальный оптический элемент смешения, установленный перед матрицей светодиодов, который позволяет им работать, как единый источник света на любых значениях цветовой температуры. Вследствие чего качество света постоянно и соответствует CRI 96 и TLCI 96.

Aputure LS300X очень удобно управлять, как при помощи кнопок на внешнем блоке питания, так и с комплектного беспроводного пульта дистанционного управления. Есть и мобильное приложение для смартфонов под управлением IOS и Android. Кроме того, моноблок легко интегрируется в сеть DMX. 

Он имеет несколько пресетов для быстрого переключения между значениями ЦТ, а так же несколько популярных световых эффектов: «папарацци», «ТВ», «молния», «пульсации» и некоторые другие. 

По своему опыту могу сказать, что этим моноблоком можно пользоваться, как для освещения   в простых условиях, для блогерской работы, например, или интервью, так и для построения самых сложных постановочных сцен. Да и фотографы тоже с удовольствием подключались к работе с Aputure LS300X.

Актуальную цену на такой моноблок из-за постоянных колебаний курса назвать очень сложно, поэтому посмотреть ее можно будет по ссылке на магазин Fotorange, где вы найдете этот и другой свет от Aputure и прочих производителей. Но, мне кажется, я слишком сильно отвлекся. Давайте переходить к выводам.

Выводы

Как видите, камеры, на первый взгляд имеющие примерно одинаковые характеристики —  размеры матриц, стабилизации, количество мегапикселей — на деле оказываются совершенно разными устройствами. Сравнивать их по отдельным параметрам можно бесконечно, но я попытался рассмотреть основные возможности и вывод давайте попробую сделать немного глубже, чем банальный «эта лучше, эта хуже». Очевидно, что в последние несколько лет в секторе гибридных камер – не только полнокадровых, но и всех остальных тоже – активнее всего развиваются возможности видеосъемки. Между этими камерами ровно год разницы, но по видео они просто «небо и земля». Да, Panasonic традиционно опережает других в этом вопросе, но настолько же традиционно уступает всем остальным по автофокусу.

Поэтому, если вы спросите моего мнения, то для видеосъемки я бы безоговорочно выбрал Panasonic S1, а вот для фотографии все уже не столь очевидно и выбор будет зависеть только от личных предпочтений. Sony a7 III легче, немного дешевле, имеет более продвинутый автофокус и значительно больший парк оптики. В данный момент, естественно. Но и под L-mount уже тоже достаточно объективов и найти оптику с нужным фокусным расстоянием не составит больших проблем. Не забывайте, прошло всего 5 лет с тех пор, как за отсутствие оптики ругали систему Sony FE. Причем теми же словами и, по-видимому, те же люди.

Файлы исходного качества можно скачать по ссылке.





Последние комментарии на YouTube