Обзор Sony FX30, первой бюджетной кинокамеры Sony




Обзор Sony FX30, первой бюджетной кинокамеры Sony

Вероятно, не только у меня возникло ощущение, что в последние несколько лет Sony подзабыла про сегмент камер с матрицей размера APS-C. Последнее обновление 6000-ной серии в виде а6600 вышло более трех лет назад, да и было оно формальным, по возможностям с некоторыми некритичными улучшениями повторяя а6300 аж из 2015 года.

 

Между тем, в своё время, именно кроп-камеры (серии NEX, если кто-то помнит), сделали Sony заметным игроком на рынке камер вообще и одним из главных локомотивов беззеркальной революции в частности. Ну а такие камеры, как а6300 и а6500 на момент своего появления очень хорошо продавались из-за отличного соотношения характеристик и стоимости, приведя под знамена Sony огромное количество поклонников по всему миру.

 

И поскольку забрасывать перспективное направление, особенно когда другие в нем успешно развиваются и, самое главное, зарабатывают деньги, это совсем уж как-то не по-капиталистически, – в конце 2022 года компания выпустила новую и, забегая вперед, весьма перспективную камеру Sony FX30.

Sony FX30 унаследовала корпус от полнокадровой модели FX3 и только отсутствие подписи Full Frame под байонетом позволяет не спутать её со старшей камерой. В этом нет ничего плохого, потому что привычная эргономика, для тех, кто уже работал с FX3, плюс унификация аксессуаров, включая клетки. Все основные органы управления находятся сверху и справа под большим пальцем, так как камера, очевидно, рассчитана на съемку от пуза груди. Основная кнопка записи, джойстик для выбора точки фокусировки и навигации в меню. Он же имеет функцию кнопки AF-on – суперполезная штука.

К сожалению, со всеми достоинствами этого корпуса сюда перекочевали и недостатки. Ну, про отсутствие видоискателя говорить не буду — тема избитая еще с момента появления FX3 и те, кому его наличие критично (мне, например), — покупать эту камеру не станут и всё. Этим проблема и решится.

Но переключатель питания слева не добавляет оперативности управлению. Часто такие камеры используют для репортажной съемки и очень важно иметь возможность включить питание той же рукой, которой ты держишь камеру. А здесь сначала надо камеру поднять на уровень груди, потом включить левой рукой питание и только потом начать снимать.

Ну и, конечно, бесящая дверца аудиоразъемов на левой стороне камеры, которая блокирует экранчик и не дает повернуть его в нужную позицию. И если с переключателем питания ситуацию можно как-то объяснить компактным корпусом и высокой плотностью органов управления (хотя там тоже решение на поверхности), то здесь надо  было всего лишь разделить эту дверцу на две.

Под одной разъем для микрофона, а под другой — для наушников. Тут даже ничего придумывать не надо, просто возьми и посмотри, как сделано на любой камере Panasonic Lumix. Механизм поворотного экрана для a7RV же сперли скопировали, что тут мешало?

Кстати, когда в прошлом году я делал выпуск про Panasonic LUMIX GH6, то в самом начале сказал, что та камера максимально понятна для пользователя и любой может сразу же начать съемку, даже впервые взяв её в руки. С Sony FX30 такой фокус не пройдет. Как минимум её придется покрутить в руках и разобраться с элементарными вопросами.

Например, почему при нажатии на кнопку ISO вместо регулировки значений, на экране появляется предупреждение о том, что эта кнопка работает только в режиме фото (на кинокамере), а вот как менять этот параметр при съемке видео надо догадаться самому.

Регулировать ISO в видеорежиме по умолчанию предлагается задним колесиком, которое во всех гибридных камерах вообще-то отвечает за выдержку. Кстати, это колесико не слишком отзывчивое, плюс оно утоплено в корпус и прокрутить его пальцем, особенно в перчатках, не всегда сразу получается.

Это один пример, есть и другие – не будем тратить на них время — все-таки расположение и назначение кнопок – дело привычки и личных предпочтений. В общем, перед первой съемочной сменой строго рекомендую настроить камеру под себя, переназначить функции некоторых кнопок и уже тогда FX30 будет вполне удобной для съемки камерой.

Здесь установлена 26 Мп CMOS матрица с обратной засветкой. Такое разрешение довольно странно для кинокамеры. Тем более что для съемки видео сенсор используется не весь, а лишь 20 Мп. Так что есть дополнительный кроп, небольшой, порядка 1,05, но всё-таки есть.

Как известно, для таких устройств более всего характерно попиксельное считывание: чуть меньше 9 Мп, если говорить о съемке в 4К. Ну, или 12 Мп, учитывая, что матрица может иметь соотношение сторон 4х3, а не 16х9. Именно такой сенсор установлен на той же Sony FX3. Безусловно, есть кинокамеры и с большим количеством пикселей: RED Commodo с матрицей на 20 Мп, BMPCC6K на 21 с небольшим Мп, Canon EOS R5C на 45 Мп и так далее. Но все они способны снимать материал в гораздо более высоком разрешении.

Sony FX30 практически не использует преимуществ многопиксельного сенсора. Снимать в 6К она не умеет (5,7К, учитывая кроп), режима Open gate тоже нет. Хотя технически реализовать обе эти возможности не составляло большого труда. При съемке видео камера уже считывает сигнал в разрешении почти 6К с частотой до 60 к/с, а потом преобразовывает его в 4К при помощи передискретизации. Нужно всего лишь написать кодек, который бы этот поток сохранял. И даже считывание всех 20 Мп с аспектом 4х3 можно было бы реализовать, пусть даже с частотой кадров до 30 к/с. Зря что ли китайцы производят столько недорогой (и совсем неплохой, кстати) анаморфотной оптики, в том числе под байонет E-mount. Но Sony этот вопрос почему-то настойчиво игнорирует.

Даже при выводе сырого сигнала на выход HDMI — а сюда можно подключить рекордер Atomos и записывать 16-битный ProRes RAW, — используется только центральная часть матрицы с разрешением 4,7К по длинной строне (около 12 Мп), то есть меньше половины матрицы по площади (кроп ~1,5 от кропа 1,5).

Есть еще одна проблема, связанная конкретно с этой матрицей. Не смотря на то, что это BSI, она довольно медленная. Из-за этого эффект роллинг-шаттера весьма заметен при съемке динамичных сцен. Конечно, он не такой сильный, как был на а6300 (и других камерах 6000-ной линейки), но в 2015 году это ещё можно было простить за невысокую цену и совокупность других характеристик. В 2023, к сожалению, на фоне других камер это выглядит, как минимум, не современно.

В общем, эта матрица для КИНОкамеры создает больше проблем, чем даёт преимуществ. Но всему этому у меня есть очень логичное объяснение. Дело в том, что очень вероятно, в лице Sony FX30 перед нами флагман будущей, пока еще не анонсированной, APS-C линейки гибридных фотовидеокамер Sony. Да, эти камеры будут в другом корпусе, скорее всего в них уберут активную систему охлаждения, добавят механический затвор и видоискатель, подрежут возможности съемки видео (ну, как минимум, уберут безлимитную запись, чтобы камеры не перегревались), возможно, в младших из них установят более слабый процессор, но база будет такая же, как здесь: матрица 26 Мп, 4К видео до 60 к/с с кропом 1,05, 4К 120 к/с с кропа 1,6 (там чуть больше на самом деле), FHD 240 к/с, а фотографии примерно 12-15 к/с с механическим затвором и 25-30 к/с с электронным, все со следящим автофокусом, естественно. И, конечно, они должны быть дешевле. Эта камера стоит 1800$, а посмотреть актуальную цену в рублях можно перейдя по этой ссылке.

Однако будет несправедливо сказать, что камера снимает плохо. Совсем нет. Передискретизированное с 6К до 4К видео имеет хорошую детализацию. Возможно, кому-то оно покажется слишком резким, но мне такая картинка нравится. В камерах Sony, начиная с a7SIII, уже работает новая цветовая наука, которая обеспечивает неплохую цветопередачу. Отличный логарифмический профиль S-Log3 позволяет сохранять до 14 ступеней динамического диапазона.

Кстати, похоже, Sony постепенно избавляется от профиля S-Log2. Его нет в этой камере, и с последней прошивкой не будет в FX3 тоже. Вообще из меню куда-то пропали PP с 7-го по 9-й. После PP6 и сразу идёт PP10. 

Теперь Sony предлагает новый рабочий процесс съемки с логарифмическим профилем. Как мы всегда, начиная с Sony A7S первого поколения, экспонировались и контролировали изображение при съемке в S-Log. Выставляли «зебру» на 100%, а экспозицию поднимали выше нормальной на 1,5-2 ступени, чтобы уменьшить количество шумов в тенях. По зебре можно было легко контролировать экспозицию и избегать, в случае чего, потерь информации в самых светлых областях. Так вот, теперь это не работает. «Зебра» на 100% не подсвечивает «выбитые» участки даже при включенном экранном помощнике.

Но в меню появился новый пункт, который называется «Настройки Log-съемки». Перекочевало это все из старших камер Cinema-линейки Sony и предназначено, по словам производителя, для унификации съемочного процесса. Здесь можно выбрать цветовую гамму (S-Gamut3 или S-Gamut3.Cine), вставить выбранный 3D LUT прямо в записанный файл (бесполезная штука, потому что работает только в Catalyst Browse) и, собственно, выбрать способ съемки и контроля с логарифмическим профилем. Если не влезать в подробности, то подпункт «Гибкий ISO» позволяет работать так, как мы делали это раньше: выставлять любое значение ISO, а на экране с экранным 3D LUT’ом видеть текущую экспозицию и корректно работающую «зебру». А подпункты Cine IE (Exposure Index) и Быстрый Cine IE позволят снимать только на базовых значениях ISO (800 и 2500), а все настройки ISO, которые вы будете менять на камере, отразятся только на контрольном экранчике и никак не повлияют на снятый материал.

Довольно запутанно, правда? Так и есть. Я согласен, что это все необходимо на крупной съемочной площадке, с возможностью полностью контролировать освещение, с требовательным режиссёром и вредными клиентами, но для FX30 это выглядит избыточным. Короче, нужно запомнить вот что: чтобы снимать в S-Log3 как раньше, надо выставить настройку «Гибкий ISO».

Вот уже с чем у Sony никогда не было проблем, так это с уверенной работой их камер в условиях слабого освещения. Нет такой проблемы и здесь. Видимо, эта самая обратная засветка больше заточена под высокую чувствительность, чем под быстрое считывание :).

Минимальное значение ISO, которое можно поставить в стандартных режимах, составляет 100 единиц. Но нас больше всего интересует съемка в S-Log3. Потому что, как минимум, странно покупать довольно дорогую кинокамеру и не использовать её возможности на 100%. Логарифмический профиль работает, начиная с первого нативного ISO 800. Но в отличие от многих других гибридных камер при съемке в S-Log3, здесь можно выставить и меньшее значение ISO, начиная с 200. Безусловно, это полезная штука, которая позволяет иногда не устанавливать ND-фильтр, но, поскольку, на количество шума установка значения ISO ниже нативного никак не влияет, то тестирование начинается с 800 единиц. Должен сказать, до значения 6400 ISO можно не беспокоиться о том, что шум испортит вам картинку. На 12800 ISO он становится уже хорошо заметным, но на качество видео он влияния почти не оказывает. 25600 ISO, на мой взгляд, уже слишком шумное, но опять же заметной деградации цвета и детализации нет. Это если экспонироваться в ноль по встроенному экспонометру. Если же, как учили древние, при съемке в S-Log переэкспонировать картинку на 1,5-2 ступени, то даже 25600 ISO выглядит очень достойно.

Главное, запомните: недоэкспозиция — плохо для съемки в S-Log, а переэкспозиция — хорошо.

Теперь про автофокус. Каждый раз, когда я показываю тестирование автофокуса, я вынужден повторять, что сам его никогда не использую. Ни на каких камерах вообще. Не потому что он плохой, а потому что даже с самыми элементарными задачами автофокус справится просто не в состоянии по определению. Практически единственная задача, для решения которой можно воспользоваться автоматической фокусировкой, — это съемка говорящих голов. Так что давайте посмотрим, как это может делать камера Sony FX30. Объектив Sony FE 40 mm F2,5 G, настройки чувствительности и скорости перехода находятся на средних значениях.

Должен сказать, что камера оперативно и довольно точно реагирует на изменение ситуации в кадре. Я понимаю, почему этот автофокус так нахваливают блогеры. Потому что у них другой работы, кроме как снимать себя любимого, нет. Но я как действующий оператор знаю, что съемка говорящих голов, — это примерно 20-25% от всей работы оператора. Но мне интересно, насколько следящий автофокус способен работать стабильно на хотя бы небольшом отрезке времени. Так что давайте проверим его в режиме блогера – заодно покажу вам одну очень крутую штуку.

Световые панели Zolar Vega 30С

При тестировании мы использовали осветительные панели Zolar Vega 30С, самые функциональные в линейке Zolar. Кстати, производитель этих панелей — это та же самая компания, что выпускает кинокамеры Z-Cam. Есть панели попроще Zolar Toliman 30S и Toliman 30С. Они имеют характеристики поскромнее, но и стоят, естественно, дешевле.

Zolar Vega 3C – это 250-ваттный осветительный прибор, который может обеспечить освещенность более 7000 Люкс на расстоянии 1 м. Панель построена по технологии RGBAW. То есть имеет светодиоды 5 различных цветов: красный, синий, зеленый, белый теплый (янтарный) и белый холодный. Это позволяет изменять цветовую температуру в пределах от 2000К до 20 000К, а так же получить свет любого оттенка с очень высокими характеристиками качества. Индексы CRI и TLCI составляют порядка 98, а индекс спектрального подобия SSI - 90 или больше при любой настройке цветовой температуры.

У этого прибора самые широкие возможности дистанционного управления из всего, с чем мне когда-либо приходилось работать. Им можно управлять по Wi-Fi, Bluetooth, Ethernet, DMX, конечно, через мобильные приложения с устройств и под IOS, и под Android, а так же в комплекте есть проводной пульт управления с кабелем длиной 5 метров.

Как и многие другие подобные приборы, осветительные панели Zolar имеют комплектный диффузор. Здесь он называется Stylist W. Если его установить стороной A, то угол луча будет 90°, а стороной B – 127°. Так же производитель разработал и специальные аксессуары: шторки, соты и софтбокс.

Уже несколько недель я использую Zolar Vega 30C и Zolar Toliman 30C на своих проектах и должен сказать, что это очень функциональные и довольно компактные приборы, с которыми удобно работать. Поодиночке панели вполне подойдут для работы на небольшой площадке, а учитывая, что их можно объединять в группы и управлять такими группами дистанционно, то и с крупными проектами они тоже способны справляться.

Панели с характеристиками такого уровня есть в арсенале некоторых других производителей, но стоят они намного больше. Так что, если у вас есть потребность в подобных осветительных приборах, то можно присмотреться к панелям серий Zolar Toliman и Zolar Vega.

Я должен сказать спасибо магазину «Фотопарк» за предоставленную на обзор камеру Sony FX30 с двумя объективами. Sony FE 40 mm F2,5 G – легкий, компактный, очень резкий с самой открытой диафрагмы и Zeiss Vario-Tessar 16-70 mm F4 – хороший универсальный объектив с постоянной диафрагмой и встроенной оптической стабилизацией. В магазине «Фотопарк» вы можете купить практически любую современную камеру или объектив. Ну а если чего-то нет в наличии, то вы можете сделать предзаказ и вам обязательно привезут то, что нужно по самой адекватной цене.

Sony FX30 имеет встроенную матричную стабилизацию. Эффективность её составляет порядка 5,5 ступеней экспозиции, что не сильно впечатляет на фоне некоторых других камер, которые щеголяют эффективностью в 7 и более ступеней. И она действительно довольно средняя, но в связке с оптической стабилизацией в объективе работает уже гораздо достойнее. Так же есть возможность включить дополнительную цифровую стабилизацию, конечно, за счет небольшой обрезки картинки. И так же материал, снятый этой камерой c определенными настройками, можно дополнительно стабилизировать с помощью утилиты Sony Catalist Browse. Но, конечно, вы не должны забывать, что внутрикамерная стабилизация не предназначена для съемки в движении.

Есть еще несколько моментов, которые я хотел бы отметить, большинство из них положительные.

Полноразмерный HDMI – это должно стать нормой для вообще всех выпускаемых камер, потому что с мини- и микроверсиями этого разъема работать совершенно невозможно.

Яркий накамерный монитор с очень высоким разрешением. Пока один из самых ярких встроенных экранчиков, которые мне встречались. Множество режимов съемки, как в 8 бит, так и в 10 бит, межкадровые и внутрикадровые, с битрейтами вплоть до 500 Мбит/с — каждый найдет подходящий режим для своей ситуации.

Активная система охлаждения, которая позволяет снимать видео без ограничений по времени. Два слота под карты памяти, причем оба универсальные, с возможностью работы как с картами SD, так и с картами CFExpress Type A.

Вообще, предлагаю всем производителям договориться там между собой и сделать карты CFExpress какого-то одного вида. А то наплодили этих Type A, Type B, CFast 2.0. Например, вот CFExpress Type A нормальный вариант, тем более слоты под них можно делать комбинированными.

Итак, Sony FX30 камера далеко не беспроблемная, но, как минимум, нестыдная. Она имеет современные характеристики, и, зная её особенности, толковый оператор сможет получить очень хороший результат. Безусловно, есть камеры, которые снимают лучше, но и стоят они, как правило, гораздо дороже. Но вы должны помнить, что личные навыки всегда важнее дорогой техники.

Материалы для скачивания

Видео исходного качества (5,7 ГБ), снятое на Sony FX30, можно скачать по ссылке.





Последние комментарии на YouTube