Свой первый объектив (кроме штатного) я выбирал очень долго. Мне хотелось купить к своему первому Nikon D5000 светосильный фикс и выбирал я между никоновским 50/1.8 и чуть более светлым Sigma 1.4 (не Art, тогда их еще не было). В итоге выбор пал за Nikon. И не потому, что я отсматривал тестовые фотографии, досконально сравнивал качество картинки, а потому что я решил, что только Nikon может делать объективы для Nikon. И тогда, лет десять назад, я даже и подумать не мог, что захочу себе линейку оптики от стороннего производителя. Тем более из Китая. Недавно я рассказывал про очень достойный и относительно бюджетный портретник Viltrox 85mm f/1.8 II FE, который доступен для полнокадровых камер Sony и для APS-C камер Fuji.
Viltrox 33mm F1.4
А недавно магазин Fotorange прислал нам на тест еще один светосильный фикс – Viltrox 33mm F1.4 под байонет Fuji. И так как мы имеем APS-C сенсор, то 33 мм с учетом кропа превращается в классический полтинник. Кстати, у меня одного вопрос, почему именно тридцать три, а не тридцать пять? В России этот объектив доступен пока только под байонет Fuji, хотя в Китае он уже есть и под Sony.
Технические характеристики
- Оптическая схема: 10 элементов в 9 группах
- Один ED-элемент
- Диафрагма: 9-лепестковая
- Максимальная диафрагма: f/1.4
- Минимальная диафрагма: f/16
- Диаметр светофильтра: 52 мм
Viltrox 33mm F1.4 c блендой
Объектив поставляется в минималистичной коробке в комплекте с тканевым чехлом, крышками и металлической блендой. Инженеры из Поднебесной продолжают изобретать велосипед и сделали условно подпружиненный механизм крепления бленды на объективе. В момент финальной фиксации бленды она ощущается в руках как «примагниченная» и ставшая на свое место намертво, однако даже от резкой тряски грозится слететь с объектива, что дает повод для беспокойства. Не говоря уже о том, что бленда слетает в сумке каждый раз, когда достаешь камеру с объективом. Но это, наверное, единственная конструктивная мелочь, к которой можно придраться.
Сам объектив выполнен из металла с минимальными зазорами между деталями и ощущается практически как литой кусок металла. Имеет довольно широкое кольцо ручной фокусировки, которое вращается плавно и абсолютно бесшумно. Это, конечно, неоценимо в видео. Причем, ход кольца достаточно большой для точной наводки на резкость.
Viltrox 33mm F1.4
(слева) и Fujinon XF 35mm F1.4 R (справа)
Второе кольцо отвечает за установку значений диафрагмы. И для меня наличие такого кольца это, пожалуй, самое нелюбимое у Fuji. Я много лет снимаю на Nikon и пока не планирую полноценно переходить на другую систему. Но вместе с тем я снимаю, хоть и редко, на другие камеры. И при всех плюсах Fuji, самое неприятное для меня – это во время съемки контролировать, чтобы случайно не изменить значение диафрагмы. И если у "родного" Fujinon 35mm изменение диафрагмы сопровождается характерным щелчком, то у Viltrox кольцо движется настолько плавно, что я даже подумал, что есть возможность установки любого промежуточного значения. Но нет – любое прикосновение к кольцу сразу меняет значение диафрагмы. Плюс это или минус – сказать не могу, так как здесь налицо "заточенность" под видео для избегания посторонних шумов, если у вас установлен микрофон очень близко к объективу. Но лично для меня это вызывало некоторые трудности. И наверняка вызовет у вас, если вы собираетесь снимать именно фото.
Viltrox 33mm F1.4
Также есть возможность установки кольца для съемки с автоматической диафрагмой.
Полностью металлический байонет имеет возможность подключения к компьютеру для обновления прошивок. Кто знает, вдруг и этот Viltrox получит условную сверхспособность открываться шире до значений диафрагмы, скажем, 1.2?
Еще один условный минус, как по мне, это дизайн надписи. Не хватает ей как-то эстетики. Для такого объективчика хотелось бы чего-то более изящного, но это уже дело вкуса.
Надпись на Viltrox 33mm F1.4 могла бы быть и поизящнее
Фокусировка
Отдельно я хочу остановиться на моторе фокусировки. Он здесь тихий, даже нет – действительно бесшумный. И он очень быстрый. Конечно, если взять китовый 18-55 мм и сравнить его с этим Viltrox, то особо различий по скорости и «шумности» работы автофокуса мы не увидим. Но для большего понимания того, как работает Viltrox, я сравнивал его основным конкурентом – Fuji 35mmF1.4 R.
Во-первых, у Fuji при фокусировке выезжает хобот. Который, наверняка, еще и сосет в себя пыль (отмечу, что и Fuji, и Viltrox не имеют всепогодной защиты). Казалось бы, ну сделайте объектив чуть больше и спрячьте фокусировочный блок в корпус, но нет – Fuji предпочли транспортировочную компактность. У Viltrox же всё спрятано в чуть более длинный корпус.
Во-вторых, много вопросов и к работе фокусировочного блока у Fuji. Для меня эти два объектива были новыми, до этого я не работал с Fuji 35/1.4. И первая моя мысль была, что объектив попросту неисправен. Во время фокусировки, мало того, что внутри всё ну совсем небесшумно скрипит и как-то очень нехорошо жужжит, так еще и в момент наведения на резкость фокусировочный блок останавливается со звуком какого-то внутреннего удара и в руках ощущается вибрация от этой резкой остановки, будто наскакивает на какой-то ограничитель внутри. До этого подобное я встречал только в старой, причем очень старой, «отверточной» оптике Nikon, Viltrox же фокусируется бесшумно и плавно.
Скорость и точность
В принципе, особой разницы в скорости фокусирования нет, скорее в скорости передвижения фокусировочного блока, с минимальной дистанции фокусировки (у Viltrox’а она составляет 40 см и 28 см у Fuji) до бесконечности – нет. Но вот именно в скорости фокусировки очевидное лидерство за Viltrox. С Viltrox’ом ты нажимаешь на кнопку и попадаешь в резкость, с Fuji же ты постоянно видишь то подруливание по фокусу (если следящая фокусировка), то уход в бесконечность и возвращение обратно при съемке модели в полный рост. У "китайца" проблемы с фокусировкой начинались только при значениях диафрагмы 11–16. При закрытой диафрагме камера то и дело переводила фокус на задний план при съемке модели в полный рост. Но аналогичное свойство, но еще более выраженное, есть и у экземпляра от Fuji.
Вместе с тем промахи по фокусу Viltrox всё же допускает, но брак очень незначительный – три-пять промахов на полсотни кадров. И в основном это из-за движения объекта съемки в кадре.
Здесь очевидное лидерство за Viltrox, который вдвое дешевле своего собрата Fujinon’a. Кстати, точную стоимость объектива по текущему курсу ₽/$ вы можете посмотреть в магазине Fotorange.
Качество получаемых изображений
Друзья, позвольте задать провокационный вопрос. Кто из вас и как часто (особенно в бюджетном сегменте оптики, о котором мы сейчас говорим) снимает и рассматривает фотографии по крупицам, ища на голове модели недостаточно прорисованный волос, и часами сравнивает дубли, выбирая один для полиграфии? Мне кажется, что большинство фотографий делаются, чтобы потом быть несколько раз пережатыми и опубликованными в инстаграме и других соцсетях, где мало кто сможет оценить резкость в углах кадра или разглядеть "бочку", если речь не о съемке архитектуры. Поэтому я не стал делать досконального (условно) лабораторного теста двух этих объективов. К тому же, мне думается, что недостаточно только одного экземпляра для подробного разбора, должна же оставаться вероятность производственного брака в серии.
Максимально субъективно я хочу рассказать о качестве получаемых изображений и подкрепить свои впечатления фотографиями, которые вы сможете здесь рассмотреть (по ссылке в конце публикации вы сможете скачать фотографии исходного качества, сделанные на оба объективы).
Оба объектива дают достаточно детализированную, резкую картинку даже на полностью открытой диафрагме. Однако пальма первенства все равно за Viltrox. Он действительно резче того экземпляра от Fuji, на который я параллельно снимал. В защиту Fuji скажу, что при установке баланса белого на авто, Viltrox дает более розовый оттенок кожи, а цвет с Fujion’а мне нравится больше.
Оба объектива склонны к появлению очень незначительной виньетки на полностью открытой диафрагме. И вплоть до F/5.6 у обоих присутствует немного хроматики, которая, впрочем, не особо заметна.
Есть небольшое падение резкости к краю кадра у обоих, но так как объектив от Fuji изначально показал чуть меньшую резкость, Viltrox и здесь немного выигрывает у своего конкурента.
Выводы
Если бы я тестировал только лишь Fuji 35mm f/1.4 R, наверное, не сказал про
него ничего плохого (ну кроме мотора фокусировки с выезжающим хоботом). Но коль
уж есть сторонний производитель, который (прости меня, Fuji) сделал объектив процентов так на
десять-пятнадцать лучше и на пятьдесят – дешевле, то, как по мне, выбор тут
очевиден. Когда-то давно я был сторонником только оригинальной оптики и не
рассматривал другие объективы, кроме разве что Art-серии Sigma. Но сейчас я очень хотел бы
пополнить парк своей оптики объективами от Viltrox. К тому же, тому
самому первому моему «полтиннику» сейчас очень плохо. В свою былую молодость он
безболезненно пережил очень много дождей, мокрого снега и падений. Но вот тут
не зря производитель написал, что срок его службы 10 лет. И к концу своего
первого десятилетия он у меня перебинтован изолентой и периодически теряет свой
фокусировочный «глаз».
Viltrox,
я жду доступной оптики по Nikon
Z! Услышь меня, пожалуйста!
Viltrox 33mm F1.4
(слева) и Fujinon XF 35mm F1.4 R, установленный на Fujifilm X-T3
Фотографии исходного
качества, сделанные во время тестирования:
на Viltrox 33mm F1.4 (1.9 ГБ), скачать,
и Fujinon
XF 35mm F1.4 R (419 МБ), скачать.