Человеку непосвященному может показаться, что киноиндустрия одна из самых открытых для различных новаций отрасль. Ведь здесь внедряются самые новые технологии съемок, все более реалистичной графики и используется наиболее современное оборудование. Однако в жизни все происходит с точностью до наоборот. Я, честно говоря, с трудом представляю себе продюсера, который, собирая команду, сказал бы: «Я нашел деньги на проект, снимать будем на камеры малоизвестной марки». С вероятностью бесконечно близкой к 100%, выбор будет сделан в пользу уже много раз проверенного бренда.
А самые открытые ко всему новому — это, конечно, начинающие «киношники». У них нет никаких предрассудков, связанных с конкретными производителями техники, а еще нет денег на аренду и, тем более, покупку такой обычно довольно дорогой техники, что тоже очень важно, поэтому они готовы экспериментировать. И в этом большой шанс тех самых малоизвестных брендов. Ведь некоторые из этих новичков когда-то станут мэтрами «большого кино», и в их сознании может закрепиться память о недорогом, но надежном и качественном оборудования, которое они использовали в начале своего творческого пути.
Компанию Z-Cam сложно назвать совсем уж малоизвестной — кинокамеры она производит с 2015 года, но на больших проектах вы их вряд ли встретите, — разве что в качестве камер для съемки бэкстэйджа. Однако независимые творцы ценят съемочную технику этого производителя, прежде всего, за адекватную стоимость и достойные характеристики и охотно используют в своих проектах.
Z-Cam E2-F6, на мой взгляд, одна из самых сбалансированных камер по соотношению цена-возможности. Она имеет полнокадровую матрицу, с которой можно снимать сигнал разрешением 6К с частотой кадров до 60, а 4К можно записывать со скоростью до 120 к/с. Для сохранения материала можно использовать проприетарный «сырой» кодек ZRAW или более привычные Apple ProRes и H264-H265. При подключении через разъем HDMI внешнего рекордера Atomos возможна запись Apple ProRes RAW.
То есть, в принципе, можно выбрать кодек под любую задачу. Родной ZRAW позволяет сохранять исходник в очень высоком качестве без сжатия, но имеет ключевую особенность, которая, на мой взгляд, сильно ограничивает его использование в реальных проектах. Он не имеет нативной поддержки в большинстве монтажных программ. Для его проявки нужно использовать отдельную бесплатную утилиту ZRAW VideoSuite, в которой можно настроить необходимые параметры: баланс белого, чувствительность ISO, подстроить экспозицию, насыщенность и ряд других. То есть, фактически, сделать первичную цветокоррекцию и затем перевести это все в более удобоваримый кодек, например, Apple ProRes, если вы используете компьютер на Mac OS или DNxHD, если работаете на Windows.
Насколько это усложняет процесс производства вы можете понять из простого примера. Если 30 минут исходника в ZRAW 6К 25 к/с, имеет битрейт 1,2 Гбит/с и занимает примерно 200 Гб, то он же пересчитанный в DNxHD имеет объем уже около 1Тб и битрейт порядка 5 Гбит/с. С этим потоком данных не справляется ни один HDD или Raid-массив, да и SSD далеко не все смогут воспроизвести такой материал в реальном времени. Благо и камера и утилита ZRAW VideoSuite может создавать прокси-файлы.
Должен оговориться, что существует плагин для Adobe Premiere, который позволяет открывать ZRAW на таймлайне этой программы без дополнительного конвертирования, но сам я этого проверить не могу, к сожалению, ибо Adobe Premiere удален с моего компьютера уже 3 года как. Так что я предлагаю тем, у кого есть эта программа монтажа, скачать в текстовой версии обзора файл в исходном RAW-качестве и попробовать открыть его. Не забудьте предварительно установить плагин, который так и называется ZRAW plugin, найти его можно на официальном сайте компании z-cam.com.
Но на самом деле все эти «танцы» вокруг «сырого» исходника чаще всего не стоят потраченного времени. Все проекты, в которых была задействована Z-Cam E2 F6, я снимал в Apple ProRes и получил прекрасного качества исходник.
Z-Cam E2 F6 – это классический пример модульной камеры, которая представляет собой, по сути, коробку кубической формы с матрицей, процессором обработки, несколькими кнопками управления и набором интерфейсов для подключения навесного оборудования.
Отдельного упоминания заслуживает крепление объектива. Вообще камера может поставляться с двумя типами такого крепления Canon EF и PL (positive lock). У меня вариант с креплением типа Canon EF, но здесь оно не обычное, как вы можете заметить, а сделано на манер PL, не зря он считается самым надежным.
Чтобы зажать объектив в байонете, нужно поворачивать не сам объектив, а специальное кольцо. Таким образом, процесс смены оптики немного усложняется, поскольку для этого нужно быть более аккуратным и использовать обе руки, тогда как на стандартном байонете можно делать это одной рукой. Зато объектив крепится очень надежно, исключая малейший люфт и скручивание при фокусировке.
Большой рабочий отрезок этих креплений (44 мм у Canon EF и 52 мм у PL) позволяет установить в это, ни чем не занятое пространство, модуль электронного нейтрального фильтра. К сожалению, он не идет в стандартной комплектации — его надо докупать отдельно. Но по умолчанию здесь расположено обычное прозрачное стекло, которое защищает матрицу от попадания пыли во время смены объективов, что тоже очень полезно. Всегда безопаснее вытащить и почистить это стеклышко, даже в полевых условиях, чем шкрябать саму матрицу.
В отличие от «кубических» камер Panasonic у Z-Cam E2 F6 есть экранчик, хотя и не такой крупный, как на RED Commodo. На него даже можно вывести снимаемое изображение, но предназначен он, конечно, для работы с меню. Навигация осуществляется с помощь кнопок под экраном, а с левой, пользовательской стороны камеры, есть еще несколько кнопок для того, чтобы назначить на них быстрый доступ к необходимым во время съемки функциям.
Рядом с этими кнопками расположен слот для единственной карты памяти типа CFast 2.0. Если кто-то работал с самой первой Z-Cam E2 (обзор на неё был на канале), то знает, что там заглушка карты памяти была максимально антигуманной. При первой попытке её открыть, у вас сначала отрывался ноготь, а потом, после остановки кровотечения, уже можно было поддеть её отверткой или другим металлическим предметом, чтобы достать карточку из разъема. Теперь все это сделано с учетом человеческой анатомии, и крышечку можно открыть без применения тяжелой техники.
Но за все время использования этой камеры, я такой этим слотом ни разу не воспользовался, потому что записывал видео на внешний SSD-накопитель. На задней панели камеры есть разъём USB-C, через который подключается такой носитель. Максимальный объем диска может составлять 2 Тб. Я использовал один из самых распространенных – Samsung T5 емкостью 1 ТБ.
Его скорости записи достаточно, чтоб сохранять материалы любого качества, включая сырой кодек ZRAW.
Кроме USB-C здесь есть двухпиновый разъем LEMO для подключения внешнего питания. Кабель на D-Tap, кстати, есть в комплекте. Так же в комплекте есть антенна Wi-Fi для соответствующего разъема. При помощи Wi-Fi можно управлять камерой через мобильное приложение. Оно существует, как для iOS, так и для Android. Порт Ethernet, чтобы вести прямые трансляции и подключать камеру к компьютеру. HDMI для внешнего мониторинга и вывода RAW на рекордер.
С другой стороны —выход питания 12В, тоже двухпиновый LEMO. 2,5 мм Jack для проводного пульта управления. Двухканальный микро XLR, подобный тому, что есть на камере Alexa mini, но звук так же можно писать и через 3,5 мм Jack на правой стороне камеры, там же есть и разъем для наушников. И еще два 4-х пиновых разъема для подключения различного управляющего оборудования. Ну и конечно, посадочное место под аккумулятор типа Sony NP-F.
На корпусе есть десяток монтажных отверстий с резьбой ¼ дюйма, так что какие-то обвесы можно прикрутить прямо на камеру, мне так и пришлось делать. Поэтому я вам хочу сказать, что клетка строго необходима, без неё нормально обвесить камеру довольно проблематично.
У камеры нет активной системы охлаждения, что для меня стало неожиданностью. Несмотря на это Z-Cam E2 F6 совсем не нагревается. Как тут реализован отвод тепла — для меня загадка, — вероятнее всего за счет рассеивания через корпус, который сделан из алюминия толщиной, судя по всему, миллиметров 10.
Тем не менее, тут есть ограничение на запись непрерывного фрагмента. Интервал, через который камера самостоятельно будет останавливать запись, можно выбрать вручную, от 1 до 60 минут. Однако это никак не связано с перегревом. Все дело в том, что во время съемки файл не сохраняется — это происходит после нажатия на кнопку остановки записи. И если вдруг что случится в процессе, ну неожиданно пропадет питание, например, то вы рискуете потерять весь длинный файл целиком.
В одном из интервью представитель компании производителя сказал, что в Z-Cam E2 F6 устанавливаются матрицы производства Sony, так что мы в праве ожидать изображения потенциально высокого качества. С другой стороны, так называемую «цветовую науку» они разрабатывают сами, и это может приводить к определённым сомнениям. Однако должен вас успокоить. С цветопередачей у камеры все в порядке, точно так же, как и со светочувствительностью.
Минимальное значение ISO, которое можно установить, составляет 400 единиц, а максимальное достигает 64000 ISO. Максимальная чувствительность, с которой снимал я, составила 5000 ISO и на этом значении картинка отличного качества. Я, честно говоря, не представляю себе, для чего может понадобиться увеличивать чувствительность еще больше. Все же это кинокамера, которая не предназначена для репортажной работы, хотя «репортажку» я на неё немного поснимал. Впрочем, не слишком динамичную.
От кинокамеры мы вправе ожидать широкого динамического диапазона, и он здесь, по заявлению производителя, составляет целых 15 ступеней. Но камера очень не любит недоэкспозицию. Не будет ничего страшного, если снимать темнее, до -1 ступени, но при попытке восстановить изображение из недосвета в -2, -3 ступени шумов и артефактов станет слишком много, вплоть до того, что этот материал будет полностью непригоден для работы.
С переэкспозицией ситуация прямо противоположная. Вы спокойно восстановите информацию из картинки пересвеченной на +3 ступени, даже если снимаете в Apple ProRes. И на +5 ступеней, если снимаете в ZRAW. Впрочем, здесь тоже надо быть аккуратным, чтобы не потерять информацию в самых светлых областях.
То есть вы поняли, что при съемке не надо пытаться поставить значение ISO поменьше, в надежде вытянуть недостающий свет на посте? Лучше поднять ISO на ступень или даже две, переэкспонируя изображение. В этом случае вы получите гораздо лучший результат.
У Z-Cam есть камеры с глобальным затвором, но в другом ценовом сегменте, а здесь матрица с построчным считыванием. Роллинг шаттер, конечно, присутствует, но не такой, который может испортить вам проект, если вы задумали снять его ручной камерой без стабилизации, ну если вы не планируете крепить камеру на футбольный мяч, к примеру, то есть в разумных пределах.
С полным списком режимов съемки вы можете ознакомиться, перейдя по этой ссылке, но я хочу немного разобраться с размером и частотой кадров, потому что там есть некоторые особенности, скажем так.
Начнем с того, что режим Open gate, когда для съемки видео используется вся площадь матрицы 6064х4040 (3:2) возможен с максимальной частотой 30 к/с, то есть если вы захотите снимать на анаморфотную оптику, то замедлить видео, к сожалению не получится. В 6К при более стандартном соотношении сторон 17х9 и 16х9 максимальная частота кадров подрастет до 48 к/с, а 60 к/с можно записывать только при аспекте 2,4:1. При этом по ширине будут использоваться все 6 с небольшим тысяч пикселей, а по высоте чуть больше половины: 2560 пикселей.
Примерно такая же ситуация с записью в 4К. 16х9 и 17х9 можно снимать видео с частотой кадров до 60 к/с, а 120 к/с получится записать только при соотношении сторон 2,4:1, то есть с разрешением 4096х1728 пикселей. Есть еще возможность кадрирования, поскольку матрица это позволяет делать кроп, то есть снимать в режиме super35 mm и там добавляются другие частоты кадров. Замешайте это все с очень широким выбором кодеков и получите один из самых лучших вариантов возможных режимов съемки на кинокамеру. Учитывая её стоимость, естественно.
Вот, что хочу сказать в конце: Z-Cam E2 F6 – безусловно камера с массой особенностей, которые будут усложнять вам жизнь, но самое главное, что она поможет вам получить очень неплохую картинку, а при некотором навыке, даже отличную. Ну а тем, кто занимается съемкой кино, особенно ультрабюджетного кино, к сложностям не привыкать. И эта камера в списке проблем будет занимать далеко не самое первое место.
LED-трубки Nanlite PavoTube
Для съемок во время работы над этим обзором мы использовали для подсветки многофункциональные лампы-трубки Nanlite PavoTube. Они довольно недорогие, универсальные и продаются в различных вариантах мощности и комплектации.
Материалы для скачивания
Видео исходного качества (4,7 ГБ), снятое на Z-Cam E2 F6, можно скачать по этой ссылке.