Panasonic S1R. Сколько нужно мегапикселей?




Panasonic S1R. Сколько нужно мегапикселей?

Panasonic последним зашёл на полнокадровый рынок беззеркалок, но от этого на него и надежды большие все возлагали. Дело в том, что предшественница вот этой камеры это совсем не GH5 или GH5S. Перед ней явно шла Panasonic G9, которая тоже весьма неплоха, но мы всегда делаем оговорку с панасоником: «в хороших фотографических руках». Я много лет снимаю на Panasonic видео, я много лет снимаю на него же фото, но, как рабочую фотокамеру, я обычно использую зеркальный Nikon. Он как-то больше для этого приспособлен. И это понимаю не только я, но и другие фотографы, и здесь дело даже не в полном кадре. Обычно с маленькой матрицей связывают в принципе меньшее количество получаемого света, меньшую битность изображения, что дает не такую большую гибкость при обработке файлов RAW и ещё ряд недостатков, не говоря уже о площади матрицы, которой, и правда, не хватает начинающим фотографам. Да, профессионал себе все выберет сам, но спор, полный кадр или кроп, всегда заканчивается для любителя одинаково.

Решает спор матрица — она здесь стоит больше и по площади, и по разрешению, без сглаживающего фильтра для детализации и на электромагнитном подвесе для стабилизации. Для таких больших матриц, а именно, больше 30 мегапикселей, стабилизатор на матрице практически обязателен, чтобы компенсировать микросмаз даже на «нормальных» выдержках. Стабилизатор здесь двойной, и только за счёт этого достигается эффективность в 6 ступеней, и это невиданно для рынка, сделано это, благодаря согласованной работе стабилизатора в объективе и на матрице, но стабилизатор в объективе стоит далеко не во всех моделях. На объективах без стабилизации эффективность будет ниже, и разница в принципе видна в видео выше. Поэтому дополнительно сюда добавляется ещё и электронная стабилизация, которая работает по умному алгоритму, имеющему опцию ее усиления. В итоге, если снимать на ходу, картинка здесь особо плясать не будет, со включённой тройной стабилизацией. »В режиме «фото» камера обеспечивает выдержки до 2 секунд с рук, и здесь кроется ответ на вопрос, зачем ее сделали такой тяжелой: тяжёлая камера объективно меньше подвержена незначительным колебаниям от дрожания рук.

Это одна из первых камер Panasonic, которая использует матрицу высшего качества какого-то стороннего производителя. В фото это даёт широченный динамический диапазон и очень пластичные для обработки файлы RAW. В Lightroom можно видеть, что камера вытягивает довольно глубокие тени на пять ступеней и пересветы вплоть до почти 3 ступеней.

В камере новый алгоритм автофокуса. В данном случае, лучшая его версия — это режим поиска людей и других животных (и даже птиц) в кадре. Он прекрасно распознаёт людей по ботинкам, ногам, даже без наличия в кадре всего остального, это тот вариант, который наверняка, в основном, будет включён у видеографов, потому что он позволяет фокусироваться на любом человеке, вне зависимости от остальных факторов. Снимаешь говорящую голову, даже идущую, всё, камера на ней зафиксировалась и будет держать ее в фокусе, крепко зацепившись. В толпе правда, придётся отдельно тыкнуть на тот объект, который ты снимаешь, и если он будет бегать по кадру туда-сюда, всё равно он никуда не денется. Если же требуется снимать просто движение, можно переключиться в обычный следящий режим, обращайте внимание, что оба вида автофокуса работают и в постоянном, и в покадровом в видео, за исключением того, что постоянный следящий автофокус в видео будет работать только в режиме AF-С. Естественно, есть здесь и ручной автофокус, как в других камерах Panasonic, только нет алгоритма его работы через перетаскивание, когда на автофокусных объективах можно попросту указать на экране объект, и камера фокусируется на соответствующую дистанцию. Удобно также и то, что зона, по которой вы фокусируетесь, практически во всех ручных режимах может регулироваться, причём по-разному передним и задним дисками.

Зато традиционный автофокус можно подстроить под себя как по чувствительности, то есть, скорости фокусировки, так и по цепкости, здесь это «чувствительность переключения» области автофокуса, плюс работает вероятностное прогнозирование, которое позволяет камере использовать искусственный интеллект, чтобы понять, куда будет двигаться объект. Надо сказать, что в большей части это работает в основном режиме слежения по людям, а вот обычный следящий автофокус остался примерно на уровне Panasonic G9. Он неплох, но, как и с любым Panasonic, к нему надо просто привыкнуть. В основном, нарекания по качеству автофокуса идут от плохого его знания. Настройку чувствительности и цепкости можно выбрать как из предустановок, и тогда внизу будут подсказки, в каких случаях они лучше работают, так и настроить под себя и сохранить эту настройку, причём, раздельно для фото и видео.

Кстати, интересная мелочь заключается в том, что в последних камерах эту настройку можно сохранить не просто в меню, но и вообще экспортировать все настройки вашего меню на карту памяти. Если у вас камера одна, то мне представляется использование этой функции так. Вы берете и сохраняете комплект настроек под съемку свадьбы, скидываете его на карту. Затем вы работаете в студии и точно так же скидываете эти настройки на карту, затем, если вы вдруг поснимали репортаж, вы, опять же, скинули настройки, в которых снимали, на карту. И уже потом, приезжая на каждый вид съёмки, вы просто загружаете эти настройки из соответствующего набора. Понятно, что в целом это сделано под те случаи, когда вы едете на выездную съемку и берёте арендную камеру, и тут вам останется только закачать все свои настройки, и она уже будет полностью, как ваша, но применение этой функции явно недооценено, и мало кто о ней говорит.

В студии камера работает очень достойно, поскольку именно для нее она и была создана, учитывая ее огромное разрешение. Есть в ней управление совместимыми внешними вспышками в беспроводном режиме, но и в ручном она прекрасно себя чувствует, достаточно просто отключить адаптацию по яркости, чтобы было видно картинку на экране. В отличие от маленьких камер, эта имеет более короткую выдержку синхронизации, 1/320 с, что оценят любители снимать с быстрым светом. Удобно также использовать управление с большого планшета, чтобы разглядывать детали или на лету потом перекидывать кадры.

Про управление я говорил ещё в предварительном обзоре, поэтому отдельно останавливаться на нём не буду, оно здесь сделано таким, что реализует практически любой запрос фотографа, даже искушенного. Просто напомню детали, которые я осветил ранее: это фирменный диск переключения режимов, который гибко настраивается, это основной диск режимов съемки, который поворачивается только по нажатию клавиши сверху, поэтому его не скрутишь случайно, это 3 диска на корпусе под правую руку с защитой от случайного скручивания, чтобы случайно не сбросить настройки в студии или в режиме туриста, и плюс ещё джойстик и 8-позиционный переключатель, а также тумблер для переключения режимов автофокуса и ряд служебных клавиш, включая быстрое меню, которое гибко настраивается.

Мало? Есть ещё переключатель двух основных режимов камеры, который по умолчанию работает с механическим и электронным затвором, но навесить сюда можно всё, что угодно, стандартно предусмотрены порты под микрофон, наушники, USB с возможностью зарядки, но без возможности питания и полноразмерный HDMI, причём, компания уже в комплект кладёт специальный фиксатор, чтобы ничего не вывалилось во время съёмки. Ну и клавиши на передней панели, 2 из которых можно настроить под разные функции. Если добавить ещё и управление по телефону, камера получается совсем замечательной. Про видоискатель я даже говорить не буду, он здесь огромный, даже с возможностью переключения на обзор поменьше для людей с туннельным зрением, хотя вот именно с этой камерой я очень быстро привык работать по экрану.

Практически каждый, кто видел у меня в руках эту камеру во время теста, говорил, что она большая, а те, кто брал в руки, добавлял, что она еще и тяжелая. Если же просто навернуть на неё обычный полтинник 50/1.4, это будет увесистая дура весом почти в 2 кг. Все говорят, что привыкли к компактным беззеркалкам, но вот тут Panasonic упрекнуть вообще не в чем, у компании, действительно, есть компактные беззеркалки. А учитывая то, что у современного фотографа должна быть большая чёрная камера, всё вполне укладывается в эту логику, тем более, учитывая ее надежность и стойкость к погодным условиям. Интересно сделан и сам корпус: он не просто крупный, но будто бы слеплен под мою руку, не вываливается, пальцы никуда не утыкаются, все на месте. Наверняка, девочки моих восторгов не оценят, но тут все сделано под обычного мужика, брутально и жестко.

Благодаря хорошему видео, камера уверенно тянет на универсальный инструмент. Она практически единственная из полнокадровых сегодня способна писать с полного кадра 4K с частотой кадров до 50 у нас или 60 в Америке. То же самое она отдаёт наружу в 10 битах. Надо, правда сказать, что лимит такой записи на карту здесь 15 минут, вне зависимости от емкости карты, которую вы сюда вставили и что здесь есть кроп примерно 1,1 от площади кадра. В HD 1080 ограничения по длительности и кропа не будет, если вы не включите дополнительную электронную стабилизацию, которая как раз берёт 10% про запас. Интересно, что в меньшем разрешении можно писать видео с полного кадра, зоны с кропом 1,5, а также с точностью до последнего пикселя, когда у вас из центра вырезается соответствующая зона, чтобы обеспечить точное воспроизведение картинки. Если беспокоят те самые 15 минут, то на выходе на рекордер их можно обойти, поскольку камера это ограничивать не будет, зато чего здесь нет, так это возможности установки V-logL в камеру, но есть репортерский профиль Rec.709 и привычный мне Cinelike-d, с которыми тоже нормально работать в 10 битах. Рекорд поставила камера и по замедленной съемке, которая здесь идет в 180 кадрах в секунду в HD1080. Посмотрите, насколько сильно замедляется кадр, если довести его до 24 кадров в секунду, это в 7.5 раз, а если растягивать еще больше, за счет дорисовки кадров, как мы делаем с видео 50 кадров в секунду, то получится еще медленнее. Единственное, в этом режиме отключается стабилизатор изображения и автофокус, но такой режим и не подходит для автоматической съемки.

Следует сказать, что эта камера является, пожалуй, самой современной из беззеркалок в принципе. Сегодня идет переход к композитной (вычислительной) фотографии, поэтому и здесь есть ряд функций, которые отсутствуют в других камерах. Я очень хорошо понимаю, зачем сюда вставили возможность пиксель-шифта, который позволяет вот на этой самой камере одним кадром получать фото разрешением 187 мегапикселей. Естественно, это всё не просто так, надо снимать этот кадр с штатива, после чего он ещё секунд 10 склеивается, но в результате любой пейзажист и музейный сотрудник счастливы. Есть здесь и все расширенные функции 4К и 6К фото, которые появились в последнее время, включая возможность репликации объекта в одном кадре, фокус-стекинг, правда, пока его не довели до корректной, с точки зрения коммерции, реализации, и это больше заметно как раз при сильном размытии с полного кадра, но всё же эти функции вполне можно использовать в жизни. Из интересных фишек мне понравилась также возможность наложения прозрачного кадра, что можно использовать, к примеру, в предметной съемке, когда вам объект нужно располагать в определенном соотношении с базовым кадром, есть возможность настройки чувствительности сенсора глаза, который при открытом мониторе ведёт себя полностью интеллектуально и практически отключается.

Для анализа качества картинки, к тесту приложены фото, сделанные на Panasonic S1R, включая исходные кадры в формате RAW, пример видео на камеру и фото в большом разрешении.





Последние комментарии на YouTube