Пока я не уехал из Японии, решил сделать еще один быстрый обзор полнокадровой беззеркальной камеры Nikon Z7, воспользовавшись предоставленной мне возможностью протестировать ее в течение целого дня. Хочу обратить ваше внимание, что модель Nikon Z7 уже выпускается на заводе компании Nikon, a Z6 будет запущена через месяц, при этом основное отличие Z6 от Z7 будет заключаться только в другой матрице и ее электронной обвязке, абсолютно все характеристики, относящиеся к механике, затвору и управлению, останутся такими же. Естественно, процессор там будет другим, но того же уровня, хотя и обеспечивать он будет камере немного другую чувствительность. Поэтому, если закрыть глаза и маркером исправить на корпусе цифру 7 на цифру 6, этот обзор вполне можно считать и обзором Nikon Z6, хотя, признаюсь, саму камеру я даже пока в руках не держал.
Корпус камеры сделан литым из сплава магния по традиционной технологии Nikon, а затвор здесь точно такой же, как в Nikon D5, поэтому и износ у него будет соответствующим. Просвет байонета сделан намеренно очень большим, чтобы обеспечивать эффективную стабилизацию изображения на пять заявленных ступеней. Вполне возможно, технические ограничения у компании Sony более значительны, хотя, в любом случае, трясти в электромагнитном поле полнокадровую матрицу заметно сложнее, чем маленькую, но здесь явно всё на стороне Nikon, поскольку и байонет больше, и корпус крупнее, так что перемещение матрицы ничем не ограничено. Матрица здесь стоит новая, разрешением 45.7 МП, сделанная на базе той, что установлена в Nikon D850, только с новым процессором и с комплектом интегрированных фазовых датчиков в количестве 493 штук прямо на ней. На корпусе быстро замечаешь кучу интерфейсов, вход и выход звука, полноценный HDMI, USB-C, управляющий порт для спуска и только одну карту памяти, причем крайне непопулярную XQD. Последнее — прямое следствие того, что камера предназначена не для профессионалов (просто посмотрите на индекс камеры, Z1 пока вообще не вышел). Более производительных камер следует ждать через год или два. Зато позитивно, что камера сохранила обратную совместимость батарей. Вот такая батарейка влезет даже в мою рабочую камеру, просто является ее модернизированной версией.
Модуль автофокуса здесь быстрый и довольно точный, но необходимо учитывать, что его Nikon фактически разрабатывал с нуля, на базе уже имеющихся у компании технологий. Управляется он, естественно, через основной процессор, а поэтому его оптимизация тоже будет связана со временем после запуска системы. По всей видимости, уже в ближайшие несколько месяцев компания будет выпускать обновления, которые его улучшат. Надо сказать, что в начальной своей реализации он весьма неплох, хотя придраться можно, в сериях чувствуется нехватка скорости фокусировки, а предоставленный на тест объектив слишком темный, чтобы можно было однозначно сказать, насколько хорошо он работает со светосильными стеклами. Там ситуация должна быть лучше в плане скорости, к тому же, может появиться и возможность фокусировки по глазам, отсутствие которой отметил уже не только я. Обратите внимание, что в режимах управления автофокусом отсутствует фирменное никоновское 3D-слежение, хотя оно есть в любой зеркальной камере. Если вас это беспокоит, вспомните первые камеры Sony — они вообще с автофокусом в течение трех поколений камер боролись, а здесь вы почему-то хотите все в идеале с самого начала.
Управление Nikon Z7 соответствует ее классу, так называемый «продвинутый пользователь». Это видно по количеству крутилок и ориентированности управления на одну руку. Профессионалы всегда снимают двумя руками, и им кнопок недостаточно даже в Nikon D5. По сравнению со своими аналогами, камера лишилась ряда кнопок, зато приобрела хорошее сенсорное меню, взявшее на себя часть функций.
Быстрое меню полностью настраиваемое, здесь есть 12 пунктов, которые можно настроить под ряд часто вызываемых функций, и это всё дополнительно к функциональным клавишам на корпусе. Каждому свое, но я сюда вынес брекетинг, отключение стабилизации, беззвучный режим, стиль картинки, форматы качества изображения, настройки автофокуса и экспонометра. Это всё, помимо тех функций, которые можно быстро навесить на функциональные клавиши, а также помимо тех, которые стандартно прописаны для уже имеющихся. То есть, чувствительность, диафрагма и выдержка уже и так имеют свои органы управления, которые практически не меняются. Дополнительно в списке органов управления появляются кнопка на объективе и фокусировочное кольцо, которое также настраивается, просто здесь чуть меньше опций.
Радует, естественно, кнопка на основном диске, которая, тем не менее, не фиксируется, то есть, работает лишь при нажатии на нее и удерживании. Нагляден и второй монохромный дисплей сверху, который видно даже в темноте.
Несмотря на то, что компания заявляет, что затвор в Nikon Z7 установлен от Nikon D5, алгоритм его работы всё равно другой. Он позволяет съёмку в серийном режиме как с блэкаутом, так и без него, в зависимости от предпочтений пользователя. И если первый напоминает вам кино, воспроизводимое на медленной скорости и мерцающее, то второй являет собой просто последовательность кадров, идущих друг за другом, выглядит уже как-будто гладкое, но дискретное движение. Включить тихий режим можно как функциональной клавишей, так и пунктом сенсорного меню.
Стабилизатор в режиме фото выдерживает вплоть до 1 секунды с сохранением хоть какой-то резкости. Однако, учитывая большое количество пикселей, самую длинную выдержку придется поднять. Впрочем, для фанатов пейзажной фотографии здесь есть очень гибко настраиваемая возможность отложенного спуска, когда вы выбираете тип используемого затвора, количество секунд после нажатия клавиши, необходимость подтверждения и даже количество кадров, которое делает фотоаппарат серией, с определением шага между кадрами. Всё это позволит использовать его пейзажистам, которые как раз и снимают в таком режиме.
Не хватает в камере Nikon Z7 встроенной вспышки, которую можно использовать для быстрой подсветки переднего плана в ряде фотографических ситуаций, при этом компактной вспышкой камера, насколько я знаю, не будет комплектоваться, и единственным выходом будет таскать полноразмерную вспышку с собой, что вряд ли нужно даже продвинутому потребителю.
Функции видео в этой камере, наверное, самые продвинутые из всех камер Nikon вообще. При этом, надо сказать, что находятся они на уровне промышленных стандартов, правда, в лучшей реализации. Камера снимает 4К с частотой кадров 30 с полнокадровым считыванием, а также может делать замедленную съемку до 120 кадров в секунду, правда, в разрешении HD. В этом режиме, правда, не спасает даже режим антифликера, который включается в камере автоматически, но настроен на частоту источников 50 или 60 Герц. Однако такие ошибки – это уже вина видеографа, то есть, в данном случае, моя. Есть здесь и пикинг, и зебра, помогающие снимать видео, управление видео сделано отличным от режима фото, причем, не только цветовых профилей, но и даже органов управления, которые в режиме видео работают совсем иначе. Под видео модернизирована даже нижняя площадка, имеющая второе отверстие под штырь видеоштативов.
В режиме видео хорошо проявляет себя и стабилизатор изображения, который, естественно, работает не так эффективно, как в случае с мелкоматричными камерами, Зато для полного кадра он действительно ведет себя очень вменяемо, и здесь, конечно, следует сравнить камеру с лучшими вариантами Sony, но и так можно сказать, что стабилизатор работает вполне прогнозируемо и ответственно. Электронный стабилизатор, присутствующий в меню, мне не понравился, потому что его алгоритм работы следует еще допилить, поскольку, в дополнение к стабилизации через обрезку площади кадра, он ещё и правит перспективу, считая, что это правильно. Профессиональный глаз, естественно, заметит искажения перспективы при съемке на широкий угол по краям кадра.
Я также специально провел ряд тестов, чтобы понять, насколько камера подвержена так называемому эффекту желе. Роллинг-шаттер при съемке в 4К здесь заметен, но только при резком движении или намеренном качании из стороны в сторону, а вот в разрешении HD его практически и нет. Я смотрел вот этот самый тест несколько раз на своем экране, и у меня так и не получилось здесь увидеть эффект желе. То есть, в реальной жизни он будет практически незаметен. Если же придираться, то и в ряде оптимизированных камер с маленькой матрицей его тоже можно увидеть. Что у меня не получилось протестировать в режиме видео, так это возможность выхода в 10-битном представлении Log, поскольку камера отдает его только на внешний рекордер, которого у меня с собой не было, поскольку спецификации камеры я просто не знал заранее.
Данный анонс для Nikon более чем анонс камеры Nikon Z7 или, как в данном случае, даже двух. Это анонс новой системы, системы Z, на которую, скорее всего, в будущем компания и перейдёт. Не будем забывать, что подобные анонсы в течение последних лет именно такими и были, цена камеры устанавливалась не с самого начала, были определенные недоработки, были проблемы в работе. К примеру, даже Sony с первым поколением своих беззеркальных камер очень здорово просчиталась, там и автофокус был крайне слабым, и батарейка, и ещё много каких недостатков было, и только третье поколение этой камеры стало более или менее надежным. Nikon хочет сразу исправить все ошибки других производителей, поработав над ними как над своими. В принципе, для первого анонса всё сделано просто отлично, а недоработки есть недоработки. Тем не менее, уже сейчас можно уверенно сказать, что Z7 — это серьезная претензия Nikon на свое место на беззеркальном рынке, у неё есть огромная масса сильных сторон, есть даже и свои преимущества, вроде хорошего стабилизатора, автофокуса 10-битного выхода и вообще хорошего видео. Отмеченные недостатки, компания, уверен, исправит, в том числе и ближайшими обновлениями прошивок. Поэтому давайте вместо критики просто пожелаем производителю счастливого пути, ведь этими камерами снимать нам, а не ему.
Тестовые фотографии в JPEG (706Мб), сделанные на Nikon Z7, скачать и RAW (80Мб), скачать.
Тестовое видео в исходном качестве (490Мб), сделанное на Nikon Z7, скачать.